Отрывки из передачи.
Светлана Лащенко, автор книги «Заклятие смехом»: «У гуцулов была записана целая серия так называемых «забав с покойниками». Их было несколько сотен. До нашего времени дошли несколько единичных свидетельств, что изначально это были забавы с самим умершим. Его сажали, его дёргали, его подвешивали, переворачивали вниз головой, прокатывали по лавке. Вплоть до начала 20 столетия эта практика сохранялась. Мои студенты ездили в Карпаты и рассказывали, что там есть традиция «прощального фото с умершим». Смех не возникал спонтанно. Он культивировался. Судя по всему, были и игры эротического характера. Интересна мысль С.Аверинцева, писавшего, что смех замешан на крови и коренится в смерти, в убийстве. Собственно, смехом в сегодняшнем понимании он не был».
Елена Петрова, психотерапевт: «Чарли Чаплин якобы сказал, что мир смеётся, чтобы не сойти с ума. Смех — человеческое достижение. Животные не умеют смеяться. Смех —это сброс напряжения, перестройка системы отношений с миром. Улыбка Юрия Гагарина перед полётом — это улыбка встревоженного человека, но она вошла в массовую культуру как символ улыбки победителя. Идея Фрейда: смех вместо секса. Может показаться вульгарным, но у человека, когда он смеётся, всё нутро встряхивается. Во время раблезианского хохота человек содрогается животом, руками, ногами. По своей физиологической сути это близко к переживанию оргазма. После смеха человек переживает своеобразное очищение, как эффект перезагрузки в компьютере».
Василий Ковпик, фольклорист: «Сейчас не допускается веселье на похоронах. Но древняя славянская тризна — это праздник, пир в честь умершего. Там звучали песни. Устраивались состязания, чтобы повеселить покойного. Смерть рассматривалась как переход в иную форму бытия».
Арт-допрос. Разговор о кукольном театре
«Подозреваемый» — актёр-кукольник Игорь Мирошниченко (Харьков). «Судья» — историк культуры Лидия Стародубцева
Игорь Мирошниченко: «Я рад что играю для детей. Это даёт возможность почувствовать себя ребёнком. Потому, возможно, кукольники не выглядят на свой возраст. То, что актёр в душе должен быть ребёнком, это не порок, а достоинство. Так что я не принимаю это как обвинение в мой адрес».
«Мои любимые пластинки»
Воспоминания о вильнюсской оперной певице Елене Чудаковой (1925-1973)