Парламент Венгрии объявил секретными (на 30-летний срок) основные положения контракта, заключенного с Россией – на строительство атомной электростанции "Пакш". Сумма сделки – 12 с половиной миллиардов евро. Большая часть расходов (10 миллиардов евро) будет профинансирована Россией, готовой предоставить Венгрии соответствующий кредит. Решение парламента, большинство мест в котором занимают сторонники премьер-министра Виктора Орбана из партии "Фидес", вызвало возмущение оппозиции и недоумение в Брюсселе.
Пресс-секретарь венгерского кабинета Золтан Ковач заверил публику, что Будапешт "не играет в секретность. Мы будем стараться сделать достоянием гласности максимальное количество информации об этом контракте. Но сделки такого рода засекречиваются везде".
Поправка к закону, делающая положения контракта секретными, по двум причинам противоречит законодательству ЕС
Эксперт-правовед Болдижар Надь, профессор Будапештского и Центральноевропейского университетов, испытывает большие сомнения на сей счет:
– Я считаю, что поправка к закону, делающая положения контракта секретными, по двум причинам противоречит законодательству ЕС. Первый момент – это вопрос о доступе к данным. Второй – о тендере и государственной поддержке проекта. Если информация засекречена, мы не можем сказать, насколько этот процесс соответствовал правовым нормам. Законы ЕС предусматривают, что в вопросах и решениях, которые влияют на окружающую среду (а таков вопрос о строительстве атомной электростанции), необходима прозрачность и доступность этих документов общественности. Здесь, конечно, можно спорить о границах национальной безопасности, и государство, несомненно, будет оправдывать свою позицию защитой последних.
Однако за договором по "Пакшу" могут стоять другие договоренности и лоббистские усилия. Венгерское правительство преследует свои интересы, а это, естественно, ограничивает конкуренцию, возможности других участников рынка.
– Может ли Брюссель запретить или приостановить реализацию проекта?
– Евросоюзу пока нечего останавливать, работы по "Пакшу" еще не начались. Но из-за непрозрачности процесса европейские органы могут завести дело и начать проверки. Это, конечно же, отсрочит начало работ на 1–2 года. И если венгерское государство не захочет действовать в соответствии с решением ЕС, то на него будет наложен большой штраф.
Фактически, кстати, не венгерское государство подписало договор с "Росатомом", а специально созданная для этого компания. Эта компания может мотивировать свои действия коммерческой тайной, если ей предъявят претензии в непрозрачности сделки. И тут пойдет борьба: где коммерческая тайна, а где право общества на доступ к данным, которые предоставляют национальный интерес? Этот вопрос могут решать только судебные органы.
– Какие экономические последствия может иметь этот контракт?
– Я согласен с теми экспертами, которые утверждают, что можно ожидать повышения цен на энергию в связи с секретностью договора по "Пакшу". Ведь если энергетическая политика государства непрозрачна, а законы делают возможным получение на энергетическом бизнесе прибыли, то никак нельзя будет проконтролировать и проверить, каковы реальные затраты по выработке электроэнергии. Ведь данные, связанные с этим делом, будут секретными, – считает венгерский правовед Болдижар Надь.
Поправка к закону, одобренная парламентом Венгрии, не только изменяет срок засекречивания данных о проекте строительства АЭС "Пакш" с 15 до 30 лет, но и добавляет к уже засекреченным данным еще некоторые вопросы. Так, секретными станут не только коммерческие и технические детали сделки, но и "данные о подготовке договора, его заключении, а также связанные с этими вопросами подробности".
Праворадикалы из партии "Йоббик" считают, что "и на хорошем деле можно умудриться украсть огромные деньги"
Местная пресса делает акцент на том, что непрозрачность такого крупного энергетического договора сделает возможным рост цен электроэнергии и соответственно рост тарифов ЖКХ, а также создает в энергетической отрасли дополнительные коррупционные возможности. Впрочем, конкретных претензий пока высказывается мало, и оппозиция с помощью экспертов пробует разобраться в букве нового закона.
Тем не менее социалисты уже назвали договор по "Пакшу" "самым большим коррупционным делом в истории", а праворадикалы из партии "Йоббик" считают, что "и на хорошем деле можно умудриться украсть огромные деньги". Ну а партия зеленых (LMP) назвала решение властей о 30-летнем грифе "секретно" предательством интересов страны.