В Институте теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ), переданном Росатому, а затем Курчатовскому институту под руководством Михаила Ковальчука, продолжаются скандалы. Наталья Ветлицкая рассказала РС о своем отце, работавшем в ИТЭФе и скончавшемся две недели назад.
Для справки: ИТЭФ, основанный в 1945 году для ядерных исследований, в постсоветское время входил в структуру Росатома. В сентябре 2008 года президент Медведев подписал указ о том, что ИТЭФ, наряду с еще двумя научными институтами, войдет в состав Курчатовского института. Им руководит брат Юрия Ковальчука Михаил Ковальчук. Присоединение ИТЭФа завершилось к концу 2011 года и обернулось скандалом. Новое руководство резко снизило ученым зарплаты, заграничные поездки и приглашение зарубежных ученых затруднены. В ответ на это ученые создали сайт "Save ITEP – спаси ИТЭФ", где разместили открытые письма президенту и правительству.
Отец певицы Натальи Ветлицкой – Игорь Ветлицкий - физик, много лет он проработал в ИТЭФе. 2 мая 2012 он скончался от инфаркта.
Наталья Ветлицкая 17 мая написала в своем блоге, что, разбирая бумаги отца, мать обнаружила "уведомление о переходе на новую оплату труда" и после этого двое суток не могла заснуть.
" В связи с постановлением Правительства от 05 августа 2008 года № 583 (...) Вы уведомляетесь об изменении условий Вашего трудового договора в части оплаты труда. Вам устанавливается оклад в размере 2 882,88 рублей в месяц. В случае согласия трудовые отношения с Вами будут продолжены, в случае Вашего несогласия, трудовые отношения будут прекращены в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Подпись: Зам.директора по управлению персоналом Л.С.Толоконникова " – говорится, в частности, в документе, содержание которого приводит в своем блоге Ветлицкая.
Наталья Ветлицкая рассказала корреспонденту РС:
- Отец постоянно рассказывал, что их Институт хочет захватить Сергей Кириенко, что он пытается занять их территорию и выстроить свою корпорацию. Он расформировал медсанчасть ИТЭФа под предлогом того, что нет денег на ее содержание, чтобы начать освобождать территорию.
Потом, насколько я поняла, Кириенко помешал Виктор Зубков... Папа много что рассказывал, но я сейчас еще в таком состоянии, что могу даже ошибаться в деталях, простите…
Конечно, для отца это был серьезный удар. Он из поколения преданных, честных людей, которые всю жизнь проработали. Ему даже некогда было писать диссертацию, зарабатывать степени для повышения зарплаты. Он был все время в разъездах: как одного из ведущих экспертов его постоянно привлекали в международные проекты. Он работал с известными профессорами и лауреатами Нобелевской премии.
И вот последовал удар ниже пояса. Такое унижение... Человеку, проработавшему в науке 54 года, назначают зарплату в две тысячи с чем-то рублей. В последнее время зарплата у него была 4400 - за вычетом налогов. Ну что это вообще такое? Пенсия - восемь тысяч. Но это же все равно просто смешно.
- Слышали ли вы от отца о конфликте ИТЭФа с Михаилом Ковальчуком?
- Честно говоря, нет. Либо я не помню всего, что он говорил. Помню, что он был в шоке от экспериментов Кириенко. Я даже старалась не напоминать отцу, что я знакома с Кириенко: он бы меня не понял. Раньше мы с Кириенко как-то общались, дружили в одной компании, даже путешествовали в Гималаи. Но тогда он к Росатому отношения не имел..
Как вообще эти люди попали в отрасль, где они ничего не понимают? Этот никому неизвестный Ю.Козлов, который сейчас возглавляет ИТЭФ. Наука фактически разваливается, у ученых нищенские зарплаты. Это напоминает целенаправленную диверсию.
- Как вы думаете, правительство в курсе происходящего?
- Я не знаю, в курсе ли оно. У меня такое впечатление, что эти люди заняты своим делом, и никакого отношения к стране не имеют. У них своя игра, а что там происходит в стране, им по боку. Как они спят спокойно? Ну, понятно, в глаза они людям не смотрят - живут за семитровыми заборами, и их маршрут - от гаража до офиса или частного самолета, - сказала Наталья Ветлицкая.
