Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху накануне выступил на объединенном заседании обеих палат Конгресса США с критической речью в адрес грядущего ядерного соглашения с Ираном, которое готовит администрация президента США Барака Обамы. Месяц, предшествовавший визиту Нетаньяху в США, ознаменовался сильным ухудшением американо-израильских отношений на уровне глав исполнительной власти. По словам эксперта американского "Фонда защиты демократий" Эммануэля Оттоленги, эти отношения могут улучшится лишь в случае ухода Нетаньяху со своего поста (если его партия проиграет намеченные на 17 марта выборы в Кнессет) или после истечения президентских полномочий Барака Обамы.
Спикер Палаты представителей, республиканец Джон Бейнер, недовольный тем, что Белый дом не консультируется с Конгрессом по важнейшим внешнеполитическим вопросам, в конце января пригласил израильского премьера в третий раз выступить перед американскими парламентариями. На сей раз – с речью о ядерных переговорах США с Ираном. Демарш Бейнера, в принципе, абсолютно нормальный, омрачился нарушением протокола: президент США Барак Обама не был загодя оповещен о приглашении, посланном израильскому премьер-министру. Белый дом, наверное, простил бы Бейнеру эту оплошность, если бы Нетаньяху приехал в Вашингтон с речью, восхваляющей политику Обамы в отношении Ирана. Но в администрации президента прекрасно знали, что намерения премьера отнюдь не благостные, и на Нетаньяху обрушились обвинения в том, что он, приняв приглашение, допустил грубейшее вмешательство во внутриполитические споры в Америке.
Обвинения в адрес Нетаньяху в том, что он подрывает дружбу Америки и Израиля, звучали и со стороны целого ряда друзей еврейского государства в Демократической партии. Реакцией демократов воспользовались также противники Нетаньяху в самом Израиле, где сейчас проходит острейшая предвыборная кампания (внеочередные выборы в Кнессет запланированы на 17 марта. – Радио Свобода). Так, 150 отставных высокопоставленных израильских военных публично поставили Нетаньяху в вину то, что своим непримиримым отношением к Ирану он ставит под угрозу связи Израиля с важнейшим и незаменимым союзником – США. Нетаньяху и его окружение отбивались заявлениями о том, что признают незаменимость Америки как союзника, но следование всем ее желаниям, независимо от их плюсов и минусов, считают несовместимым с суверенитетом Израиля. Кульминацией обмена резкостями между Вашингтоном и Тель-Авивом стала информация о том, что несколько лет назад Обама сказал о Нетаньяху: если тот примет одностороннее решение атаковать атомные объекты Ирана, то американские самолеты, находившиеся на тот момент в Ираке, перехватят и собьют израильские бомбардировщики. Впрочем, и официальный Вашингтон, и представители Израиля этот слух быстро опровергли.
Атмосфера американо-израильских отношений оставалась накаленной в течение всего февраля, и только в последние дни ее немного разрядили успокоительные слова госсекретаря Джона Керри о прочности и нерушимости двусторонних связей. В том же духе высказался и сам Барак Обама, заметив, что всегда пытается подняться над личностными трениями. Ответил ли им Нетаньяху тем же? Речь израильского премьера в Конгрессе комментирует сотрудник "Фонда защиты демократий" Эммануэль Оттоленги:
– Нетаньяху, учитывая, что он привез он с собой речь весьма нелестную для Белого дома, сделал все, чтобы по максимуму сгладить ее негативный пиар-эффект и соблюсти этикет. В самом начале он не поскупился на щедрые комплименты Обаме, поблагодарив его за все хорошее и важное, что он сделал для Израиля. И он был в своих комплиментах, как мне кажется, вполне искренним. Он особо остановился на том, что солидарность с Израилем всегда была в Америке надпартийной, что ее неизменно проявляли обе ведущие партии. Белый дом публично предостерегал Нетаньяху от разглашения в речи каких-либо конфиденциальных моментов, касающихся переговоров с Ираном, и, надо сказать, оратор использовал только информацию о контурах грядущего соглашения, находящуюся в общем доступе. Но выводы, которые он сделал на основе этих сведений, Белому дому было слышать очень неприятно. Главный из этих выводов в том, что на время действия соглашения – это может быть 10 лет или 20, мы пока точно не знаем, – Иран, невзирая на все ограничения, сохранит крупномасштабный ядерный потенциал. И что по завершении срока соглашения этот потенциал будет еще более внушительным, чем сегодня, – говорит Эммануэль Оттоленги.
