1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Одним из лидеров по количеству ВИЧ-инфицированных в России остается Санкт-Петербург. Петербург – город портовый, к тому же мегаполис, поэтому как ни печально, но по числу ВИЧ-инфицированных жителей он – в числе субъектов Федерации, возглавляющих список: если в целом по России 0,5% населения является официально зарегистрированными носителями ВИЧ, то в Петербурге эта цифра ровно в 2 раза выше. Опережают Петербург Иркутская область, где заражено 1,6% населения, а также Самарская и Свердловская области. Эксперты говорят о том, что не только в Санкт-Петербурге, но и в целом в России борьба с ВИЧ и СПИДом пала жертвой милитаристской политики властей.
Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что цифры официальной статистики занижены примерно вдвое, хотя бы потому, что далеко не все носители ВИЧ-инфекции знают свой статус. Другие, наоборот, призывают не верить слишком мрачной статистике. Так, заместитель директора петербургского Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Любовь Тарита не склонна доверять сообщению, опубликованному СМИ накануне Всемирного дня борьбы со СПИДом, о том, что в Петербурге ВИЧ-положительный статус имеет каждый 20-й молодой мужчина:
"Если слушать всю эту информацию, можно просто сойти с ума. Да, у нас 5 миллионов населения, но, конечно, не такая большая часть мужчин заражена. Мы сейчас все больше внимания уделяем профилактике, 1 декабря мы совместно с Дворцом учащейся молодежи, как всегда, проводим флешмоб на Малой Конюшенной улице. Мы устраиваем и конкурс, в этом году его тема: "ВИЧ – узнай больше", и конференцию, где будут выступать ребята, приславшие работы на этот конкурс, будет просмотр фильмов. Обычно у нас там бывает 200-250 лидеров молодежного движения города. Мы устроили также конкурс рекламных роликов – предложили не взрослым сделать эти ролики, а самим подросткам и молодым людям подумать, как, в какой форме лучше донести эту информацию до своих сверстников. Мы делаем брошюры, даем ссылки на наш сайт, создаем для молодежи те формы объединения, которые для них интересны. Поэтому уровень знаний значительно повысился, уже никто не говорит, что некто неизвестный уколол кого-то в электричке или комар кого-то укусил и заразил. Но дискриминация ВИЧ-инфицированных никуда не делась. На словах они все понимают, говорят – "я не боюсь", а поведение говорит об обратном. Мы их приучаем к тому, что по отношению к таким людям должна быть толерантность, тем более что сейчас многие ВИЧ-инфицированные молодые люди получили инфекцию при рождении от родителей, так что никакой их вины в этом нет".
Социальная реклама молодых режиссеров из Санкт-Петербурга, посвященная борьбе с ВИЧ, собрала на YouТube более миллиона просмотров:
По последним данным (Государственный доклад Роспотребнадзора, .pdf), в России 6,5 тысяч ВИЧ-инфицированных детей. Как сообщает агентство ИТАР-ТАСС, в Петербурге для реабилитации таких детей открылось первое в России отделение – на базе Республиканской клинической инфекционной больницы. Стационар рассчитан на двадцать пациентов, дети со всей России смогут проходить тут двухнедельный курс, во время которого с ними будут заниматься не только врачи, но и психологи, и логопеды, и социальные работники, ведь ВИЧ – это проблема не только медицинская, но и социальная. Главный инфекционист города Аза Рахманова считает, что, хотя эпидемия в России не уменьшается, она под контролем:
– Каждый год в Петербурге – 3000 новых зараженных, а в России – 60 тысяч. Смертность не падает, потому что не все принимают лекарства, а кто лечится – тот не умирает. И лекарств хватает на всех, а в том, что мы сейчас переходим на отечественные лекарства, я не вижу ничего плохого, отечественные тоже помогают.
Всемирная организация здравоохранения не столь оптимистична, по ее данным, самые высокие показатели в Восточной Европе в 2013 году были зарегистрированы именно в России (55,6 ВИЧ-инфицированных на 100 тысяч населения). Для сравнения, на Украине эта цифра 39,4, в Эстонии – 24,6, в Молдавии – 17,3, в Белоруссии – 14,6. По мнению западных экспертов, российские чиновники скрывают истинные показатели распространения ВИЧ/СПИД в России и не принимают действенных мер для борьбы с эпидемией, вышедшей из-под контроля. Кроме того, сворачивается работа российских подразделений западных фондов, помогавших России бороться с эпидемией.
Цены на отечественные препараты почему-то приближаются к ценам на оригинальные лекарства, хотя во всем мире цена дженериков составляет от четверти до трети их стоимости
Нельзя сказать, что нет проблем и с лекарствами. ВИЧ-инфицированные граждане жалуются, что лекарства, во-первых, не так доступны, как это декларируется, а во-вторых, цены на отечественные препараты почему-то приближаются к ценам на оригинальные лекарства, хотя во всем мире цена дженериков составляет от четверти до трети цены оригинальных лекарств. Финансирование программ по борьбе с ВИЧ/СПИДом тоже вызывает тревогу: за последний год число больных, нуждающихся в антиретровирусной терапии, возросло на 30%, а целевое финансирование из федерального бюджета увеличилось всего на 3% с небольшим, и вряд ли в будущем году стоит ждать серьезного улучшения. Экономист Владимир Грязневич подтверждает, что борьба с ВИЧ не входит в России в список государственных приоритетов:
– Это вполне объяснимо – как говорил в свое время Путин, проблемы денег у государства не существует, существует проблема приоритетов. Деньги есть всегда, важно, на что государство хочет их тратить. Нынешние приоритеты известны: "Мы стоим на страже мира, мы готовимся к войне", поэтому на оружие, на содержание армии тратится все больше и больше денег, 23 триллиона, кажется, к 2020 году. А вот на здравоохранение и на образование бюджетные ассигнования уменьшаются даже в абсолютных цифрах, не говоря уже об относительных. Таковы приоритеты государства, и, судя по голосованию на выборах за "Единую Россию" и за президентских губернаторов, народ такое государство поддерживает. Народу это нравится, в этом и есть причина происходящего. Это свидетельство крайне низкой социальной культуры наших граждан – неумения жить в обществе и видеть связь своего личного благополучия с государственным устройством. Россияне, в отличие даже от северных африканцев, эту связь понимают плохо. В Северной Африке народ по этому поводу устроил перевороты, а у нас народ терпит и надеется на царя.
Царь еще не дошел до такого цинизма, чтобы ответить: "Вы же сами этого хотели – принести образование и здравоохранение в жертву армии", но его приближенные периодически на это намекают
Когда человека самого напрямую касается беда, когда его близкие заболевают, он начинает кричать и жаловаться, обращаться к царю – "как же так!". Царь еще не дошел до такого цинизма, чтобы ответить: "Вы же сами этого хотели – принести образование и здравоохранение в жертву армии", но его приближенные периодически на это намекают. Социологические опросы показывают, что для граждан важнее оборона, чем собственное здоровье. Придет время, и, я думаю, об этом начнут говорить открыто. Правда, история учит, что такие вещи ускоряют конец режима. И дело ведь не только в СПИДе – сейчас вон закрываются повсеместно больницы, увольняются врачи, и не потому, что власти против здравоохранения, – просто приоритеты другие. Если деньги нужны на армию, их берут из тех статей бюджета, которые считают менее важными, – считает экономист Владимир Грязневич.
Распространение ВИЧ-инфекции в мире – инфографика (для просмотра нужно кликнуть на карту):