Джон Льюис на прошлой неделе, на этой Мэри Лу Уильямс, Киз Джаррет, Гил Эванс и Ред Гарленд – сплошь пианисты, все разные, все гениальные, вот причина, по которой новенькое с лазерной иголочки, «Время Джаза» придётся начать с трубача и тромбониста из Монреаля Мейнарда Фергусена.
Не смотря на майские грозы свежего разлива, вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через мирные спутники HotBird и AsiaSat-7 или же прямо с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Maynard Ferguson - I Can't Get Started - 4:00 (Maynard Ferguson - Sextet 1967 - Just A Memory)
«I Can't Get Started», «Я не могу с тобой начать…», что начать ясно из текста песни, слова к которой написал Айра Гершвин, ан слова отсутствуют! А музыку, её вы и услышали, сочинил Вернон Дюк в 1936 году. Эта песня-стандарт была написана для бродвейского театрального представления «Ziegfeld Follies». В данном случае играл квинтет Мейнарда Фергусена, труба; Джон Кристи – альт-саксофон; Арт Мэйстэ – рояль; контрабасист и ударник, как пишет Скот Яноу, «забыли оставить свои имена». Запись сделана в 1967 году во время монреальской международной выставки.
Мейнард родился в Вердене, Квебек 4 мая 1928 года. Он был трубачом, флюгельгорнистом, сопрано и баритон-саксофонистом и тромбонистом. Начинал он в оркестре Джимми Дорси в Нью-Йорке в 1949 году, играл у Чарли Барнета и, наконец, у Стена Кентона в 1950-м. Кентон и вывел его на около-американскую орбиту, после чего Мейнард собрал собственный оркестр и играл то в Нью-Йорке, то в Лос-Анджелесе, пока не укатил в Лондон, где получил ангажемент в лучшем джазовом клубе города Ronnie Scott’s Club. В 1970-м, увы, он съехал на джаз-рок, а затем ушел на не совсем вольные хлеба и начал писать музыку к голливудским фильмам и сериалам. Упомяну: «Летом 42-го года», «Звездные войны» и «Рокки-Два». На какое-то время он вернулся в джаз и играл с пианистом МакКоем Тайнером и контрабасистом Эдди Гомезом, но в конце 1980-х увлекся электронным звучанием и собрал септет «Высокое Напряжение».
Вот Мейнард Фергусен и его Big Bop Nouveau Band:
Maynard Ferguson - Footpath Cafe – 6:20 (Maynard Ferguson - Footpath Cafe – Hot Shot Rds)
«Footpath Café», «Кафе на тротуаре» или, по Ван-Гогу, «Уличное кафе» - пьеска Мейнарда Фергусена и Кристиана Джакоба. Большой оркестр Фергусена или, как он официально назывался, Big Bop Nouveau. СД вышел во Фрибурге, Германия, в 1992 году. Соло шли в таком порядке: Даг Байкл – рояль; Майк Скэглионе – альт-саксофон и сам Мейнард – труба.
Мэри Элфрида Скраггс, известная миру джаза, как Мэри Лу Уильямс, распахнула глаза, дабы узреть не наведенный на резкость мир, 105 лет назад. Случилось это чудесное событие в Атланте, штат Джорджия, но росла наша красавица (а она ей была!) в Ист-Либерти, пригороде Питсбурга, а это уже Пенсильвания. Её первая почти профессиональная кличка была "the little piano girl of East Liberty".
Даже если вы бывший фан тяжелого металла (весьма двусмысленный жанр) вполне возможно, что вы слушаете страйд и буги, свинг и хард-боп и даже кул и Третье Течение на наших волнах во «Времени Джаза» или с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Mary Lou Williams - Roll 'em – 3’36 (Mary Lou Williams 1952-1971 - Giants Of Jazz)
«Roll 'em», «Прокати их!» - тема Мэри Лу Уильямс, напоминающая фанам стандарт пианиста буги-вуги Пита Джонсона 38 года «Прокати их, Пит!», который по сути дела был первым рок-н-роллом. Трио Мэри Лу Уильямс, записанное в Нью-Йорке 8 марта 1955 года. Мэри Лу – рояль и лидер трио; Уендэл Маршал – контрабас и Ози Джонсон – ударные.
