В феврале 1986 года в вилмингтонском госпитале, Северная Каролина, за месяц до кончины, некто Хэлен Мор, верная прихожанка местной методисткой церкви, заботливая бабушка, вечно ворковавшая над внуками и внучками, решила дать одно единственное в жизни интервью. Выбор ее пал на Ларри Рени Томаса, радиожурналиста и писателя. То, что рассказала Хэлен Мор стало книгой и стало сенсацией.
Добрый день, вечер или ночь! В том, что греки называли эфиром еженедельное «Время Джаза». Вы можете слушать нас на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Lee Morgan - The Cry Of My People – 5:22 (Lee Morgan - The Sixth Sense - Blue Note)
«Плачь по моему народу» - Кэла Мэсси. Ли Морган – труба и лидер; Сэдар Уолтон - рояль; Виктор Спроулес – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. Руди Ван Гелдер записал этот диск в ноябре 1967 года.
Это весьма редкая запись, потому что Ли Морган почти никогда не играл лишь с ритм-группой.
…. Хэлен Мор (more) абсолютно оправдывала свою фамилию. More – больше, еще! – это то, что с ней случилось в 13 лет. Я отнюдь не моралист, но родив первого ребенка в 13, второго в 14, она оставила их бабушке и дедушке и укатила к маме в Вилмингтон. Ей было 17. Маме она сказала, что обрела вновь невинность, ненавидит мужчин и секс и что жизнь должна быть чем-то иным.. Через несколько месяцев, она, скажем, случайно, вошла в квартиру бутлегера, то есть торговца алкоголем в период сухого закона. Как она вспоминала перед смертью, он считал деньги и она никогда не видела столько денег. Цитата: «… он влюбился в меня, а я в его деньги». Через год они поженились (ему было 39, ей – 18). Еще через год торговец подпольным спиртным взял и помер. Точнее, утонул.
Lee Morgan - All the Way – 7:24 (Lee Morgan - Candy - Blue Note)
«All the Way» Сэма Кана и Джимми Ван Хьюсена. Ли Морган – труба; Сонни Кларк – фортепьяно; Даг Уоткинс – контрабас и Арт Тейлор – ударные. 2 февраля 1958 года. Запись и ремастеринг Руди Ван Гелдера.
Фамилия бутлегера в интервью не указывается, но, судя по всему, он был белым. Его родители приехали за юной женой, вдовой, и увезли ее в Нью-Йорк. Жили они в мидтауне на 52 улице между девятым и десятым авеню. Хэлен Мор, по ее словам, думала задержаться в Нью-Йорке на две-три недели. Но она быстро нашла работу и, как я подозреваю, не цветочницей. Она сняла квартиру, а по вечерам отправлялась в клуб «Blue Rhythm» на Сахарный Холм в Гарлем. В клубе играло трио и пела певица, как выяснилось позже – Этта Джоунс.
«Я быстро познакомилась со всеми завсегдатаями. Я легко вписывалась в любую компанию. Я была все еще красавицей, и я умела говорить на любые темы… Я стала оставаться после закрытия клуба, постепенно подтягивались другие джазмены, и начиналась джем-сешен. Это были знаменитые after-hours. Вскоре я обнаружила, что мои новые друзья в клубах вовсе не знатоки и любители джаза. То есть они, конечно, знали всех и вся. Но на самом деле они были продавцами героина. Они называли эту дурь «лошадкой». Так как я не притрагивалась к наркотикам, мне поручали переносить этот кошмарный товар».
В прямой трансляции, в подкасте, со спутников HotBird и AsiaSat-7 или с нашего сайта www.svoboda.org, вы слушаете еженедельное «Время Джаза». «Время Джаза» - это история американской музыки от блюза и рэгтайма, до страйда, буги, свинга, бибопа, Третьего Течения, фьюжн и фолк-джаза. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Lee Morgan - The Lady – 6:44 (Lee Morgan - Lee Morgan - Indeed! - Blue Note)
«The Lady» - Оуэна Маршала. Леди в джаза была одной единственной – Леди Дей, Билли Холидей. Ли Морган – лидер и труба; Кларенс Шарп – альт-саксофон; Хорас Силвер – рояль; Уилбар Уээр - контрабас; Филли Джо Джоунс – ударные. 4 ноября 1956 года. Опять Руди Ван? Именно. Хакенсак, Нью-Джерси. Ремастеринг его же, 2007 года.
