Мосгорсуд рассматривает очередную апелляцию защиты ученого Сергея Калякина, обвиняемого в мошенничестве, на продление срока его пребывания под стражей. Сергей Калякин – один из ведущих российских атомщиков и специалистов в области ядерной безопасности. В недавнем прошлом он руководил Физико-энергетическим институтом имени Лейпунского в Обнинске Калужской области. По предъявленным обвинениям ученому грозит до 10 лет колонии. Адвокаты и коллеги Калякина считают, что причиной его преследования стал финансовый конфликт с руководством "Росатома". В ведомстве дело Калякина пока не комментируют.
Сергей Калякин был арестован в конце 2013 года по подозрению в хищении 45 миллионов рублей. С тех пор он находится под стражей в СИЗО "Матросская тишина", а его защита безуспешно пытается изменить меру пресечения. Калякина обвиняют в том, что в то время, пока он руководил ГНЦ РФ-ФЭИ (Физико-энергетический институт им. Лейпунского), он заключил договор с ООО "Энерго Инжиниринг" (одно из подразделений "Росатома") на сумму 45 миллионов рублей на проведение исследовательских работ. Следствие полагает, что в результате были составлены подложные акты о выполнении условий контракта, а деньги переведены на счет подконтрольной институту коммерческой организации и присвоены. Все фигуранты этого дела были задержаны и арестованы, все, кроме Сергея Калякина, признали свою вину и отправились под домашний арест. О перспективах дела ученого говорит его адвокат Елена Соколова:
Если ты попал в поле зрения правоохранительных органов, то будь любезен признать свою вину
– Сергея Калякина обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере – это 4-я часть 159-й статьи УК РФ, ему грозит до 10 лет. Его обвиняют в том, что он и его сослуживцы якобы украли деньги, то ли выделенные "Росатомом" на исследования, то ли предназначенные для проведения этих исследований... В общем, такое расплывчатое обвинение. Сам Сергей Калякин полагает, что эти обвинения совпали по времени с конфликтом, который возник у него с одним из подразделений "Росатома". При "Росатоме" было создано такое ЗАО "Наука и инновации". Его возглавил Вячеслав Першуков, который представляет "Росатом" потерпевшим по этому делу. Так вот, всем ФГУПам (федеральным государственным унитарным предприятиям), в том числе и институту, где работал Калякин, было предложено заключить договор с этим ЗАО "Наука и инновации" на осуществление управления всей финансовой деятельностью. Это при том, что Физико-энергетический институт существует боле 60 лет, разумеется, там есть и плановый отдел, и бухгалтерия. Мало того, это ЗАО НИИ просило за свои услуги 3 процента с оборота. Даже не с дохода, а 3 процента с оборота, а это огромные средства. А Калякин никакой не революционер, просто он пытался объяснить руководству, что это неправильно, что это убьет институт. И Калякина после этого убрали. Было возбуждено уголовное дело, и защита полагает, что это расправа за то, что Калякин так и не заключил договор с этим самым ЗАО "Наука и инновации".
– А почему Сергей Калякин находится под стражей?
– Потому что Калякин не признал свою вину, а у нас нельзя не признавать свою вину. Если ты попал в поле зрения правоохранительных органов, то будь любезен признать свою вину, – говорит адвокат Сергея Калякина Елена Соколова.
Коллеги Сергея Калякина направили президенту России Владимиру Путину письмо в защиту ученого, под которым подписались более 700 человек. Об изменени меры пресечения просили представители многих научных учреждений – Международного центра по ядерной безопасности, Конструкторского бюро машиностроения имени Африкантова, Российского федерального ядерного центра и многих других. Поручиться за Калякина готов академик Юрий Рыжов.
Как и многие представители российской науки, координатор Общественного комитета защиты ученых Эрнст Черный считает дело Сергея Калякина полностью сфабрикованным:
– Вы знаете, что произошло с РАН, когда у нее забрали собственность и создали так называемое ФАНО (Федеральное агентство научных организаций)? Ну, вот примерно то же самое произошло и в "Росатоме". Создали некую организацию "Наука и инновации", и эта организация должна была заключать все договоры, через нее должны были проходить все финансы. А Калякин оказался. Это очень не понравилось тем, кто в этой организации работал, и дальше начались проверки, проверки, проверки... И они его зацепили. Удивительно, что большинство научных учреждений "Росатома", руководителей его научных учреждений выступили в поддержку Калякина. Так обычно не бывает, чтобы в поддержку директора выступало большое количество сотрудников, но в поддержку Калякина выступило более 700 человек. Так не бывает, значит, это на самом деле приличный человек. И все, кто его знает, говорят, что это очень приличный человек. С другой стороны, он не может быть причастным к такого рода делам, потому что это не его функция. Там были специальные подразделения, которые занимались этим чисто формально, подписывали, согласовывали и так далее. Но он, как директор, утверждал, естественно. Я думаю, что дело сфабриковано, в основе лежат эти 3 процента. Есть слухи, что из него хотят выдавить показания на кого-то из руководителей "Росатома", но это только слухи, мы этого доказать не можем, – говорит Эрнст Черный.
В ближайшую пятницу, 10 апреля, в Замоскворецком суде Москвы должны пройти предварительные слушания по делу Сергея Калякина, после чего начнется суд по существу.