Мэри Лу была первой женщиной в джазе не певицей, а инструменталисткой, причем солирующей пианисткой. Профессионально она начала играть в пятнадцать лет в оркестре саксофониста Джона Уильямса. Ей было шестнадцать, когда они поженились. В 1929 году вместе с Джоном она перешла в оркестр Терренса Холдера, руководство над которым вскоре взял Энди Кёрк. Оркестр Холдера назывался «Мрачные Облака Радости». Саксофонист и мэтр игры на тубе Энди Кёрк сменил название джаз-банда на «Облака Радости» или «Двенадцать облаков радости», по количеству участников. Чета Уильямсов на какое-то время соскользнула в низкую облачность, но когда «Облака Радости» развеялись и переехали в Канзас-Сити, Уильямсы вернулись в оркестр. Мэри Лу была и пианисткой, и композитором, и аранжировщицей. Она активно участвовала в записи дисков (на 78 оборотов в те древние времена), как в Канзасе, так и в Чикаго, где она, как говорят музыканты, «нарезала» два сольных диска. Именно в это время она и выбрала себе творческий псевдоним Мэри Лу.
Mary Lou Williams - Talk of the Tawn – 4:37 (Mary Lou Williams – Lady Piano – Black Bird)
«Talk of the Tawn», игра слов, если учитывать письменный вариант, который аукается с «Talk of the Town» - злоба дня, актуальность. Замена английского O на A, превращает перевод в нечто подобное «Разговору о загаре»… Тот же состав и та же дата записи, что и на предыдущем диске «Гиганты Джаза». Мэри Лу – рояль; Уендэл Маршал – контрабас и Ози Джонсон – ударные, 1955 год. Диск называется «Lady Piano».
Если Мэри Лу начинала как пианистка страйда и буги-вуги, она же (сохранив верность классическому джазу и свингу) была одной и первых пианисток бибопа вместе с друзьями: Бадом Пауэлом и Телониусом Монком. Она много аранжировала и сочиняла, как для Джимми Лансефорда, Луи Армстронга, Ёрла Хайнса, Томми Дорси, Дюка Эллингтона и Бенни Гудмэна. На её счету сотни и сотни композиций и аранжировок. В послевоенные годы она написала, ставшую классикой, «Сюиту Зодиаков» и исполнила её в Карнеги-Холле; она собрала оркестр из женщин, скажем, jazzwomen и после затяжных, почти двухгодичных, выступлений в Европе ушла в религию и исчезла со сцены. Она вернулась в джаз по настоянию отца Питера О’Брайена и посвятила себя сочинению музыки гимнов и месс: «Музыка Мира», «Черный Христос Анд» и «Месса Мэри Лу»; гимны «Anima Christi» и «Восхваление Господу». В 1977 году, за четыре года до кончины, она сказала историку джаза Лину Лайонсу, что, цитирую, «… после прекрасной музыки Чарли Паркера и Бада Пауэла они прикончили развитие джаза. Виноваты в этом эти «они» - негодяи коммерциализации и авангарда».
Не смотря на агрессивное отрицание фри-джаза Мэри Лу записала CD-дуэт с главным монстром фри-джаза (после Орнетта Коулмэна) – Сэсилом Тэйлором.
Mary Lou Williams - Lady Bird – 3:06 (Mary Lou Williams Plays in London – Vogue)
«Lady Bird», «Божья Коровка» - композиция пианиста Тэдда Дэмрона. Те самые затянувшиеся гастроли Мэри Лу в Лондоне (1953-1954 год). В рецензии на этот диск фирмы «Vogue» Майкл Джи Настос пишет, что в «Lady Bird» на записи участвовал контрабасист Кен Нэппэр, а ударником был скорее всего, Тони Скотт. Точные даты, как и точный состав для каждой пьесы, увы, не указываются. Подчас это явное наплевательство продюсеров, подчас мелкая и смешная экономия: для составления учетной записи нужно оплатить услуги, чаще всего фри-лансеру. Точно так же во французских книгах практически всегда отсутствует индексный указатель. Это 100 или 200 сэкономленных евро. Что говорила Мэри Лу Уильямс? Негодяи коммерциализации …
В 1978 году, после внушительного творческого перерыва, Рэд Гарлэнд появился на сцене сан-францисского клуба Keystone Korner. Он играл в составе трио. На контрабасе был Рон Картер, а ударником, его старый приятель по квинтету Майлза Дейвиса, Филли Джо Джоунс. В перерыве Рэд сказал Филли Джо, что не чувствует что играет.
- Я внутренне каменею и не знаю, как играть дальше…, - сказал он.
