В Сибири не утихают возникшие в минувшие выходные масштабные лесные пожары. Площадь возгорания в Забайкальском крае, где с 25 марта объявлена чрезвычайная ситуация и введен особый противопожарный режим, увеличилась в восемь раз – до 24 тысяч гектаров, сообщает государственная лесная служба региона. В 12 районах Бурятии горят более 400 гектаров леса. По данным прессы, сибирские пожары распространились на территорию Китая. В Хакасии, где за выходные от пожаров погибли более 20 человек, 14 апреля объявлено днем траура. По последним данным, в результате распространения огня в Хакасии 12-13 апреля сгорели более тысячи жилых домов.
В Забайкальском крае при пожарах погибли три человека. Как сообщил министр здравоохранения края Михаил Лазуткин, за медицинской помощью обратились 14 пострадавших: семь из них госпитализированы, одна женщина находится в тяжелом состоянии. Информацию о погибших проверяют в Следственном комитете.
Как сообщает Гослесслужба, в Забайкалье зафиксировано 86 лесных пожаров, 12 из них локализованы на общей площади 1,3 тысяч га, огонь тушат полторы тысячи человек. Распространению пожаров способствует сильный ветер и сухая погода. Дымом от пожаров заволокло Читу.
Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский заявил, что правительство сделает все, чтобы "максимально помочь пострадавшим от пожаров", но надеяться на строительство новых домов погорельцам пока не стоит. По словам Ильковского, в течение недели пострадавшие получат по 10 тысяч рублей.
О причинах пожаров и реакции на них государственных служб говорит руководитель противопожарного проекта Гринпис в России Григорий Куксин:
– Год очень непростой по погодным условиям – ранняя затяжная весна, очень мало осадков, недостаток снега, недостаток накопления влаги. Плюс административные проблемы – кризис привел к недофинансированию в регионах – и из федеральных денег, и из местных средств. Ситуация с пожарами развивается довольно традиционно, хотя потери беспрецедентно большие. Площади пожаров огромные, сейчас даже трудно их назвать, потому что данные по лесным пожарам не совсем достоверны. Ну, это традиционная попытка МЧС приукрасить отчетность. К сожалению, именно травяные палы привели к уничтожению домов и гибели людей. Если
Ситуация с поджогами травы так и не была урегулирована на федеральном уровне
говорить о Хакасии, то сейчас количество погибших уже как минимум 23 человека, и эта цифра, по всей видимости, еще вырастет, потому что не все тела опознаны, в тяжелом состоянии многие люди находятся в больницах, а специфика ожоговых травм такова, что на второй, на третий день могут быть дополнительные потери. В Забайкалье тоже есть погибшие, есть уничтоженные строения. Уже тысячами исчисляются сгоревшие дома. И все это – результат того, что ситуация с поджогами травы так и не была урегулирована на федеральном уровне, а регионы побоялись вовремя ввести особый противопожарный режим, режим ЧС. Как обычно, попытались закрыть глаза на проблему. И в Хакасии, и в Забайкалье было очевидно, что в выходные, на Пасху, люди точно будут поджигать траву, и в условиях сухой, ветреной погоды это точно приведет к масштабным пожарам. Но не успели на это среагировать, поэтому такие большие потери. Очень многое еще можно исправить, по крайней мере, в соседних регионах. Если в Забайкалье ситуация уже совсем вышла из-под контроля, там остается надеяться только на дожди, то соседним регионам – Красноярскому краю, Туве, Бурятии, Иркутской области, Приморскому краю еще не поздно среагировать и ввести необходимый режим ЧС, чтобы запретить палы хотя бы на региональном уровне и повлиять на развитие ситуации. Пока прогноз плохой на ближайшую неделю.
– В 2010 году в результате природных пожаров во время сухого жаркого лета погибли до 100 человек. Что-то с тех пор изменилось в государственном подходе к противодействию и ликвидации пожаров?
– К сожалению, не так много поменялось. Были сделаны определенные шаги для восстановления лесопожарных организаций. Если в 2010 году лесной охраны совсем не существовало, она была просто ликвидирована, сейчас ее потихоньку начали восстанавливать. Но ее численность и структура далеки от нормального, работоспособного состояния. В этом году это ухудшается еще и кризисом финансовым. То есть люди не получили зарплату за прошлый год, за тушение, не компенсированы долги перед регионами за прошлый год, соответственно, возможность заключения договоров и тушения пожаров очень сильно подорвана экономическими вещами. Плюс массовые сокращения идут в тех новых лесопожарных структурах, которые после 2010 года появились.
Что касается весенних палов, проблема не решена, несмотря на то что были даже прямые поручения президента: ввести порядок выжигания, который не позволял бы переходить огню на населенные пункты и лесные массивы, но работа эта так и не доведена до конца. Здесь главным исполнителем является федеральное МЧС.
– Каковы прогнозы на ближайшее время?