По его словам, Нетаньяху не верит, что время действия ядерного соглашения хоть сколько-нибудь совпадает с огромной эпохой, которая должна пройти, прежде чем Иран эволюционирует в сторону обычного государства, не зараженного мессианским комплексом, питающим его гегемонистские устремления. Что касается выступления Нетаньяху в Конгрессе как фактора внутренней американской политики, то Эммануэль Оттоленги считает, что спикер Конгресса добился своей цели и послал Обаме четкий сигнал:
Обама неправомерно пытается избежать оформления ядерного соглашения с Ираном в качестве международного договора, что потребовало бы утверждения этого документа Сенатом
– Мы можем долго спорить о том, бестактно повел себя Джон Бейнер или нет, но факт остается фактом, и спикер его жестко зафиксировал: Конгресс – независимый и равный Белому дому орган власти. Он полномочен приглашать кого угодно, не испрашивая позволения у главы исполнительной власти. Один из мотивов Бейнера сводился к тому, что Обама неправомерно пытается избежать оформления ядерного соглашения с Ираном в качестве международного договора, что потребовало бы утверждения этого документа Сенатом. Бейнер намекает, что если президент не отведет Конгрессу в этом вопросе достойную роль, республиканцы – а их в обеих палатах сегодня большинство – никогда не проголосуют за снятие или приостановку экономических санкций с Ирана (санкций, установленных исходно по требованию Конгресса наперекор желаниям администрации). Тем самым Конгресс может фактически похоронить это соглашение. Мало того, если это только соглашение, а не полнокровный договор, то следующий президент вовсе не обязан ему следовать. Обама, вспомним, сам так поступил в отношении договоренности Буша-младшего и Ариэля Шарона по поводу параметров плана палестино-израильского урегулирования. Бейнер фактически послал Обаме послание: идите через Конгресс, а не в обход его, если хотите, чтобы плод ваших усилий остался в истории, – считает сотрудник "Фонда защиты демократий" Эммануэль Оттоленги.
Речь Беньямина Нетаньяху в Конгрессе США:
Барак Обама, как сообщает Белый дом, лишь прочел распечатку речи, выступление Нетаньяху он не смотрел, посвятив это время консультациям с европейскими союзниками о путях урегулирования украинского кризиса. После прочтения Обама дал знать, что не нашел в ней ничего нового; никакой практической альтернативы ожидаемому соглашению докладчик, по его мнению, не озвучил. Встречаться с Беньямином Нетаньяху президент не будет. Официально – по причине того, что не хочет как-либо влиять на израильские выборы, которые состоятся через две недели. Кстати, избирательная комиссия в Израиле сослалась на это же обстоятельство и постановила транслировать речь премьера с пятиминутной задержкой, чтобы иметь возможность "запикать" фразы, которые могли бы быть расценены как предвыборная агитация. У вице-президента Джозефа Байдена на время пребывания Нетаньяху в Вашингтоне был запланирован визит в Центральную Америку, так что и у него имелась уважительная причина пропустить рандеву с нежеланным гостем.
Пятьдесят семь членов Конгресса от Демократической партии бойкотировали выступление в знак протеста против попыток спикера Бейнера помешать Обаме увенчать свое президентство важнейшим внешнеполитическим соглашением. Эммануэль Оттоленги допускает, что оздоровить американо-израильский диалог за полтора с лишним года, остающихся до ухода Обамы, вряд ли возможно. Однако может статься, что к середине апреля, когда в Израиле завершится формирование следующего коалиционного правительства, Нетаньяху более не будет премьером, и сильный личностный раздражитель в двусторонних отношениях отпадет сам собой. То, что Нетаньяху рискнул провалом на выборах, пойдя на открытую конфронтацию с руководителем США, доказывает, по мнению эксперта, неподдельные опасения главы израильского правительства грядущим ядерным соглашением с Тегераном и перспективой снятия напряжения в отношениях США и теократического иранского режима. По словам Оттоленги, не получи Нетаньяху возможности высказать свои опасения на этот счет Америке и всему миру с высокой трибуны Конгресса в надежде, что это поможет предотвратить их воплощение в реальность, он бы не стал ставить на карту свое политическое будущее.