Ровно двадцать лет назад, в 1958 году, он записал с Майлзом Дейвисом диск «Milestones». Его интерпретация традиционной песни и колыбельной «Billy Boy» в составе ритм-группы с Фили Джо на ударных и Полом Чэмбэрсом на контрабасе стала классикой. Год спустя, в 1959-м, Рэд ушел от Майлза, собрал собственное трио и попытался использовать накопленную в квинтете Дейвиса известность, чтобы раскрутиться самостоятельно. Но именно в те годы джаз накрыло кошмарное цунами и чтобы выжить нужно было быть не просто музыкантом, а еще и расчетливым предпринимателем. Повсеместно клубы закрывались, джазмены теряли работу, но кое-кто все же приспособился к новым тенденциями; однако большинство с трудом сводило концы с концами. Рэд вернулся домой в Даллас и провел в сумме почти пятнадцать лет, сидя у телевизора в отцовском доме и лишь время от времени играя в местных клубах.
И вот теперь – Сан-Франциско.
Позволю себе напомнить: вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
Miles Davis - Billy Boy - 7:14 (Miles Davis - Milestones – Columbia)
«Billy Boy» - традиционная английская песня, пустившая корни в США и впервые записанная в 1912 году. Записанная в смысле нот и слов. По идее это секстет Майлза Дейвиса, но Майлз, Трейн и Эддерли, как говорят джазмены lay out, молчат, дали дорогу ритм-группе: Рэд Гарлэнд – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Запись была сделана 4 марта 1958 года на студии «Коламбия» в Нью-Йорке.
В этой пьеске отчетливо слышен стиль игры Гарлэнда. Он играет пачками, блоками аккордов.
Долгую и нудную тишину жизни Рэда нарушил легендарный продюсер фирмы «Riverside» Оррин Кипньюз, тот самый, который в 1955 году придумал, как приучить публику, к феномену Телониуса Монка. Он же сделал ту самую, практически пиратскую, запись концерта Билла Эванса в клубе «Village Vanguard». В Сан-Франциско Оррин, хорошо знавший Гарлэнда, буквально заставил его за один день записать три диска для новой фирмы «Galaxy».
Red Garland - You Are Too Beautiful – 4:42 (Red Garland - Red Alone – Moodsville)
«You Are Too Beautiful», «Ты слишком прекрасна!» - стандарт Роджерса и Харта из фильма 1933 года «Аллилуйя, я бродяга!». Рэд Гарлэнд – соло. Второе апреля 1960 года, студия звукозаписи Руди Ван Гелдера, Энглвуд Клиффс.
Я выбрал этот сольный диск потому, что Скотт Яноу дал этому LP пять звездочек, и потому, что Рэд еще не нырнул в вынужденное далласское самоизгнание. Добавлю две любопытных детали. Свою кличку «Red» Гарлэнд получил после того, как покрасил шевелюру в рыжий цвет; второе: Рэд был профессиональным боксером в весе «пера» и именно за это Майлз его не любил, а обожал. Сам Майлз был боксером, но не профессионалом.
Рэд Гарлэнд родился 13 мая 1923 года, само собой – в Далласе, Техас.
И вот тут-то у нас и начинаются те самые сложности, с которых я и начал сегодня. Перенести Гила Эванса и Киза Джаррета на следующую неделю? Но, скажем, с Гилом подобный трюк может пройти: на носу день рождения Майлза, а Гил и Майлз, как мы знаем, был повязаны дружбой навеки. Остается Киз и нам никуда не деться! Кизу только что исполнилось семьдесят лет! Happy birthday и многие лета, cher гений черно-белых, органа, сопрано-саксофона и мелодиона!
Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза». Волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org . У микрофона – Дмитрий Савицкий.
Передачу о Кизе Джаррете можно сделать всего лишь на каких-нибудь двух его пьесках по 35 минут! Да и то придется ведь опять резать! Так что я выбрал сегодня одну единственную композицию, которую Киз сыграл на концерте в Париже в 1999 году.
Keith Jarrett – Poinciana - 9:11 (Keith Jarrett - Whisper Not – ECM)
«Poinciana» - название этой композиции 1936 года Ната Саймона, это название редкого дерева, растущего на Мадагаскаре, delonix regia или Огненное Дерево. Саймон использвовал кубинскую мелодию «La canción del árbol», «Песню Дерева», превратив ее в «Poinciana». Гленн Миллер исполнял эту мелодию, как и Бенни Картер, а Бинг Кросби, когда Бадди Берньер написал слова, пел с оркестрами обоих джазменов. Ахмад Джамаль прославил эту мелодию в своем знаменитом диске «Джамаль в Пёршинге». Помните его цокающую лошадку, которая цокает и гарцует и у Киза Джаррета?
Вот и все на сегодня. Звукорежиссер этого, 315-го выпуска «Времени Джаза», Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам мыслимых и немыслимых благ, до следующей недели, чао, бай-бай!