На Украине Верховная Рада утвердила главный финансовый документ на будущий год и ряд необходимых для сокращения дефицита бюджета законов. Они предполагают, в частности, сокращение социальных программ, урезание льгот и заработных плат, а также введение новых налогов.
Украинские депутаты собрались в Верховной Раде в минувшее воскресенье и провели там почти сутки, до раннего утра 29 декабря, когда был принят бюджет на будущий год. Он предусматривает дефицит в 3,7% ВВП; экономический спад, как предполагается, составит 4,3%, а инфляция – более 13%.
Главный финансовый документ из более чем трехсот депутатов от коалиции поддержали только 233. Для того чтобы убедить своих соратников проголосовать за бюджет, главе государства пришлось специально приехать в воскресенье в Раду. В понедельник, на пресс-конференции по итогам уходящего года, Петр Порошенко заявил, что ни он, ни правительство не оказывали давление на депутатов.
Если кто-то хотел еще на неделю перенести утверждение бюджета, то уже с 1 января мы бы не смогли финансировать нашу армию
“Категорически не согласен с оценкой, что кто-то кого-то ломал через колено. Если мы хотим, чтобы к нам приехали представители международных финансовых организаций, то мы уже сегодня должны были передать им макропоказатели утвержденного бюджета, чтобы они подготовились к своей миссии. Если кто-то хотел еще на неделю перенести утверждение бюджета, то уже с 1 января мы бы не смогли финансировать нашу армию”, – пояснил президент.
Главные вопросы вызывает то, что действующее правительство демонстрирует то ли какой-то однобокий подход к решению проблемы финансового сбалансирования, то ли пытается играть какую-то двойную игру
Согласно бюджету, на армию и оборону в будущем году предусмотрены рекордные более 90 млрд гривен (это примерно 5,7 млрд долларов).
“Принятый на Украине государственный бюджет на 2015 год, безусловно, будет бюджетом войны. Войны, которую развязала Российская Федерация по отношению к Украине. И это нашло отображение в увеличении в четыре раза, по сравнению с первоначальными планами, расходов на армию, оборону, нацбезопасность. И это, конечно же, будет сопровождаться определенным сокращением социальных программ. Но, к счастью, Украина не будет оставлена один на один с российской агрессией и нам будут помогать как с финансовой точки зрения, так и с политической и, возможно, даже военной. Поэтому 2015 год будет очень тяжелым, экономическая ситуация в государстве будет во многом зависеть от того, продолжится ли российская агрессия, будет ли она выходить на более масштабный уровень. И, исходя из этого, правительство уже анонсировало изменения в госбюджете по мере развития ситуации”, – подчеркнул глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
За бюджет в полном составе не проголосовала парламентская фракция “Батькивщина” Юлии Тимошенко. По словам экс-премьера, ни она, ни ее соратники не видели окончательный вариант документа. По этой же причине отказались голосовать и несколько депутатов фракции “Блок Петра Порошенко”.
О бюджете рассуждает экономический эксперт Института публичной политики Игорь Шевяков:
“Принятый бюджет неоднозначный. Главные вопросы вызывает то, что действующее правительство демонстрирует то ли какой-то однобокий подход к решению проблемы финансового сбалансирования, то ли пытается играть какую-то двойную игру. С одной стороны, возникает ощущение, что, по сути, премьер-министр Арсений Яценюк, его главная идея, его политики и его кабинета вообще – выполнить все условия международных кредиторов. Все остальные концептуальные вещи, о которых говорит Яценюк, это, в основном, широкие рассуждения на тему, что такое хорошо и что такое плохо, а конкретные действия – это, по сути, выполнение требований МВФ, Всемирного банка, Европейского союза”.
Перед утверждением бюджета Верховная Рада приняла несколько законов, предусматривающих сокращение социальных выплат, зарплат, частичную отмену льготы на проезд в общественном транспорте. Истощенная войной на востоке Украина пытается стабилизировать свою экономику, в том числе и за счет изменения системы налогообложения. Рада установила новую модель налога на недвижимое имущество и налог на пассивные доходы граждан (роялти, проценты и инвестиционный доход) на уровне 15-20%.
Также предусмотрена новая модель налога на недвижимое имущество. Изменения в Налоговый кодекс призваны поддержать малый и средний бизнес, вывести значительную часть экономики из тени и, как утверждается, усилить давление на олигархов. Однако на практике вряд ли от принятых нововведений пострадают самые состоятельные украинцы, отмечает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой:
“Правительство вводит уплату ренты с нефти, газа и газового конденсата, добываемые как частными компаниями, так и госкомпаниями. Дополнительное налогообложение, конечно же, касается всех. И олигархов, и не олигархов, поэтому это, скорее, только лозунг, чем какое-то финансовое давление. С другой стороны, остается той же шкала налогов на индивидуальные налоги граждан для всех, и для пенсионеров, к сожалению, теперь тоже. А олигархи не платят 15%, они платят только, как и было ранее, 5% с дивидендов. Поэтому есть только разговоры, и на самом деле ничего в отношении олигархов не меняется”.
Принятый бюджет и сокращение социальных программ в рамках начинаемых украинским правительством реформ могут вызвать резкое недовольство в обществе. Эксперты не исключают, что Кремль может использовать социальные протесты для расшатывания политической ситуации на Украине:
“Безусловно, любые шаги по дестабилизации на Украине будут щедро подпитываться с российской стороны. Мы все это понимаем, и, к счастью, мы уже идентифицировали представителей так называемой пятой колонны. Поэтому думаю, что любые акции, которые будут инициироваться представителями пятой колоны на Украине, финансируемые из Кремля, эти акции особой поддержки, я надеюсь, иметь место не будут”, – полагает глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак.
Как свидетельствуют последние опросы общественного мнения, более половины граждан страны не намерены участвовать в митингах и демонстрациях, и только более 4% украинцев не против выйти на площади своих городов под антиправительственными лозунгами.