В связи с десятилетней годовщиной проведения в Греции летних Олимпийских игр (13-29 августа 2004 года) журналисты и общественность обратили внимание на незавидное состояние, в котором находятся спортивные объекты Афин.
Греция, потратившая на Олимпиаду 11 миллиардов евро, не имеет возможности использовать дорогие в обслуживании площадки, например, для таких редких видов спорта, как софтбол и пляжный волейбол. Некоторые спортивные арены используются, но не по назначению, несколько небольших площадок сданы в аренду. Афины – не единственный пример печального наследия Игр. Монреаль - после проведения Игр 1976 года - возвращал долги в течение следующих 30 лет. Подробнее об олимпийских развалинах Афин Радио Свобода рассказал греческий журналист Сократ Граматикополус:
– Большинство олимпийских объектов в Афинах не используется, по крайней мере, по прямому назначению, многие из них находятся в плачевном состоянии. Для греческой Олимпиады 2004 года было построено два необычных для нашей страны стадиона – один бейсбольный и один софтбольный – необычных потому, что в Греции почти никто в бейсбол не играет. Попытка их использовать в качестве концертных залов не удалась, поскольку в Афинах достаточно культурных площадок. Несколько олимпийских сооружений находятся на территории бывшего афинского аэропорта, вот они пребывают в ужасном состоянии. На протяжении 10 лет греки слышат периодические обещания правительства, что эти объекты будут, что там будет построен какой-то межгородской парк либо еще что-то, но ничего не происходит.
С другой стороны, есть и положительный пример – один из футбольных стадионов, на строительство которого было потрачено 60 миллионов евро (это чисто футбольный стадион, без беговых дорожек). Он используется как домашняя площадка самого популярного футбольного клуба в Греции "Олимпиакос", и даже сборная страны играет на этом стадионе.
– А главная олимпийская арена, где проходило открытие и закрытие Игр, легкоатлетические старты, как себя чувствует?
Большинство олимпийских объектов в Афинах не используется, по крайней мере по прямому назначению, многие из них находятся в плачевном состоянии
– Там можно проводить футбольные матчи, но ни сборная Греции, ни те клубы, у которых нет своего стадиона, там не играют. Это огромный легкоатлетический футбольный стадион, зрительные ряды на котором находятся так далеко от поля, что присутствуют болельщики на трибунах или нет – не играет роли. Олимпийский стадион редко, но используется как концертная площадка. Вот приезжает к нам, допустим, Леди Гага осенью, и она будет выступать на этом стадионе.
– 35 крупных спортивных объектов было построено для афинских Игр 2004 года. Каков процент эффективности этого строительства?
– Около 80 процентов объектов не используются вовсе, либо используются не на полную мощность и чаще всего не по назначению. Например, дворец спорта для восточных спортивных единоборств используется чаще всего как зал для проведения различных партийных мероприятий. Некоторые спортивные объекты просто разграблены, и контролировать их состояние вообще властям не удается.
– А что с Олимпийской деревней?
– Некоторое время Олимпийская деревня пребывала в запустении, но все-таки потом решено было ее использовать под жилье. Хуже с пресс-центром: он долгое время стоял брошенным, но сейчас все-таки это помещение используется. Уже не для работы журналистов.
– Вообще для Греции судьба олимпийских объектов – это важная общественно-политическая проблема? Ведь такие деньги вбухали, страна небогатая, экономический кризис в еврозоне – а в Афинах стоят пустые бетонные дворцы...
– Это действительно проблема для страны. В кризисное время можно было бы их хотя бы продать, выручить какие-то деньги. Но вопрос о продаже связан со сложнейшими бюрократическими процедурами, поэтому даже такой выгодный кусок земли, как бывший аэропорт, не стал предметом торгов. Олимпийские объекты там находятся на побережье, рядом с пляжной чертой, то есть, можно было бы построить целый туристический город, но все десять лет власти только сообщают о готовящихся инвестиционных проектах, и ни один из них не доведен до конца.
– Есть сейчас ощущение в кругах спортивных журналистов, что не нужно было такую дорогую и огромную во всех отношениях Олимпиаду проводить Афинам?