Заведующий лабораторией физики элементарных частиц ИТЭФа Андрей Ростовцев рассказал, что в такой же ситуации, как и Игорь Ветлицкий, оказались еще около ста ученых ИТЭФа:
- Наталью Ветлицую можно понять – она пережила горе. Ее описание происходящего в ИТЭФе со слов отца верно, за исключением того, что вот уже год Росатом не имеет к ИТЭФу отношения: Институт перешел в Курчатовский центр, под руководство Михаила Ковальчука. Новая администрация решила не платить ученым зарплаты.
Игорь Ветлицкий известен в научных кругах. В последнее время он участвовал в разработке магнитов для большого адронного коллайдера. Игорь Арсентьевич играл главную роль по работам по модификации ànjuj многотонного магнита для эксперимента ALICE.
К сожалению, в подобной ситуациис зарплатой оказался не он один. Около ста человек, которые длительное время были в заграничных командировках за счет принимающей стороны (при этом они оставались в штате ИТЭФа с символической зарплатой), работали там, вернувшись, получили уведомления о новом окладе в две тысячи восемьсот рублей. А некоторым ученым ИТЭФа еще только предстоит сюрприз, когда они вернутся из-за рубежа.
Сейчас мы боремся за судьбу Александра Федотова - это еще один наш сотрудник, который поставлен на грань нищеты. От ИТЭФа он участвует в международном проекте, где является библиотекарем сложных программ, обрабатывающих эксперименты по физике высоких энергий. Он работал за рубежом (программирование не требовало присутствия в России), но вернулся, поскольку у него заболела мать. И вот уникальный специалист, которому нет замены даже на Западе, оценен ведомством Ковальчука в две с половиной тысячи рублей. Он тоже получил унизительное уведомление о новом окладе. И это при зарплатах администрации в сотни тысяч рублей...
В случае с Игорем Ветлицким, думаю, главным была не материальная составляющая (наверное, дочь могла бы ему помогать), а пережитое унижение, - сказал Андрей Ростовцев.
Недавно в конфликт с новым руководством ИТЭФа вступила депутат Госдумы Галина Хованская. Ее муж – Валерий Хованский, работал заведующим лаборатории. Говорит Галина Хованская:
- В конце октября прошлого года муж пришел домой и упал. В результате падения он сломал руку, ударился головой, и у него случился тяжелый инсульт. После этого он был долго в больнице. Наконец, выписался, при условии, что ему дадут отпуск на реабилитацию летом. Теперь он ходит, все понимает, но у него проблема с речью. Естественно, у меня генеральная доверенность, которую мне пришлось оформить у нотариуса.
Я приехала в ИТЭФ с генеральной доверенностью. Дама, замдиректора этого института по кадрам (госпожа Л.С.Толоконникова), сказала, что на трудовые отношения эта доверенность не распространяется.
Она требовала, чтобы человек из больницы сам приехал на другой конец Москвы. Это было издевательство. Я получила от ворот поворот. Естественно, я все силы подняла... В итоге ей позвонили и от Ковальчука, которому они подчиняются, и из правительства. Но не у каждого такие возможности есть. В конце концов госпожа Толоконникова, все-таки подписывая бумагу, заявила: "Я вам покажу, когда у вас будут загранкомандировки!" Что она ему покажет? – говорит Галина Хованская.
Валерий Хованский к работе по-прежнему не вернулся, он находится в пансионате, о загранкомандировках речи не идет.
В пресс-службе НИЦ "Курчатовский институт", в который теперь входит ИТЭФ, потребовали письменного запроса для предоставления комментария, который был направлен.
Открытое письмо на сайте "Save ITEP" подписал подписали более 1000 российских и зарубежных ученых, среди них - Нобелевский лауреат по физике Тони Леггет. Тони Леггет сообщил корреспонденту РС:
- Я прежде всего специалист по физике твердого тела и не был раньше знаком с ИТЭФом, как институтом. Однако ко мне обратились ученые с просьбой подписать письмо "Спаси ИТЭФ". Тогда я посмотрел сайт петиции и увидел, что большое количество профессоров, имена которых я очень хорошо знаю (Ахиезер, Берестецкий, Померанчук, Окунь и другие) работали, либо продолжают работать в этом институте, и он достиг выдающихся результатов. Поэтому я подписал это письмо.
Ранее Курчатовский Институт так и не смог предоставить комментарий Радио Свобода о целях укрупнения организации, несмотря на письменные запросы. Пресс-служба ссылалась на уже опубликованную официальную позицию о том, что укрупнение Курчатовского института связано с "технологическим прорывом". По мнению заместителя директора Института теоретической физики Михаила Фейгельмана, в новом объединенном Курчатовском центре происходят "лысенковщина" и "распил".
