Президент США Барак Обама намерен дождаться исхода переговоров в Минске, назначенных на среду, прежде чем принять решение о поставках оборонительных вооружений Украине. Об этом президент Обама объявил в понедельник в Вашингтоне на пресс-конференции после завершения встречи с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Оба лидера высказались в пользу дипломатического разрешения конфликта на востоке Украины, однако комментаторы отметили разницу в тоне заявлений Обамы и Меркель.
В понедельник через неделю после появления в газете "Нью-Йорк Таймс" нашумевшей публикации о том, что президент Обама и его советники – гражданские и военные – склоняются в пользу поддержки Украины оружием, Барак Обама впервые сам подтвердил, что Соединенные Штаты могут прибегнуть к такой мере, если очередная попытка мирных переговоров закончится ничем. Пока, по словам президента, решение не было принято, но он отдал указание своим помощникам рассмотреть "дополнительные меры, которые можно предпринять для того, чтобы помочь Украине укрепить оборону перед лицом российской агрессии". "Поставки боевого оборонительного вооружения – один из вариантов действий, которые рассматриваются", – заявил Обама.
В отличие от президента США канцлер Германии говорила лишь о дипломатии и о готовности продолжать дипломатические усилия во что бы то ни стало. "Мы продолжаем попытки достижения дипломатического разрешения конфликта, хотя мы и потерпели на этом пути немало неудач. Я не вижу военного варианта решения конфликта", – настаивала Ангела Меркель.
Это расхождение во взглядах двух главных западных союзников Киева, до сих пор публично демонстрировавших единство позиции, бросилось в глаза американским комментаторам. Однако они отмечают постоянные заверения обоих лидеров в том, что западные столицы сохранят единство в своих попытках нейтрализовать российские провокации на Украине, а агентство Associated Press предполагает, что предупреждение Барака Обамы в адрес Кремля может быть тактическим приемом, попыткой оказать давление на Кремль накануне важных переговоров.
Тем не менее, как считает американский политолог Ричард Вайтц, сотрудник Гудзоновского института в Вашингтоне, действия Белого дома невозможно предсказать, они, скорее всего, будут продиктованы обстоятельствами:
– Европейцы в эти выходные ясно дали понять, что они не хотят передачи оружия украинской армии, потому что они не знают, какой будет реакция Москвы. В Европейском сообществе за такой шаг выступают, судя по всему, только Польша и прибалтийские страны. В том, что касается Вашингтона, Белый дом оказался под возрастающим давлением сторонников военной помощи Украине. Но президент Обама продолжает колебаться, он делает еще одно предупреждение Кремлю, надеясь на то, что тот пойдет на дипломатическое урегулирование конфликта. Мне кажется, что мяч, образно говоря, находится на половине поля Путина. Если он хочет достичь договоренности, это самый подходящий момент для такого компромисса. Если он не хочет, то мирного соглашения не будет вне зависимости от того, что делают Соединенные Штаты.
По мнению Ричарда Вайтца, пытаясь решить вопрос о поставках вооружений Киеву, президент Обама оказался перед неразрешимой дилеммой:
– На мой взгляд, совершенно неясно, что вызовет желаемую реакции со стороны России – передача украинцам оружия или отказ от этой идеи. Одинаково сильные аргументы можно представить в пользу и того, и другого предложения. Если украинские оборонительные возможности будут неадекватными, то русские воспримут это как зеленый свет. Но, с другой стороны, если украинская армия начнет получать современное американское вооружение, Кремль решит, что необходимо провести, так сказать, превентивную войну. Потому что даже если противотанковые ракеты и другое оружие начнут поступать на вооружение украинской армии, уйдет немало времени на овладение им. И в этот момент Москва решит предпринять более агрессивные активные действия для того, чтобы получить преимущество, не дожидаясь повышения боевой мощи украинской армии.
Но, как считает историк, профессор университета штата Аризоны Марк фон Хаген, это надуманная дилемма. У суверенного государства есть полное право обороняться при нападении:
– Да, решение предоставить оружие может быть опасным, но поддержание статуса кво не менее опасно. Если Владимир Путин решит продолжать неограниченно поддерживать повстанцев, что остается украинцам делать? Переговоры вещь замечательная, но для того, чтобы они привели к результату, недостаточно желания одной стороны. Москва ничего не сделала для выполнения своих обязательств в рамках минских договоренностей. Как можно доверять Москве? Киев давно просит поставок оборонительных вооружений, он получал отказ в течение многих месяцев. Белый дом рассматривал такой шаг как последнее средство. Я думаю, что пришло время. Мы не говорим об отправке войск или разнообразного оружия. Идет лишь разговор о средствах обороны – противотанковых ракетах и радарах, которые помогут нейтрализовать оружие, поставленное сепаратистам Россией.