«Люди, которые играли после работы, after-hours, играли во всех этих клубах и они были самыми феноменальными, самыми утонченными и интеллектуальными гениями, - говорила практически на смертном одре Хэлен Мор. – Она выслушивала их жалобы, их беды, разочарования, потому что белые хозяева клубов их практически обворовывали, как и коллеги белые джазмены. Гонорары выплачивали жалкие, а за авторские права практически не платили. Об этом же писали в своих воспоминаниях и Диззи Гиллеспи, и Майлз Дейвис, и Билли Холидей. Хэлен, принимала эту ситуацию близко к сердцу. Она знала, что джазменов проводят в клуб через боковые двери и что они не имеют права находиться в зале. Лишь на джем-сэшенс, которые были для своих, ситуация менялась. Она понимала, почему эти парни, это гении сидят на игле: чтобы убить боль и играть дальше. Она распахнула двери своей квартиры на 53-й улице между восьмым и девятым авеню, которая стала называться «Helen’s place». Она кормила всех, кто приходил, и помогала им. Наркотики были запрещены.
И здесь начинается вторая часть ее истории.
Lee Morgan – Yesterday – 5:45 (Lee Morgan - Delightfulee - Blue Note)
«Yesterday», «Вчера» - Джона Леннона и Пола МакКартни. Ли Морган и оркестр Оливэра Нэлсона. 8 апреля 1966 года, «Blue Note», а значит все тот же звукорежиссер – Руди Ван Гелдер.
Ли Моргана к Хэлен Мор привел тромбонист Бенни Грин, «… парень, с которым, как она сказала в интервью Ларри Рени Томасу, - с которым я путалась в то время. Мы разговорились и совершенно непонятным образом сердце мое кувыркнулось и перестало быть моим. Я его потеряла. Мы все еще сидели и болтали. Парень был молодой, но он был без пальто, в пиджаке. А на улице был собачий холод. – Где твое пальто? – спросила я его. – Я его заложил в ломбард, - ответил Ли. Мне нужно было купить малость дури. - Я пойду и выкуплю твое пальто, - сказала Хэлен. – Там еще моя труба, - опустил голову Морган». - Я выкупила пальто и трубу и Ли больше не отходил от меня ни на шаг. Он переехал ко мне и я занялась им и его делами так, как если бы они моими собственными; вернее – раз в сто больше. Я стала его любовницей, хозяйкой, менеджером и его рекламным агентством».
Здесь мне приходится начать сокращать текст интервью. Целиком он занял бы четыре-пять передач.
Хэлен Мор заставила Ли Моргана пройти курс лечения (rehab) в бруклинской больнице, убедила продюсеров и хозяев клубов, что Ли чист, как слеза, и готов играть, приодела его для сцены (у Ли вместо ботинок были домашние тапочки) и заключила целую серию контрактов, как на записи, так и на выступления. Она вернула Ли Моргана с того света, а на этом он вновь начал играть, как верный наследник Клиффорда Брауна и молодой гений. Ли начал зарабатывать, известность его укрепилась, он гастролировал теперь и по западному побережью (Лос-Анджелес и Сан-Франциско) и с ним неизменно была Хэлен Мор, которую теперь звали Хэлен Морган. Она сидела на репетициях и на записях и, само собой, на концертах. С 1958 года Ли играл в составе «Вестников джаза». Кстати, на героин его подсадил лидер «Вестников», ударник, Арт Блейки.
На каникулах в теплых краях, в хвойном раю на даче в компании комаров и лягушек, в каменных городских джунглях или же в дороге из пункта А в пункт Б, вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза». Наш адрес www.svoboda.org. У микрофона в полном гроз и луж Париже – ваш ДС.
