Ссылки для упрощенного доступа

Авторские проекты

Сексуальная идентичность и традиционные ценности


Осознание пола
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:15:10 0:00
Скачать медиафайл

Когда половое воспитание становится заботой государства

"Взрослые делают вывод, что проблемы нет, секса нет, ничего нет, все от лукавого, а значит, и говорить об этом не надо."

Министерство образования и науки РФ предложило к обсуждению проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», разместив его у себя на сайте. С масштабным обсуждением, однако, общественность не торопится – ни педагогическая, ни родительская.

Во-первых, скучно: «Положения Стратегии взаимосвязаны с основными направлениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и предусматривают соответствие процесса развития личности детей национальному воспитательному идеалу, признание и поддержку определяющей роли семьи в воспитании детей.

В условиях цивилизационных вызовов Стратегия направлена на усиление единения российского общества, переосмысление таких ценностей, как гражданская идентичность, патриотизм, ответственная жизненная позиция».

Никто, конечно, толком не понимает, что это такое – «национальный воспитательный идеал» или «единение российского общества», и как это следует переосмыслить, но спрашивать об этом не принято, поскольку если ты патриот и гражданин, то сам должен понимать.

Еще в Стратегии много говорится об «обеспечении соответствия воспитания в системе образования традиционным российским культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям», но ни слова о том, с какими реальными вызовами сталкивается современный ребенок.

Именно в ответ на такой вызов в 2013 году возник общественный интернет-проект поддержки гомосексуальных, бисексуальных и трансгендерных подростков «Дети-404», автора которого, Елену Климову суд Нижнего Тагила недавно приговорил к штрафу в 50 тысяч рублей по статье о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».

Однако проблема, на которую откликнулась Елена Климова, гораздо шире - подростковый возраст в принципе предполагает склонность к экспериментам, в том числе гендерного и сексуального характера. Как показали зарубежные опросы, пояснила психолог Инга Адмиральская, каждый второй мальчик отметил, что у него были какие-то эксперименты с подростками своего пола, и каждая третья девочка призналась в том же. Конечно, эти данные могут разниться в зависимости от страны, но в подростковом возрасте, подтверждает Виталий Сонькин, психолог, работавший в российских школах, такие пробы – это нормальный этап становления личности.

С другой стороны, "одиночество", - рассказывает Инга Адмиральская, - это вообще ключевое слово подросткового возраста, и когда ребята отрезаны от информации о том, что их переживания, их состояние - это не болезнь, не уродство, не дефект, они очень нуждаются в таком месте, где об этом можно поговорить. Однако сегодня, вместо создания таких, как «Дети-404», площадок, пусть электронных, но нужных и безопасных, государство предлагает обратиться к «традиционным ценностям».

Что это такое, и какие последствия подобная политика может принести Радио Свобода рассказали психолог, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Леонтьев, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Игорь Морозов, доцент школы культурологии НИУ ВШЭ Илья Кукулин и писательница Мариной Аромштам.

Игорь Морозов, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии :

- Существовали и существуют традиционные общества, где проблемы сексуальной идентичности решаются очень жестко. Практиковались обряды инициации, в процессе которых ребенок должен был понять свою сексуальную ориентацию, и для этого использовались определенные приемы, иногда болевые, с акцентом на половых органах, чтобы ребенок осмыслил свою половую ориентацию и понял, кто он такой по полу. В большинстве традиционных обществ отклонения, как правило, не приветствовались. Однако отношение к подобным девиациям было достаточно спокойным: люди занимали свою нишу, они могли выполнять определенный круг обязанностей. Правда, в определенном смысле они были усечены в правах, не имели, например, права на имущество.

Существовали разные типы людей (или разные социальные роли) и в русском традиционном укладе, когда человек мог не жениться, не выходить замуж. Это так называемые монахини, старцы, но они занимали определенную нишу, и из этого опять-таки вытекало ущемление некоторых их социальных прав, хотя они могли считаться святыми.

когда девушки в хороводе целуются друг с другом, это вовсе не гомосексуальность

Перверсии - постоянная вещь, и в традиционных, и не в традиционных играх. Родители в старой деревне на это никогда не смотрели с той позиции, с которой смотрят сегодня российские законодатели. Ребенку было позволено многое именно потому, что нормальные родители понимают и понимали, что это такой возраст, когда эксперименты - естественная вещь. Когда девушки в хороводе целуются друг с другом, это вовсе не гомосексуальность, это опыт, и он вовсе не обязательно приведет к каким-то последствиям, скажем, девушка не выйдет замуж. Ведь самое главное для традиционного уклада - чтобы состоялся брак и было передано по наследству имущество, то есть в основном имущественные отношения.

Что касается современности, соотношения современных установок и традиций, то, если напрямую поинтересоваться, как относятся люди к подобных девиациям, первый ответ будет достаточно агрессивным и отрицательным. Однако эксперименты с внешностью, то, что раньше называлось «ряжением», не вызывают подобной реакции. Допустим, Сердючку, при всем отрицании гомосексуальности, зрители воспринимают вполне нормально. Видимо, в каких-то нишах это отношение не так однозначно.

Марина Аромштам, писатель: Я хочу напомнить, что в Советском Союзе секса не было, его не было на уровне идеологии тоталитарного государства. И когда приняли закон о защите детей от вредной информации, на самом деле приняли репрессивный закон. И за законом о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений стоит вовсе не защита детей, желание того, чтобы они росли в каких-то неопределенных традиционных ценностях, а за ним стоит совершенно очевидное стремление манипулировать и управлять всем, даже самой личной сферой жизни. Это покушение на то, что сексуальность - твое личное дело.

