Решение отправить баллистические ракеты "Искандер" в Калининградскую область на время проведения военных маневров может возыметь крайне нежелательные для Кремля последствия, считают западные политики. Например, премьер-министр Польши Ева Копач назвала этот шаг Москвы "попыткой оказать давление на Европейский союз накануне обсуждения его участниками будущего санкций, введенных в ответ на вмешательство России в конфликт на Украине".
Премьер-министр Польши Ева Копач предположила, что Москва, перемещая "Искандеры" в Калининград, пытается воздействовать на Евросоюз, который должен вскоре принять решение о продлении или даже расширении санкций против России. Командующий силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав также усматривает в действиях Кремля подобные мотивы. Он назвал угрозы разместить в Калининграде ракеты "Искандер", способные нести ядерные заряды, способом давления России на ее соседей в Центральной и Восточной Европе.
В западных столицах, судя по подобным заявлениям, существует единодушие относительно мотивов действий российского руководства, которое в рамках военных учений в Арктике направляет баллистические ракеты к границам европейских государств, а также посылает боевые самолеты на дежурство в воздушное пространство Европы. Но мнения относительно того, как необходимо реагировать на такие действия России, расходятся. Бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, например, в статье, опубликованной в журнале "Нэшнл интрест" (The National Interest), называет полеты российских стратегических бомбардировщиков у чужих границ, угрозы размещения ядерных ракет ближе к Европе "пустым бряцанием оружием", считая, что ядерного арсенала США достаточно для нейтрализации потенциальной опасности.
Дэниэл Гурэ, бывший высокопоставленный сотрудник Пентагона, вице-президент Лексингтонского института в Виргинии, считает ошибкой Кремля его вероятный расчет на то, что подобными действиями можно заставить западные столицы снизить интенсивность давления на Москву:
Путин и его окружение угрожали разместить такие ракеты в этом регионе в течение многих лет
– Путин, на мой взгляд, пытается заставить Запад отступиться от своих позиций, но это выглядит все более маловероятным в результате действий самого Путина. По той причине, что сейчас поведение Москвы представляет угрозу уже не только Грузии, Украине или другим ближайшим соседям России, но и Европе и, если угодно, миру. Как иначе, если не как подготовку к потенциальным операциям, можно воспринимать, например, крупномасштабные военные учения с участием 40 тысяч военнослужащих в арктическом регионе? Это читается как намерение Путина действовать агрессивно в других частях мира. И ни одна из ведущих западных стран не допустит этого.
– А насколько тревожащими могут быть для Запада российские планы размещения "Искандеров" в Калининграде?
– Любопытно то, что в этом нет ничего нового. Путин и его окружение угрожали разместить такие ракеты в этом регионе в течение многих лет в ответ на американские планы создания противоракетной обороны, даже после того как Барак Обама решил радикально уменьшить масштабы американских противоракетных систем. Как мне кажется, такие действия Москвы, скорее всего, вызовут не только тревогу, но и негативную реакцию со стороны стран, которые до сих пор воздерживались от жесткой политики в отношении Москвы, например, со стороны Германии.
– С одной стороны, Москва предпринимает провокационные маневры у границ Европы, с другой стороны, НАТО предпринимает попытки поддержать своих членов на востоке Европы. Может ли демонстрация силы обернуться конфронтацией?
Мы не знаем, как правильно действовать в нынешней ситуации, этого не знает и Путин
– Не будем забывать, насколько близко мы оказались к конфликту во время холодной войны, несмотря на то, что тогда обе стороны принимали все меры, чтобы добиться своих целей, не провоцируя войну. Сейчас проблема заключается в том, что нет никаких правил для этих, что называется, военных игр. И когда стороны не понимают друг друга, последствия могут оказаться печальными. Вспомним хотя бы, как США вступили во Вторую мировую войну. Президент Франклин Рузвельт передислоцировал американский тихоокеанский флот с западного побережья на Гавайи, чтобы сделать предупреждение Японии о том, что на ее агрессию будет дан ответ. Япония ответила ударом по Перл-Харбору. Мы не знаем, как правильно действовать в нынешней ситуации, этого не знает и Путин. Нельзя забывать и еще об одном важнейшем факторе. Что произойдет, если цены нефти упадут еще долларов на десять-пятнадцать и российская экономика рухнет? Как Путин ответит на общественное недовольство? Что, если он решит прибегнуть к войне, которая будет подобна войне в Чечне или с Грузией? В этом, на мой взгляд, заключается серьезная опасность.