Ссылки для упрощенного доступа

Жертвы "крепких" семей


Президент Таджикистана Эмомали Рахмон поддержал идею принятия закона о запрете браков между двоюродными братьями и сестрами
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон поддержал идею принятия закона о запрете браков между двоюродными братьями и сестрами

Власти Таджикистана планируют ввести официальный запрет на браки между двоюродными братьями и сестрами

Власти Таджикистана намерены ввести запрет на браки между близкими родственниками, в том числе – между двоюродными братьями и сестрами. Сторонники запрета указывают, что подобные браки часто ведут к рождению детей с врожденными генетическими и физическими пороками. Противники считают эту опасность преувеличенной.

Закон о запрете на браки между двоюродными братьями и сестрами, судя по всему, станет одним из первых законодательных актов, которые будут обсуждаться недавно избранным парламентом Таджикистана. Хотя проект закона пока не разработан, за его принятие уже высказались высокопоставленные государственные чиновники, в первую очередь – представители министерства здравоохранения.

17 марта региональный отдел здравоохранения Хатлонской области Таджикистана объявил о завершении регистрации детей с врожденными пороками. При регистрации проводилась проверка, являются ли родители этих детей близкими родственниками. Согласно опубликованным данным, 1546 из 9700 детей младше 18 лет, страдающих врожденными генетическими заболеваниями, родились в семьях, где муж и жена – двоюродные брат и сестра. В столице области Курган-Тюбе, по официальным данным, родители 25 процентов детей с врожденными пороками – близкие родственники.

В Таджикистане - традиция ничего не делать до тех пор, пока президент не даст указание

В Хатлонской области начата специальная программа, цель которой – объяснить жителям региона опасность кровосмесительных браков. К участию в программе привлечены местные имамы. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в своей речи в январе также говорил об "опасности увеличения числа браков между близкими родственниками". По его словам, в стране сейчас около 13 тысяч детей-инвалидов, поддержку которым оказывает государство, и родители многих из них состоят в близком родстве. Еще в 2013 году с инициативой разработать проект закона о запрете на кровосмесительные браки выступила теперь уже бывший депутат парламента Саодат Амиршоева. Однако группа по разработке закона была распущена уже после нескольких заседаний. Поддержка со стороны президента вновь сделала инициативу Амиршоевой актуальной. "До сих пор у властей не было механизмов, чтобы контролировать подобный запрет", – отметила Амиршоева в интервью Радио Свобода, посетовав, что "в Таджикистане является традицией ничего не делать до тех пор, пока президент не даст указание". Сейчас она надеется, что запрет на браки между родственниками будет введен в обозримом будущем.

Саодат Амиршоева
Саодат Амиршоева

Президента Рахмона поддержал и глава Исламского центра Таджикистана Файзулло Фаротзода, сказав, что цель инициативы – повысить уровень образованности, здравоохранения и качество жизни населения страны.

Некоторые другие влиятельные религиозные фигуры Таджикистана высказали сомнения в том, что предлагаемый запрет как-то скажется на ситуации. По мнению известного в стране клирика Нуриддина Тураджонзоды, риски, связанные с браками между близкими родственниками, сильно преувеличены, и лишь 3-4 процента детей с врожденными пороками родились в подобных браках. Он призвал проводить генетических исследований до заключения брака и отказываться от него только в случае, если тест действительно показывает возможный риск для будущих детей.

Два родных брата или брат и сестра (т. е. родители) договариваются: "Мы детей знаем. Было бы хорошо нам не отдаляться друг от друга"

"Ислам не запрещает, но и не выступает в поддержку браков между двоюродными братьями и сестрами", – добавляет Тураджонзода, отмечая, что мусульманские ученые всегда призывали молодых людей жениться или выходить замуж за приезжих из других мест, так как считается, что в таких браках рождаются более здоровые дети. "В то же время, – подчеркивает он, – мы против предлагаемого запрета".

Бороться с традицией заключения браков между близкими родственниками очень сложно. Часто семьи просто боятся, что их имущество в результате достанется чужим людям. Союзы между кузенами рассматриваются как более стабильные – они получают поддержку от родителей, родственников, местной общины. Считается также, что подобные браки помогают сохранять местные традиции и диалекты. Таджикам присуще жить в тесном контакте друг с другом, с родственниками, – отмечает обозреватель таджикской службы Радио Свобода Хиромон Бакозода:

Хиромон Бакозода
Хиромон Бакозода

​– Кровосмешение сильнее всего развито в северных, горных районах республики. Все это связано с тем, что, допустим, родители заботятся о своей дочери, заинтересованы в том, чтобы их дочь попала в хорошие руки. Все берет начало от проблем, связанных с домашним насилием, с патриархатом. В сельских регионах Таджикистана, к сожалению, существовали такие обряды, когда бедных детей еще в период их младенчества родители скрепляли "моральными узами". Оба молодых человека растут с психологической нагрузкой, потому что их будущее уже предрешено: "Даже если я сейчас влюблюсь в другую девочку или в другого парня, у меня другого будущего нет".