Вообще, за гонениями на гомосексуальность, на мой взгляд, стоит самое что ни на есть традиционалистское представление о мужественности, а мужчина - это существо с повышенной агрессивностью. Как ни парадоксально, но мужественность оборотной стороной имеет очень высокую потенциальную готовность к насилию.

Ведь что происходит с языком в социальной действительности? Появились слова: опустить, нагнуть. Это язык гомосексуальной перверсии, потому что он тюремный. Но известно, что внутри тюремного сообщества гомосексуалистами не считаются насильники, гомосексуальными считаются только жертвы, и в этом смысле на жертву всегда падает тень женственности, что ли. Поэтому мне кажется, что эти законы как-то связаны с мужским шовинизмом и с неуважительным отношением к женскому.

Илья Кукулин, доцент школы культурологии НИУ ВШЭ :

- Мне кажется, что традиционные ценности в действительности сейчас не обсуждаются. Общество пережило изменение гендерных ролей, и это очень хорошо заметно, например, по произведениям крайне правых писателей, таких, как Елена Чудинова. Сначала она говорит, что толерантность - это плохо, должна быть российская традиционность, а потом выясняется, что ее героини - женщины, которые хотят ходить в брюках и пользоваться возможностями либерального развития общества. Многие люди, подобно Елене Чудиновой, в модернизированном обществе реструктурируют представление о том, что мужчина должен воевать, женщина – ждать его в тылу. Таким образом происходит подмена, потому что традиционность здесь является абсолютно искусственным конструктом. Как говорил великий английский историк Эрик Хобсбаум, это изобретенная, на наших глазах буквально, традиция.

многие люди в модернизированном обществе реструктурируют представление о том, что мужчина должен воевать, а женщина – ждать его в тылу

Безусловно, актуальные проблемы должны обсуждаться экспертами различных дисциплин. Решение их государственными органами приводит к парадоксальным эффектам. Насколько я понимаю, законодательные акты о запрете пропаганды гомосексуальности среди несовершеннолетних являются одним из самых эффективных способов заставить всех совершеннолетних и несовершеннолетних думать о разных типах сексуальных отношений.

Мне вообще кажется очень спорным вопрос, может ли государство определять законодательную норму. Главное здесь, чтобы эксперты по этике, по социальным отношениям, педагогике подумали о том, как родители могут сохранить взаимопонимание с детьми. Одно из самых опасных последствий того, что тема подростковой сексуальности обществом табуируется - это потеря доверия между родителями и детьми.

Дмитрий Леонтьев, психолог, профессор НИУ ВШЭ:

- В контексте обсуждения все время идут ссылки на то, что есть норма, есть отклонение, что есть нарушение традиций и так далее. Однако в 50-60-е годы в самых разных науках о человеке был опубликован ряд серьезных и обстоятельных исследований того, что такое психические отклонения, что такое норма, каким образом в истории человечества людей начали маркировать как нездоровых.

В числе классических авторов, занимавшихся этими исследованиями, был классик социологии Эрвин Гофман, классик философии Мишель Фуко, психиатр Томас Сас. Они поставили вопрос, что есть норма и что есть болезнь, и в разных контекстах разными методами пришли к одному и тому же, по сути дела, выводу, что норма - это не медицинская категория, а социальная, и общество устанавливает рамки и границы того, что оно хочет считать нормой. Остальное маркируется обществом как патология, нарушение, психическая болезнь или что-то еще, и те люди, которые ведут себя не соответствующим образом, направляются в закрытые учреждения, исправительные, лечебные. То есть норма - это не объективное понятие, а понятие, которое устанавливается конкретным обществом.

норма - не объективное понятие, а понятие, которое устанавливается конкретным обществом

И в большинстве случаев общество решает эти вопросы, обобщая жизнь, понимая, что происходит. В России с законодательными инициативами происходит в последнее время все наоборот: законодатели вдруг взяли и сами решили, что считать нормой, а потом уже началось обсуждение. То есть это не столько норма, констатирующая нынешнее состояние общества, сколько предписывающая. А, заметьте, еще даже не осмыслена проблема, что большинство семей в стране - однополые: мама и бабушка. Как это влияет на формирование половой идентичности и модели поведения, развития личности, если ребенок живет в гомосексуальной, однополой семье? И это вопрос не риторический, а реальный!

Действительно, подростки нуждаются прежде всего во внимании, в разговоре, в диалоге. А ограничение информации есть прежде всего способ избавиться от необходимости вступать с подростком в контакт, обсуждать какую-то проблему. По сути дела, взрослые делают вывод, что проблемы нет, секса нет, ничего нет, все от лукавого, а значит, и говорить не надо. Родители пытаются ограничить информацию, нежелательную для их детей, государство пытается ограничить доступ к информации – но все это самообман для кажущегося упрощения себе жизни.

Как исследователю мне приходилось сталкиваться с анализом таких явлений, как тоталитарная секта, и деструктивная секта всегда начинается с жесткого ограничения информации для всех, кого в секту вовлекают. Запрет на нежелательную информацию - это фишка всех тоталитарных сект. Поэтому надо подумать, к чему мы в результате придем, если будем пытаться ограничить информацию.

И главная проблема здесь, мне кажется, это не противопоставление одной и другой сексуальной ориентации, а противопоставление прежде всего ориентации на любовь или на ненависть. Самым сильным извращением я считаю ориентация на ненависть к тем, кто на тебя не похож. И это не просто эмоциональная вещь. Моя область - психологическое благополучие и условия, которые делают людей более счастливыми или менее. И оказывается, что люди живут счастливее в тех странах, в тех обществах, где более высокий уровень толерантности к иным людям, в частности, к каким-то различиям в сексуальных ориентациях.

Полный текст программы можно прочитать здесь

"Классный час Свободы"

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG