В Греции 25 января прошли досрочные парламентские выборы. По предварительным данным, победу на них одержала Коалиция радикальных левых (СИРИЗА): за нее проголосовали 36% избирателей. Правившая до сих пор правоцентристская "Новая демократия" получила 28% голосов. Третье место разделили ультраправая партия "Золотая заря" и центристская "Потами", у каждой из них по 6,5% голосов избирателей.
СИРИЗА получит 149 из 300 мест в новом парламенте – всего на два меньше минимума, необходимого для самостоятельного формирования правительства. Лидер победивших левых Алексис Ципрас уже заявил о "конце боли и унижения" для греков: его партия выступает за отказ от программы жестких мер экономии, согласованной с "тройкой" международных кредиторов: Евросоюзом, Европейским Центробанком и Международным валютным фондом. По последним данным, СИРИЗА договорилась о создании правящей коалиции с небольшой правопопулистской партией "Независимые греки", которая получила 13 парламентских кресел. Эта политическая сила также выступает резко против ограничений, наложенных на Грецию "тройкой".
Новости из Греции привели утром в понедельник к падению котировок акций на европейских биржах и к новому "антирекорду" для евро: курс единой европейской валюты снизился до $1,11. Это самый низкий уровень за 11 лет.
Выборы пришлось проводить после того, как в трех турах голосования парламент Греции не смог избрать нового президента. Греческое законодательство предусматривает в таких случаях роспуск парламента и досрочные выборы. В их преддверии в Евросоюзе заговорили о том, что победа радикалов может привести к выходу Греции из зоны единой валюты – евро и новым проблемам для всей экономики ЕС.
Греция по-прежнему остается "больным человеком Европы". Острейший экономический кризис длится уже шесть лет и перерос в кризис общественный и психологический. Лишь небольшая часть греков надеется на улучшение ситуации в обозримом будущем. Еще меньшая доля доверяет политикам. А тех, кто реально почувствовал в 2014 году признаки экономического улучшения (о которых вовсю трубила проправительственная пресса), по данным недавнего опроса, оказалось лишь 12%. Оборот одной из ведущих отраслей греческой экономики – туристической – с 2009 года снизился более чем на треть.
Люди обозлены, мрачны, депрессивны, им стыдно за себя, они в отчаянии, испуганы, унижены и изолированы друг от друга
Не лучше ситуация и в других сферах. Госдолг Греции превышает 400 миллиардов евро (175% ВВП), уровень безработицы – 26% (среди молодежи в возрасте до 30 лет работы не имеет половина), за чертой бедности живет более трети греков. Неудивительно, что жительница Афин, 50-летняя разорившаяся предпринимательница Хрисула Спану, нанизывает в интервью британским журналистам целую цепочку мрачных синонимов: "Люди обозлены, мрачны, депрессивны, им стыдно за себя, они в отчаянии, испуганы, унижены и изолированы друг от друга".
Отсюда все большее разочарование в политике жесткой экономии, которую проводило правительство Антониса Самараса по договоренности с "тройкой" кредиторов. В кабинет Самараса входили представители двух партий – правоцентристской "Новой демократии" и социалистической ПАСОК. Эти партии сменяли друг друга у власти на протяжении нескольких десятилетий. (Кстати, ПАСОК на выборах провалилась, не набрав и пяти процентов голосов.) Именно эти политические силы большинство греков винит в том, что кризис достиг столь катастрофических размеров. Поэтому задолго до выборов наблюдатели предсказывали победу коалиции СИРИЗА во главе с харизматичным 40-летним Алексисом Ципрасом. Этого инженера по образованию, который с юных лет участвовал в деятельности радикальных левых организаций и даже назвал одного из своих сыновей Эрнесто в честь Че Гевары, часто называют последним греческим политиком, еще пользующимся доверием граждан.
Накануне выборов политическую ситуацию в Греции для Радио Свобода прокомментировал афинский журналист Сократ Грамматикопулос:
– По данным всех предвыборных опросов, наиболее популярной среди избирателей остается Коалиция радикальных левых (СИРИЗА). Каковы ее шансы на победу?
– Практически стопроцентные. У главных соперников СИРИЗА, правящей ныне правоконсервативной партии "Новая демократия", нет такой предвыборной динамики, которая позволила бы ей опередить левых. СИРИЗА победит, но должен заметить, что ей вряд ли хватит сил для того, чтобы составить однопартийное правительство.
– То есть радикальным левым придется составлять коалицию. А с кем?
– По опросам, максимум, на который СИРИЗА может рассчитывать на выборах, – это 35 с чем-то процентов голосов. Ей придется искать союзников. И тут вариантов много – есть даже сценарий создания "правительства национального спасения", включающего все основные политические силы, в том числе, как ни странно, и "Новую демократию".
– А избирателям СИРИЗА такое поведение не показалось бы предательством?
– Показалось бы. Но ведь это будет уже после выборов… (смеется). Если говорить об отсутствии верности принципам, то можно вспомнить выборы 2012 года, когда основные соперники – "Новая демократия" и Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), которые в ходе предвыборной кампании поливали друг друга грязью, потом объединились в правящую коалицию, просуществовавшую два года.
Алексису Ципрасу вряд ли хочется начать карьеру премьер-министра со скандального "вылета" из еврозоны
– В западной прессе нередко появляются сообщения о том, что приход к власти СИРИЗА и ее лидера Алексиса Ципраса может привести к выходу Греции из еврозоны. С другой стороны, сам Ципрас заявляет, что если он станет премьер-министром, то будет стремиться к сохранению членства страны в зоне единой европейской валюты, но на иных условиях – менее жестких, чем предлагаемые "тройкой" кредиторов. Это достижимая цель?