Ли Морган родился в июле: 10 июля 1938 года в Филадельфии, Пенсильвания.
Lee Morgan - The Rajah – 9:09 (Lee Morgan - The Rajah - Blue Note)
«The Rajah», «Раджа» - композиция Ли Моргана. Ли – труба; Хэнк Моубли – тенор-сакс; Сэдар Уолтон – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джин Тейлор – ударные. 29 ноября 1966 года. Звукорежиссер все тот же.
Ли начал терять с трудом обретенную с помощью Хэлен устойчивость казалось бы с шутки. Как-то во время ужина с друзьями в их с Хэлен квартирке кто-то предложил попробовать африканский, почти коричневый, кокаин. Компашка занюхала по понюшке и вроде бы на этом все закончилось. Кокаин для бывших или все еще активных героиноманов был чем-то вроде детских капель от кашля. Но через несколько недель Хэлен поняла, что Ли начал ширяться и круто настоящим качественным кокаином. Как и Майлз, как и многие другие, он считал, что кокаин не такая страшная вещь, как герыч, даже внутривенно. И это не все. Кокаин и приличные, организованные Хэлен, заработки, а она продолжала работать его менеджером, начали отодвигать их друг от друга. Ли все еще жил в квартире Хэлен, но завел себе молодую подружку. Хэлен впервые почувствовала эту кошмарную для нее, разницу в возрасте.
Lee Morgan - Lover Man – 6:47 (Lee Morgan - The Cooker - Blue Note)
«Lover Man», «Любимый, любовник…» - у этого стандарта три автора Джимми Дейвис, Роджер Рамирез и Джеймс Шерман. Самая знаменитая версия - вокальная в исполнении Билли Холидей. В данном случае квинтет Ли Моргана, труба. Пэппэр Эдамс играл на баритон-саксофоне; Бобби Тиммонс – на рояле; Пол Чэмбэрс – на контрабасе и Фили Джо Джоунс – на ударных. 29 сентября 1957 года. Запись сделана все там же в Хакенсаке, Нью-Джерси. Всего Руди Ван записал 30 дисков Ли Моргана.
Хэлен, все еще Морган, не испытывала никаких недобрых чувств к любовнице Ли. Наоборот, она мило с ней разговаривала, давала понять, что она прекрасно все понимает. Последний ангажемент, который она устроила Ли, был недельным контрактом в джазовом клубе «Slug's Saloon». К этому моменту Ли и его комбо были настолько популярны, что попасть на концерт было практически невозможно. Хэлен организовывала все административную работу, но в клубы, где играл Ли, по его просьбе больше не ходила. Просьба на самом деле была не его, а его подружки.
Финишная прямая еженедельного «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org.
Lee Morgan – Infinity – 11:45 (Lee Morgan – Infinity - Blue Note)
«Infinity», «Бесконечность» - композиция Ли Моргана. Ли – труба и лидер; Джаки МакЛин – альт-саксофон; Ларри Уиллис – рояль; Реджи Уоркмэн – контрабас и Билли Хиггинс – ударные. 16 ноября 1965 года, Руди Ван Гелдер.
В том феврале 1972 года, 19 февраля, Хэлен в последний раз Морган, нарушила свои же правила и отправилась в «Slug's Saloon». Зал был полон. Она успела услышать, как подружка Ли заорала: - Ты же обещал, что этой сучки здесь не будет! Ли летел по проходу, чтобы вышвырнуть Хэлен. В панике она выронила сумку. В сумке был, подаренный ей самим же Ли, револьвер. Как она сказала в интервью, она в полном бреду подобрала его и почти в упор выстрелила в Ли Моргана. После чего забилась в истерике. Полиция увезла ее. Впереди был суд, тюрьма, взятие на поруки и возвращение в Вилмингтон.
В день смерти Ли ему было 33 года. Хэлен Мор – 48.
На этом клуб «Времени Джаза» опускает непомерно тяжелый сегодня занавес. Звукорежиссер передачи Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Наш адрес - www.svoboda.org. Всех вам благ, удачной летней недели. Чао, бай-бай.