– Да, часто звучат такие мнения. Среди причин греческого экономического кризиса называют, в том числе, и столь затратную Олимпиаду, которая явно была не по плечу такой небольшой и небогатой стране, как Греция. Конечно, есть и положительные моменты – туристическая реклама страны; конечно, "подтянута" инфраструктура столицы, и новый аэропорт был построен, и две новые линии метро, и окружная трасса. Это не прямые олимпийские объекты, но они строились с прицелом на Олимпиаду. Так что полностью отрицательно относиться к Олимпиаде, наверное, не стоит. С другой стороны, вероятно, можно было бы, наверное, ее как-то экономичнее провести, – считает афинский журналист Сократ Граматикопулос.
Афинские проблемы, вероятнее всего, окажутся близки и олимпийской столице Игр-2014 – Сочи. Тема будущего олимпийских объектов уже исчезла со страниц российских средств массовой информации. Практически ничего об этом не говорят и в правительственных структурах, хотя сразу же после ликвидации госкорпорации "Олимпстрой" здесь заговорили о создании многофункционального центра зимних видов спорта с современными горнолыжными и санно-бобслейной трассами, трамплинами и сопутствующей инфраструктурой. Но все это касается объектов горного кластера.
Дворцы спорта "Фишт", "Айсберг", "Шайба", ледовый дворец "Большой", "Адлер-Арена" и керлинговый центр "Ледяной клуб" – самые масштабные олимпийские стройки. На их строительство потрачено более 22 миллиардов рублей. Таковы официальные цифры. Однако эксперты склонны полагать, что сумма занижена почти на треть. Так, на строительство центрального стадиона "Фишт" по смете "Олимпстроя" было потрачено 9 миллиардов рублей, однако в течение всего периода проект менялся несколько раз, и на его доработку выделялись дополнительные средства. По некоторым оценкам, стоимость "Фишта" может составлять чуть менее 12 миллиардов. Примерно, такая же картина рисуется и в отношении ледового дворца "Большой": при заявленной смете в 2 с половиной миллиарда рублей его строительство обошлось почти в 4 миллиарда.
По первоначальному плану, после завершения Олимпиады стадион "Фишт", построенный лишь для церемоний открытия и закрытия Игр, должны были разобрать и перевезти в один из российских регионов. Назывались Красноярск, Ростов и Владикавказ. Но, кажется, от этой идеи отказались из-за ее дороговизны, и новый стадион готовят к реконструкции под нужды чемпионата мира по футболу 2018 года. Ледовый дворец "Большой" планировалось перепрофилировать в многофункциональный спортивный центр. На этой базе рассчитывали создать команду Континентальной хоккейной лиги. Помимо этого, дворец спорта собирались использовать для проведения соревнований по фигурному катанию. Два года назад знаменитый тренер Татьяна Тарасова пыталась говорить с президентом России о создании на базе "Большого" всероссийского детско-юношеского центра, и вроде бы Путин эту идею поддержал. Но сейчас о ней забыли. Центр потребует создания дополнительной инфраструктуры, ориентированной на круглогодичное содержание в нем более трех тысяч детей и подростков. Для этого в Олимпийском парке необходимо строить школы, детские больницы, создавать объекты для отдыха и развлечений.
Не ясен и вопрос с жильем. Городок для волонтеров, построенный к Олимпиаде структурами Олега Дерипаски, скорее всего, будет выставлен на торги из-за дороговизны его содержания. На территории "Адлер-Арены" предполагалось создание Международного Экспоцентра. Но переданное на баланс Краснодарского края сооружение также потребует нового архитектурного решения. Кроме того, Имеретинская низменность малопривлекательна для потенциальных международных инвесторов из-за отсутствия должного сервиса. Здесь потребуется построить несколько пятизвездочных отелей и с нуля обустроить объекты для отдыха и развлечений.
Нынешний летний сезон показывает, что Олимпийский парк непопулярен среди людей с серьезными намерениями и деньгами. Нет никакой ясности и с ледовой ареной "Шайба", которую так же, как и "Большой", намеревались отдать под нужды детско-юношеского спортивного центра. Пока все сводится к тому, что "Шайба" превратится в тренировочную базу на время хоккейного сезона, а все остальное время будет простаивать.
Общие затраты на Олимпиаду превысили плановую стоимость в 5 раз и поставили абсолютный олимпийский "рекорд". Стоимость рассмотренных объектов в среднем выросла с 2007 по 2012 год почти в 3 раза. Масштабы изъятия инсайдерской ренты можно оценить примерно в 30-60%, средняя оценка по всем олимпийским объектам составляет 54,2%. Объем перерасхода по спортивным объектам достигает двух миллиардов долларов. А вот общие масштабы перерасхода при реализации проекта "Сочи-2014" составили почти 28 миллиардов долларов.