– Ну, как известно, механизма изгнания какой-либо страны из еврозоны не существует. Конечно, это не означает, что такое невозможно в принципе. Но попробуем взглянуть на ситуацию глазами самого Алексиса Ципраса. Это молодой амбициозный политик, и вряд ли ему хочется начать карьеру премьер-министра со скандального "вылета" из еврозоны. Скорее всего, будут найдены какие-то компромиссы. Такую работу СИРИЗА уже вела, Ципрас встречался и с высокопоставленными немецкими чиновниками, и с представителями ЕС и МВФ… Он здравомыслящий человек, а не фанатичный экстремист. Большинство греков, как и Ципрас, выступают за продолжение членства в зоне евро и надеются, что крайних сценариев удастся избежать.
– Но ведь СИРИЗА – это коалиция нескольких радикальных левых организаций, и не случится ли так, что на Ципраса будут давить его экстремистски настроенные соратники?
– Да, второй по величине силой в рамках этой коалиции является Коммунистическая организация Греции, которая стоит на откровенно маоистских позициях. Но за революционной фразеологией зачастую скрывается довольно здравый подход. Тем более что перед выборами СИРИЗА стремится не распугать центристскую часть своих избирателей. Ведь левые рассчитывают далеко не только на свой традиционный электорат: вспомним, что до кризиса СИРИЗА не набирала и 4% голосов. Вот это и есть коммунистическое ядро ее электората. Остальные же избиратели радикальных левых поддерживают их прежде всего как альтернативу предельно жесткой экономической политике, проводимой нынешним правительством по договоренности с "тройкой" кредиторов. Кроме того, за последний год в левую коалицию влилось много умеренных левоцентристских сил, и сейчас они уже не в меньшей мере диктуют там правила игры, чем какие-то прежние экстремистские элементы.
– Если судить по статистике, в минувшем году в Греции впервые появились признаки экономического оживления. Отразилось ли это на уровне жизни простых граждан?
– Увы, нет. Вся статистика основана на макроэкономических показателях, которые пока на состоянии кошелька обычного грека никак не отразились. Львиная доля населения погрязла в долгах – от задолженности по налогам до бытовых кредитов и платы за коммунальные и иные услуги. Преобладает чувство безнадежности. Возможно, этим и объясняется популярность достаточно радикальной СИРИЗА. Более того, многие будут голосовать и за крайне правую "Золотую зарю", по схожим причинам. Эта партия может стать третьей по величине в новом парламенте, – считает афинский журналист Сократ Грамматикопулос.
Тем временем из европейских верхов уже звучат предупреждения: СИРИЗА после прихода к власти должна будет уважать долговые обязательства Греции. "Мы не рассматриваем возможность списания долгов Греции", – заявил на днях заместитель председателя Еврокомиссии Валдис Домбровскис. В то же время в Брюсселе надеются на возможную сделку с Ципрасом. Агентство Reuters цитирует анонимных высокопоставленных представителей Еврогруппы, которые заявляют, что для Греции выход из зоны единой валюты был бы "выстрелом самим себе в обе ноги". Финансисты указывают на то, что еще в ноябре 2012 года "тройка" согласилась на ряд послаблений Афинам. Директор Института немецкой экономики Михаэль Хютер в интервью немецкому радио напоминает:
Нужно всерьез принимать долгосрочные условия уже оказанной помощи. Эти условия для Греции очень и очень льготные
– В 2012 году со стороны частных инвесторов Греции были прощены долги на сумму 107 миллиардов евро, а затем было решено увеличить срок выплаты выданных Греции кредитов до 30 лет, и одновременно были уменьшены проценты по кредитам. Спрашивается, в каком еще секторе нужны послабления? Выплаты Грецией процентов по кредитам составляют 4% от валового внутреннего продукта. Это немного с любой точки зрения. Это то, что постепенно стабилизирующаяся греческая экономика может себе позволить выплачивать из налоговых поступлений. В связи с этим нынешние требования о прощении долгов напоминают проходившую в конце 2013 года дискуссию. Тогда тоже были утверждавшие, что это необходимо сделать. Предлагалось простить примерно треть долгов, поскольку, мол, без этого Греция будет банкротом. Но эти прогнозы не оправдались. Поэтому стоит и ныне смотреть на факты и всерьез принимать долгосрочные условия уже оказанной помощи. Нужно осознать, что эти условия для Греции очень и очень льготные.
Уверенности в том, что в Афинах услышат эту аргументацию, нет ни у кого. Тем более что хватает и контраргументов: по мнению ряда экономистов, жесткие меры экономии не позволяют греческой экономике подняться со дна, так как у предпринимателей и потребителей просто нет денег на инвестиции и приобретение товаров.
Как обычно в предвыборный период, в ход шло немало популистских лозунгов и заявлений – вроде требования к Германии расплатиться за последствия нацистской оккупации Греции. Тем временем на греческом горизонте появились новые "друзья", порой весьма неожиданные. Внезапно пожелала победы СИРИЗА лидер французских правых радикалов Марин Ле Пен. По ее словам, ей чужды почти все программные положения греческих левых, но их триумф был бы сильным ударом по еврозоне, а ее крах является одной из политических целей возглавляемого Ле Пен "Национального фронта".
Пришел грекам и "привет" из Москвы. Министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров заявил, что Россия может снять эмбарго на поставки продукции аграрного сектора из Греции, если та выйдет из Евросоюза. Видимо, министр не слишком разбирается в хитросплетениях европейских институтов: о выходе из ЕС, в отличие от еврозоны, всерьез не говорит никто – ни в Афинах, ни в Брюсселе.
Материал подготовлен при участии корреспондента РС в Германии Юрия Векслера