– Воспротивиться решению родителей, насколько я понимаю, непросто?

– Немногие молодые люди готовы бросить вызов своим родителям. Это очень серьезный поступок для нашей ментальности. Ну, например, в семье девочка подрастает, ей 16-17 лет. Ее родители договариваются с кем-то из своих братьев и сестер, имеющих взрослого сына: "Было бы хорошо нам не отдаляться друг от друга. Мы вашу девочку знаем, вы нашего мальчика знаете. Давайте станем еще и сватами. Есть случаи, когда, к счастью, в такие процессы вмешиваются врачи, которые знают эту семью. Иногда вмешиваются и общественные активисты, которые просто приходят и пытаются на пальцах объяснить: ребята, что вы делаете?! Это кровосмешение!

Ксения Диодорова. Проект о жизни Памира "В холоде"

– Запретом можно разрешить проблему? Одно дело - разработка образовательной или просветительской программы, работа с молодежью, какая-нибудь комплексная система мер, другое - запрет законом. Это поможет,

– У властей, похоже, просто нет другого метода. И он не впервые применяется. В 2007 году в Таджикистане приняли новый закон об упорядочении национальных традиций. Образованная часть населения отмеслась к закону с иронией и непониманией. Что это такое? Что за ерунда – контролировать, сколько к человеку пришло гостей на празднование дня рождения; ограничения на семейные праздники - например, 70 человек звать, а не 150, на обрезание мальчиков. Естественно, многие критически к этому относились, потому что есть такие вещи, как частная жизнь, свобода поведения. Но закон какие-то результаты все-таки принес. Статистика указывает, что значительно сократились расходы на проведение торжественных мероприятий. Учитывая таджикскую ментальность, учитывая таджикские реалии, может быть, даже и неплохо, что вводят законы подобного рода.

– В советское время в Таджикистане с кровосмешением как-то боролись?

Если родители – двоюродный брат и сестра, то риск рождения нездорового ребенка повышается вдвое

– В советское время, на самом деле, никаких запретов по этому поводу вообще не было. Кровосмешение всегда было. На севере Таджикистана есть регионы, где процент детей, рожденных с изъянами, гораздо выше орбщереспубликанского, это дети, рожденные во внутрисемейных браках. Официально об этом не говорили, но в народе все это было известно, и сейчас известно. Вот, например, говорят с сочувствием: у таких-то него ребенок болеет, он никогда уже не будет ходить. Все с пониманием относятся, кивают: ну, он же женился на двоюродной сестре. Это, может, и вызывает некоторое осуждение на уровне частных разговоров, но действенных мер против подобных явлений прежде не принималось, – говорит Хиромон Бакозода.

Всего в мире около 1 миллиарда человек живет в странах, где браки между двоюродными братьями и сестрами – давняя традиция. Среди них – Таджикистан и другие страны Центральной Азии. При этом на связь подобных браков с рождением детей-инвалидов указывается уже давно. Самое большое исследование по этой проблеме называлось "Рожденный в Брэдфорде". Согласно его выводам, опубликованным в журнале "Ланцет", если родители – двоюродные брат и сестра, то риск рождения нездорового ребенка повышается вдвое.

Последствия бывают очень тяжелыми. Рассказывает домохозяйка из Хатлонской области Зебо Каримова, чей внук Анисджон страдает от неизлечимого врожденного генетического заболевания. Родители мальчика – двоюродные брат и сестра. Отец, узнав о болезни сына, покинул семью:

"Я выдала дочь за сына своей сестры, чтобы укрепить семейные связи. Но мы не знали, что могут быть какие-то проблемы, связанные со здоровьем. Моя дочь и ее трое детей живут вместе со мной после ее развода в апреле. И все семейные связи прервались".

Малика, не захотевшая называть свою фамилию, рассказала, с каким большим трудом ей удалось выйти замуж за любимого человека, а не за родственника. Члены семьи давили и на нее, и на ее мужа, заявляя, что не желают принимать чужого человека. "Прежде чем вводить запрет, властям необходимо изменить общественное мнение по этой проблеме", – заключает Малика.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы" и программы "Атлас мира"

XS
SM
MD
LG