Для справки: ИТЭФ, основанный в 1945 году для ядерных исследований, в постсоветское время входил в структуру Росатома. В сентябре 2008 года президент Медведев подписал указ о том, что ИТЭФ, наряду с еще двумя научными институтами, войдет в состав Курчатовского института. Им руководит брат Юрия Ковальчука Михаил Ковальчук. Присоединение ИТЭФа завершилось к концу 2011 года и обернулось скандалом. Новое руководство резко снизило ученым зарплаты, заграничные поездки и приглашение зарубежных ученых затруднены. В ответ на это ученые создали сайт "Save ITEP – спаси ИТЭФ", где разместили открытые письма президенту и правительству.
Отец певицы Натальи Ветлицкой – Игорь Ветлицкий - физик, много лет он проработал в ИТЭФе. 2 мая 2012 он скончался от инфаркта.
Наталья Ветлицкая 17 мая написала в своем блоге, что, разбирая бумаги отца, мать обнаружила "уведомление о переходе на новую оплату труда" и после этого двое суток не могла заснуть.
" В связи с постановлением Правительства от 05 августа 2008 года № 583 (...) Вы уведомляетесь об изменении условий Вашего трудового договора в части оплаты труда. Вам устанавливается оклад в размере 2 882,88 рублей в месяц. В случае согласия трудовые отношения с Вами будут продолжены, в случае Вашего несогласия, трудовые отношения будут прекращены в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Подпись: Зам.директора по управлению персоналом Л.С.Толоконникова " – говорится, в частности, в документе, содержание которого приводит в своем блоге Ветлицкая.
Наталья Ветлицкая рассказала корреспонденту РС:
- Отец постоянно рассказывал, что их Институт хочет захватить Сергей Кириенко, что он пытается занять их территорию и выстроить свою корпорацию. Он расформировал медсанчасть ИТЭФа под предлогом того, что нет денег на ее содержание, чтобы начать освобождать территорию.
Потом, насколько я поняла, Кириенко помешал Виктор Зубков... Папа много что рассказывал, но я сейчас еще в таком состоянии, что могу даже ошибаться в деталях, простите…
Конечно, для отца это был серьезный удар. Он из поколения преданных, честных людей, которые всю жизнь проработали. Ему даже некогда было писать диссертацию, зарабатывать степени для повышения зарплаты. Он был все время в разъездах: как одного из ведущих экспертов его постоянно привлекали в международные проекты. Он работал с известными профессорами и лауреатами Нобелевской премии.
И вот последовал удар ниже пояса. Такое унижение... Человеку, проработавшему в науке 54 года, назначают зарплату в две тысячи с чем-то рублей. В последнее время зарплата у него была 4400 - за вычетом налогов. Ну что это вообще такое? Пенсия - восемь тысяч. Но это же все равно просто смешно.
- Слышали ли вы от отца о конфликте ИТЭФа с Михаилом Ковальчуком?
- Честно говоря, нет. Либо я не помню всего, что он говорил. Помню, что он был в шоке от экспериментов Кириенко. Я даже старалась не напоминать отцу, что я знакома с Кириенко: он бы меня не понял. Раньше мы с Кириенко как-то общались, дружили в одной компании, даже путешествовали в Гималаи. Но тогда он к Росатому отношения не имел..
Как вообще эти люди попали в отрасль, где они ничего не понимают? Этот никому неизвестный Ю.Козлов, который сейчас возглавляет ИТЭФ. Наука фактически разваливается, у ученых нищенские зарплаты. Это напоминает целенаправленную диверсию.
- Как вы думаете, правительство в курсе происходящего?
- Я не знаю, в курсе ли оно. У меня такое впечатление, что эти люди заняты своим делом, и никакого отношения к стране не имеют. У них своя игра, а что там происходит в стране, им по боку. Как они спят спокойно? Ну, понятно, в глаза они людям не смотрят - живут за семитровыми заборами, и их маршрут - от гаража до офиса или частного самолета, - сказала Наталья Ветлицкая.
Заведующий лабораторией физики элементарных частиц ИТЭФа Андрей Ростовцев рассказал, что в такой же ситуации, как и Игорь Ветлицкий, оказались еще около ста ученых ИТЭФа:
- Наталью Ветлицую можно понять – она пережила горе. Ее описание происходящего в ИТЭФе со слов отца верно, за исключением того, что вот уже год Росатом не имеет к ИТЭФу отношения: Институт перешел в Курчатовский центр, под руководство Михаила Ковальчука. Новая администрация решила не платить ученым зарплаты.
