Ссылки для упрощенного доступа

Разные "голоса", часть 2


Гибель крейсера "Эмден". Allan C. Green. State Library of Victoria
Гибель крейсера "Эмден". Allan C. Green. State Library of Victoria

Городу и миру

Продолжение серии, начало читайте здесь.

Телеграф был главным и самым оперативным средством связи в Первую мировую войну. В самом ее начале британский кабелеукладчик "Алерт" по приказу Уинстона Черчилля, который тогда занимал пост первого лорда Адмиралтейства, выполнил важнейшую боевую задачу – 4 августа 1914 года перерезал немецкий телеграфный кабель, связывающий остров Боркум в Северном море с островом Тенерифе (Канарские острова) в Атлантике.

Германия ответила тем же. 7 сентября немецкие бронепалубные крейсеры "Нюрнберг" и "Лейпциг", подняв французский флаг, подошли к острову Фаннинг в Тихом океане (ныне – Табуаэран, Республика Кирибати), где находилась станция кабельной телеграфной связи между британскими доминионами – Канадой, Австралией и Новой Зеландией. Немецкие моряки высадились на берет, разрушили станцию и перерезали кабель. 9 сентября с той же целью немецкий легкий крейсер "Эмден" подошел к острову Дирекция в архипелаге австралийских Кокосовых островов в Индийском океане. Однако персонал расположенной на острове британской кабельной станции вовремя заметил опасность и подал сигнал тревоги, принятый проходившей поблизости британо-австралийской группой военных кораблей.

В завязавшем морском бое "Эмден" был уничтожен, а его экипаж сдался в плен. Однако высадившийся на остров десант под командованием капитан-лейтенанта Гельмута фон Мюкке все-таки успел повредить кабель и частично разрушить оборудование станции. Отряду фон Мюкке удалось захватить шхуну и добраться на ней до Суматры, территории нейтральной Голландской Ост-Индии. Там их подобрало немецкое торговое судно.

Так началась британо-немецкая кабельная, или телеграфная, война. В итоге, когда в 1917 году Вашингтону потребовалось передать немецкой стороне "14 пунктов" – мирный план президента Вудро Вильсона – и пригласить Германию на переговоры, единственным способом сделать это оказалось радио. Радиограмма была передана радиостанцией ВМС США в Нью-Брансвике (Канада) и принята немецким радиоцентром в Науэне (земля Бранденбург). 10 ноября 1918 года станция в Науэне передала, а радисты в Нью-Брансвике приняли сообщение об отречении кайзера Вильгельма II.

Этот радиообмен можно считать первым в истории случаем международного вещания. Продолжение последовало спустя десятилетие.

Американцы научились передавать по радио звук, превратили радио из забавы любителей в серьезный бизнес и полноценное средство массовой информации. Но международное вещание первыми создали не они. Это сделали голландцы.

В первой половине ХХ века Нидерланды оставались колониальной державой. Их главные владения располагались в Юго-Восточной Азии. Для поддержания информационной и культурной связи с заморскими территориями правительство решило создать регулярное радиовещание. Так появилось Radio Nederland Wereldomroep – Международное радио Нидерландов. Вещание началось 11 марта 1927 года из радиолаборатории компании Philips в Эйндховене. А 31 марта к своим далеким подданным обратилась по радио королева Вильгельмина.

В 1928 году в эфир впервые вышла воскресная часовая развлекательная программа Международного радио Нидерландов Happy Station. Ее вел Эдди Стартц – человек неотразимого обаяния и искрометного остроумия, свободно владевший пятью языками. Его фирменным знаком стала фраза Keep in touch with the Dutch – "Держите связь с голландцами".

Я нашел маленький фрагмент записи его программы того времени – это ее самое начало.

пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:00:39 0:00
Скачать медиафайл

Эдди Стартц стал первой международной звездой радио. Он работал в эфире до 1969 года, а шоу Happy Station – рекордсмен долгожительства среди радиопрограмм: оно существует по сей день.

В 1931 году появилось сразу три радиостанции, ведущие международное вещание. Одной из них стало Радио Ватикана. Святой престол поспешил воспользоваться новой технической возможностью для окормления своей паствы во всех частях света.

Передающий центр для Ватикана построил Гульельмо Маркони. 12 февраля 1931 года в радиостудию на церемонию открытия прибыл папа Пий XI. Вот кинохроника, запечатлевшая этот визит.

Папу со свитой встречает Маркони, ставший к тому времени нобелевским лауреатом, маркизом, сенатором, главой Королевской академии Италии, членом Большого фашистского совета и кавалером множества наград, как это видно по регалиям на его фраке и ленте. Преклонив колено перед папой, Маркони целует его руку. Видно, как он волнуется. Пий XI осматривает оборудование студии, передающую антенну, слушает объяснения. Затем Маркони произносит речь:

Для меня величайшая честь объявить о том, что спустя считаные секунды верховный понтифик, папа римский Пий XI введет в действие радиостанцию Государства Ватикан. Электрические радиоволны разнесут по всему свету его слова мира и благословения. С помощью Всемогущего Господа, по чьей воле загадочные силы природы начинают служить человеку, мне удалось создать это орудие, посредством которого верующие всего мира получат утешение, внимая голосу Святейшего Отца.

