Обвинения в ведении незаконной деятельности на территории США, предъявленные трем российским гражданам в понедельник, скорее всего, свидетельствуют о беспокойстве американских спецслужб масштабами российской разведывательной деятельности в Соединенных Штатах. Такой вывод делают американские комментаторы, анализирующие обстоятельства не совсем обычного дела, фигурантами которого стали Евгений Буряков, Игорь Спорышев и Виктор Подобный, являющиеся, как утверждает американская прокуратура, сотрудниками СВР.
В 26-страничном обвинительном документе есть немало любопытных деталей описывающих незаконную, согласно американской прокуратуре, деятельность Бурякова, работавшего в представительстве российского банка в Нью-Йорке, Спорышева, торгового представителя России, и Подобного, атташе российской миссии при ООН. Но в этом документе нет обвинений в шпионаже. Арестованный в понедельник Буряков обвиняется по двум пунктам. Суть обвинений состоит в том, что он действовал в Соединенных Штатах как незарегистрированный агент правительства России. Вина Спорышева и Подобного заключается в их содействии незаконной деятельности Бурякова. Добилась ли эта тройка каких-либо разведывательных успехов в Соединенных Штатах, неясно. Бурякову инкриминируется сбор данных о последствиях американских санкций, о развитии альтернативных источников энергии, все трое обвиняются в попытках вербовки сотрудников крупных американских компаний и студентов университета. Прокуратура приводит расшифровку перехваченного телефонного разговора обвиняемых, во время которого они формулируют вопросы о деятельности американских фондовых рынков, которые должен был задать представитель неназванного российского средства информации во время интервью с работником Нью-Йоркской биржи.
В обвинительном документе ничего не говорится о том, удалось ли им кого-то завербовать, зато приводятся сочные выдержки из разговоров российских агентов, оправдывающих свою неспособность привлечь к сотрудничеству американских студенток тем, что путь к этому лежит через постель. Американская пресса не отказала себе в явном удовольствии процитировать сотрудников СВР, сетующих на рутинность своей жизни, например, на то, что они работают под своими реальными именами, дескать, что это за разведчик, у которого нет паспорта на другое имя.
Но, как говорит Стивен Бланк, военный эксперт из Американского внешнеполитического совета, этот эпизод крайне серьезен, поскольку он свидетельствует о повышенной активности российской разведки в США:
– Он демонстрирует, что российский шпионаж в США и, скорее всего, в других странах базируется на долговременной стратегии, заключающейся во внедрении так называемых "спящих агентов", которые ведут внешне нормальную жизнь, делают карьеру там, где они могут получить доступ к засекреченной экономической, политической или военной информации. Россия возрождает советскую практику создания подпольных агентурных сетей. Вкупе с разоблачением десятки "спящих агентов" в 2010 году, этот эпизод подтверждает, что Москва ведет многолетнюю хорошо финансируемую деятельность по организации таких сетей. На этот раз, судя по доступной нам информации, этих людей удалось разоблачить до того, как они нанесли ощутимый урон Соединенным Штатам. Любопытно отметить, что, с одной стороны, деятельность этих агентов свидетельствует о деградации российской разведки – в их телефонных разговорах, например, было немало недопустимых откровенностей, но, с другой стороны, их интересовала информация, с помощью которой можно было парализовать финансовые рынки на несколько дней.
Этот аспект деятельности обвиняемых выглядит наиболее серьезным на взгляд Грегори Грушко, финансиста, исполнительного вице-президента американской финансовой фирмы HWA. Вот как он комментирует данные обвинения о том, что российские агенты пытались использовать российское средство информации для того, чтобы получить ответы о функционировании финансовых рынков:
– Я заметил, что вопросы, которые задавались, были связаны с поддержанием стабильности или дестабилизации финансовых рынков в США, но, возможно, и в России. У нас существуют инструменты и методы торговли, которые полностью электронные, высокоскоростные, которые в случае дистанционной атаки могут создать очень болезненные последствия для всего финансового рынка страны. Учитывая возможность введения новых санкций против России и отключения ее от системы электронных расчетов SWIFT, подобного рода угрозы становятся более актуальными.
Собеседники телекомпании CNN говорят и о других интересных аспектах этого дела. Например, как ФБР могло прослушать разговоры, которые вели в стенах офиса Службы внешней разведки в Нью-Йорке, находящегося, судя по всему, в помещении дипломатического представительства России? Что означает ссылка на то, что арестованный в Нью-Йорке Буряков несколько раз встречался со своим источником, в действительности работающим на ФБР? Были ли эти факты упомянуты для того, чтобы вызвать паранойю в рядах высшего руководства СВР?