– К сожалению, прогнозы пока не очень хорошие, остается надеяться на то, что регионы не будут бояться признавать вовремя тяжелую ситуацию и имеющимися силами работать на упреждение пожаров. К сожалению, в Хакассии и Забайкалье это уже не получилось. Западные регионы тоже вызывают определенное беспокойство, потому что тоже очень сильный дефицит воды везде, где мы были, и в Смоленской, и в Брянской областях, в Тверской – на торфяниках воды практически нет. И ситуация очень сильно напоминает 2010 год. Жесткое недофинансирование, очень плохие погодные условия и очень сильно запаздывающая реакция властей. "Гринпис" собирает подписи под обращением к губернаторам наиболее пожароопасных регионов с тем, чтобы они выделили все силы на предотвращение пожаров уже сейчас, – говорит Григорий Куксин.
По официальным данным, в результате пожаров в Хакасии различные повреждения получили 1294 жилых дома в 38 населенных пунктах семи муниципальных районов республики. "Причиной возгораний стали несанкционированные и неконтролируемые палы сухой травы. Стремительному распространению огня способствовали жара и порывы ветра силой до 25 метров в секунду", – сообщили во вторник в управлении МЧС по Хакасии.
По данным Следственного комитета РФ, масштабные пожары в Хакасии унесли жизни более 20 человек. По словам помощника министра здравоохранения республики Михаила Мальгина, за медицинской помощью в больницы республики обратились 613 человек, 78 из них госпитализированы. Восемь пострадавших находятся в тяжелом состоянии, 70 человек – в состоянии средней тяжести. 533 пострадавшим оказана медицинская помощь, они отправлены на амбулаторное лечение.
В Хакасии 14 апреля объявлен траур по погибшим, ситуация в регионе остается сложной, рассказал главный редактор газеты "Каратош" из Саяногорска Григорий Назаренко:
Картина просто ужасающая. Люди выбегали, не успев даже взять вещи
– Степные пожары в Хакасии – дело привычное, но то, что сейчас эти пожары привели к таким последствиям, шокировало всех. На сегодняшний день известно о 23 погибших, уничтожено более 1400 домов, по разной информации – от 1300 до 1400. Без крова остались примерно 5,5 тысяч человек. Несколько деревень полностью стерты с лица земли, в некоторых по половине выгорело. Пострадало около 40 населенных пунктов, включая города Черногорск и часть Абакана. То есть картина просто ужасающая. Люди выбегали, даже не успев вещи взять. На сегодняшний день ночуют там, где уцелели школы или какие-то крупные постройки. Из ближайших населенных пунктов и городов для пострадавших подвозятся вещи и продовольствие, люди сами подвозят. Пепелища все еще дымятся, огонь уничтожил здания полностью. Погибли тысячи голов крупного рогатого скота, свиньи, кролики, очень много животных. Погибло несколько зернохранилищ, более десятка фермерских хозяйств, много зерна, которое было предназначено для посева в эту весну, уничтожено огнем. Сотрудники МЧС сейчас ходят по дворам, выгребают погибших животных. Потом приедет машина, будет все это собирать, чтобы не возникло эпидемии.
Люди едут вдоль дороги, спичку кидают – интересно посмотреть, как огонь идет
Причина этих пожаров – человеческий фактор. Там 99 случаев – неконтролируемый пал травы, просто поджоги, когда люди едут вдоль дороги, спичку кидают – интересно посмотреть, как огонь идет. Пожары в степи практически не тушились. Мы зафиксировали первый крупный степной пожар еще 23 марта, недалеко от Абакана горела степь на километры, несколько полос шло, каждая полоса длиной в несколько километров. В день, когда случилась трагедия, во-первых, резко поднялась температура, под 30 градусов было, и подул сильный ветер, порывы – до 30 метров, и эти вот палы перекинулись на населенные пункты. Огонь перекидывался и через дороги, и через местные дороги, и через автомобильные. Но главное, что населенные пункты не были готовы к такому, не было пожарных дружин, деревни и села не были опаханы. То есть огонь по степи спокойно доходил до построек, загорались дома, и выгорали целые улицы.
– В чем, по-вашему, причины трагедии?
Практически вся Хакасия поросла бурьяном
– Из крупных системных причин – практически вся Хакасия поросла бурьяном. Если раньше, при советской власти, поля возделывались, сухостоя столько и быть не могло, то сейчас все в бурьяне. Во-вторых, это откровенное разгильдяйство чиновников. Вовремя не ввели противопожарный режим, не было никаких дружин, во многих деревнях всех сотрудников МЧС просто сократили, – рассказал Григорий Назаренко.
Лесные пожары, бушующие в Сибири, распространились на территорию КНР. Как сообщает китайское агентство Синьхуа, огонь перекинулся из Забайкальского края на приграничные территории автономного района Внутренняя Монголия (Северный Китай). По данным местных властей, пожары уничтожили 85 жилых домов и сельскохозяйственных построек, а также автомобили и другую технику.
Более 400 гектаров леса горит в 12 районах Бурятии. В связи с пожароопасной обстановкой особый режим введен на всей территории Приморского края – жителям запрещено находиться в лесах, разводить открытый огонь и сжигать мусор. Режим ЧС введен также в 25 районах Амурской области.