Игорь Ветлицкий известен в научных кругах. В последнее время он участвовал в разработке магнитов для большого адронного коллайдера. Игорь Арсентьевич играл главную роль по работам по модификации ànjuj многотонного магнита для эксперимента ALICE.
К сожалению, в подобной ситуациис зарплатой оказался не он один. Около ста человек, которые длительное время были в заграничных командировках за счет принимающей стороны (при этом они оставались в штате ИТЭФа с символической зарплатой), работали там, вернувшись, получили уведомления о новом окладе в две тысячи восемьсот рублей. А некоторым ученым ИТЭФа еще только предстоит сюрприз, когда они вернутся из-за рубежа.
Сейчас мы боремся за судьбу Александра Федотова - это еще один наш сотрудник, который поставлен на грань нищеты. От ИТЭФа он участвует в международном проекте, где является библиотекарем сложных программ, обрабатывающих эксперименты по физике высоких энергий. Он работал за рубежом (программирование не требовало присутствия в России), но вернулся, поскольку у него заболела мать. И вот уникальный специалист, которому нет замены даже на Западе, оценен ведомством Ковальчука в две с половиной тысячи рублей. Он тоже получил унизительное уведомление о новом окладе. И это при зарплатах администрации в сотни тысяч рублей...
В случае с Игорем Ветлицким, думаю, главным была не материальная составляющая (наверное, дочь могла бы ему помогать), а пережитое унижение, - сказал Андрей Ростовцев.
Недавно в конфликт с новым руководством ИТЭФа вступила депутат Госдумы Галина Хованская. Ее муж – Валерий Хованский, работал заведующим лаборатории. Говорит Галина Хованская:
- В конце октября прошлого года муж пришел домой и упал. В результате падения он сломал руку, ударился головой, и у него случился тяжелый инсульт. После этого он был долго в больнице. Наконец, выписался, при условии, что ему дадут отпуск на реабилитацию летом. Теперь он ходит, все понимает, но у него проблема с речью. Естественно, у меня генеральная доверенность, которую мне пришлось оформить у нотариуса.
Я приехала в ИТЭФ с генеральной доверенностью. Дама, замдиректора этого института по кадрам (госпожа Л.С.Толоконникова), сказала, что на трудовые отношения эта доверенность не распространяется.
Она требовала, чтобы человек из больницы сам приехал на другой конец Москвы. Это было издевательство. Я получила от ворот поворот. Естественно, я все силы подняла... В итоге ей позвонили и от Ковальчука, которому они подчиняются, и из правительства. Но не у каждого такие возможности есть. В конце концов госпожа Толоконникова, все-таки подписывая бумагу, заявила: "Я вам покажу, когда у вас будут загранкомандировки!" Что она ему покажет? – говорит Галина Хованская.
Валерий Хованский к работе по-прежнему не вернулся, он находится в пансионате, о загранкомандировках речи не идет.
В пресс-службе НИЦ "Курчатовский институт", в который теперь входит ИТЭФ, потребовали письменного запроса для предоставления комментария, который был направлен.
Открытое письмо на сайте "Save ITEP" подписал подписали более 1000 российских и зарубежных ученых, среди них - Нобелевский лауреат по физике Тони Леггет. Тони Леггет сообщил корреспонденту РС:
- Я прежде всего специалист по физике твердого тела и не был раньше знаком с ИТЭФом, как институтом. Однако ко мне обратились ученые с просьбой подписать письмо "Спаси ИТЭФ". Тогда я посмотрел сайт петиции и увидел, что большое количество профессоров, имена которых я очень хорошо знаю (Ахиезер, Берестецкий, Померанчук, Окунь и другие) работали, либо продолжают работать в этом институте, и он достиг выдающихся результатов. Поэтому я подписал это письмо.
Ранее Курчатовский Институт так и не смог предоставить комментарий Радио Свобода о целях укрупнения организации, несмотря на письменные запросы. Пресс-служба ссылалась на уже опубликованную официальную позицию о том, что укрупнение Курчатовского института связано с "технологическим прорывом". По мнению заместителя директора Института теоретической физики Михаила Фейгельмана, в новом объединенном Курчатовском центре происходят "лысенковщина" и "распил".