Свое ответное слово папа завершает словами Библии:

Обретя возможность воспользоваться чудесным изобретением Маркони, мы обращаемся ко всем людям мира ныне и в грядущем словами Священного Писания: "Слушайте, небеса, и внимай, земля (Исаия, 1:2). Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней!" (Исаия, 34:1).

В том же 1931 году свое международное радио обрели христиане другой деноминации – евангелисты. Его создал американский проповедник Кларенс Уэсли Джонс.

Кларенс Уэсли Джонс
Кларенс Уэсли Джонс

Он приобрел опыт работы на радио в Чикаго, где действовала евангелическая миссионерская радиостанция. Успех этих программ привел его к идее организовать вещание в одной из стран Латинской Америки. В 1928 году Джонс отправился сначала в Венесуэлу, затем в Колумбию, Панаму и наконец на Кубу, но ни в одной из этих католических стран не смог добиться разрешения властей на создание радиостанции. Он вернулся в Чикаго в унынии. Годом позже Джонс познакомился с супружеской парой миссионеров-евангелистов из Эквадора – Рубеном и Грейс Ларсонами. Именно Ларсонам удалось получить от правительства Эквадора лицензии на вещание. В августе 1930 года эквадорский Конгресс одобрил законопроект, которым Джонсу предоставлялось право вещания сроком на 25 лет.

"Мы ясно видели руку Божью, двигающую всем Конгрессом Эквадора, – сообщал Рубен Ларсон в США Джонсу, – заставляя их в этой закрытой католической стране согласиться на служение евангельского радио". И цитировал ветхозаветного пророка Захарию: "...не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф" (Зах,4:6).

Джонс ликовал. Однако его пыл охладили инженеры: они заявили, что географическое положение Эквадора будет препятствовать радиовещанию: горы и близость Экватора не позволят сигналу распространиться за пределы страны. В то время наука еще далеко не все знала о законах распространения радиоволн. В дальнейшем выяснилось, что именно такое географическое положение, в частности равноудаленность от магнитных полюсов, делает Эквадор идеальным для радиовещания местом, практически свободным от помех. Это обстоятельство убедило Джонса, что он действует в соответствии с Промыслом Божьим.

Радио "Голос Анд" вышло в эфир из Кито в Рождество 1931 года. Получасовая программа открылась евангельским гимном "Верность твоя велика, о мой Боже!"

Поет ансамбль Heritage Singers – запись концерта в церкви Кампус-Хилл, город Лома-Линда. Калифорния.

Верность твоя велика, о мой Боже!
Мудрость и милость Ты дивно явил.
Ты неизменен, от века Ты тот же,
Полн состраданья и Отчей любви.

(Томас Обадия Чишолм, перевод Даниила Ясько)

Передачи велись на английском и испанском. Позднее к ним добавились шведский и язык индейцев кичуа, а еще позже – французский, немецкий, нидерландский, чешский, арабский, итальянский, иврит и, наконец, португальский и японский. Первая радиостудия была оборудована в бывшей овчарне. Постепенно радио набирало авторитет. Эффективность вещания оценило и правительство Эквадора. Президент Альфредо Бакеризо и его преемники не раз пользовались микрофоном "Голоса Анд" для обращений к гражданам. А в пасхальное воскресенье 1940 года президент Эквадора Андрес Кордова лично ввел в строй новый передатчик радиостанции мощностью 10 тысяч ватт.

В марте 1941 года в Кито приехал Петр Дейнека – уроженец Белоруссии, ставший в США одним из лидеров русских евангелистов. (Полтора года назад на его родине был открыт дом-музей.) Кларенс Джонс предложил ему произнести в эфире проповедь по-русски, а затем убедил Дейнеку переехать в Кито.

Так началось русскоязычное вещание "Голоса Анд". В 1948 году к Дейнеке присоединилась молодая супружеская пара – Константин и Елизавета Левшени. За Левшенями последовали Алекс Леонович, Елена Зернова, Яков и Руфь Шаленко, Стэла Ярема, Владимир Кулаков, Алекс и Элодия Кишениковы, Петр Дейнека-младший, Зинаида Чипуренко, Мария Димитрук, Уэлли и Наташа Кулаковы, Сергей Соседкин, Андрей и Елена Ралек. Они несли слово Божие в атеистическую страну, где их единоверцы-баптисты преследовались как опасные сектанты.

Радио "Голос Анд" существует до сих пор. Теперь оно вещает не только на русском, но и на украинском, чеченском, узбекском, туркменском, чувашском, башкирском, татарском...

Продолжение читайте здесь.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG