Активистка движения "Солидарность" Дарья Полюдова из Краснодара, которую обвиняют в призыве к сепаратизму, московский депутат муниципального собрания Константин Янкаускас, обвиняемый в мошенничестве, и украинская военнослужащая Надежда Савченко включены в список политзаключенных, опубликованный центром "Мемориал" в конце октября. В списке – 46 имен, в него вошли также фигуранты "Болотного дела", политик Алексей Навальный и другие. Завтра же, 6 ноября, в гайд-парке в парке Горького в Москве группа поддержки Дарьи Полюдовой организует митинг в знак солидарности с арестованной краснодарской активисткой, а также в поддержку всех политических заключенных.
Правозащитный центр "Мемориал" уже второй год публикует списки современных политических заключенных в День памяти жертв политических репрессий, 30 октября. До этого, как пояснил член совета правозащитного центра "Мемориал" Сергей Давидис, организация вела лишь регулярный учет политзаключенных. В августе этого года "Мемориал" опубликовал их промежуточный список, 30 октября на сайте был размещен новый список. Он, по сравнению с августовским, пополнился тремя новыми именами: в список были включены украинская военнослужащая Надежда Савченко, московский муниципальный депутат Константин Янкаускас и краснодарская активистка Дарья Полюдова, поясняет Сергей Давидис:
– В деле Надежды Савченко нет никаких доказательств ее причастности к каким бы то ни было преступлениям. Утверждения эти голословны. Она фактически была похищена с территории Украины, где была в статусе военнопленной. То, что следствие пытается положить в основу обвинения, выглядит примерно как в истории с Леонидом Развозжаевым – что-то совершенно фантастическое: показания анонимных свидетелей, которые приносят видеозаписи допроса бойцов украинской армии, которые они сумели добыть, находясь в "ЛНР"...
Если говорить о Константине Янкаускасе, то мы видим, что в его случае это преступление, в котором нет потерпевших: их нет среди жертвователей, не является таковым и Алексей Навальный, в пользу избирательной компании которого жертвовали граждане. Следствие прилагает усилия, опрашивает сотни людей, желая найти потерпевших, буквально принуждает людей, в то время как вообще нет никакого основания для возбуждения уголовного дела. И явно мера пресечения, которая избрана Янкаускасу – причем одному из всех, кто по этому делу проходит, – не пропорциональна гипотетическим обвинениям.
С Дарьей Полюдовой ситуация еще более очевидная: она была организатором "Марша за федерализацию Кубани". Ей, вероятно первой, вменяют статью Уголовного кодекса, предполагающую наказание за призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации. Мы полагаем, что применение такой статьи, когда нет призывов к насильственным действиям, а есть просто дискуссия на тему территориальной целостности, не является криминальной, – подчеркивает Сергей Давидис, член совета правозащитного центра "Мемориал".
Супруга Константина Янкаускаса, общественная активистка Ольга Горелик полагает, что признание ее мужа политическим заключенным может положительно повлиять на развитие его дела:
– Мы очень благодарны и правозащитному центру "Мемориал", и Союзу солидарности с политзаключенными за то, что они признали Костю политзаключенным, потому что это очень важно, в том числе и для процессуальных вещей. Мы будем обжаловать решение об аресте в ЕСПЧ, мы будем обращаться в Конституционный суд по поводу того, что ему не дали выдвинуться на выборах, и, конечно, то, что у него будет статус политзаключенного, поможет делу. Кроме того, когда человек признан политзаключенным, это положительно влияет на отношение к нему. Когда власти обвиняют его в мошенничестве, мы в ответ можем говорить: он не мошенник, а политзаключенный, вот, две авторитетные организации признали его таким, а ваши обвинения ложные. Конечно, Косте немного неловко, потому что, с одной стороны, признали политзаключенной Надежду Савченко, которая сидит в СИЗО, с другой – Дарью Полюдову, которая тоже в СИЗО, а он сидит дома. Понятное дело, что это немного разные условия, но мы очень благодарны обеим организациям.
Следственные действия по-прежнему не проводятся, его вывозят на суд только для того, чтобы продлить арест. Никаких допросов, никаких очных ставок не проводят, никакой новой информации об уголовном деле у нас нет
Константин Янкаускас был помещен под домашний арест по решению Пресненского суда в июне этого года. Его обвиняют в мошенничестве при сборе средств во время предвыборной кампании Алексея Навального летом 2013 года. По версии следствия, Янкаускас, а также бизнесмены Николай Ляскин и Владимир Ашурков, перечислившие по миллиону рублей на счет Навального, разместили в интернете обращение с призывом добровольно пополнять "электронные кошельки". Собрав 10 миллионов рублей, они их присвоили, считает следствие. Уже после предъявленных обвинений, этим летом, Янкаускас попытался принять участие в выборах в Московскую городскую думу, однако следствие не разрешило ему лично подать документы в окружную избирательную комиссию. Сам Янкаускас отрицает предъявленные обвинения и считает дело политически мотивированным. По его мнению, дело завели с целью изолировать его от участия в выборах в Мосгордуму. Ольга Горелик в интервью Радио Свобода пояснила, что сейчас дело в отношении ее мужа практически никуда не движется:
– Все по-прежнему, он сидит дома с теми же ограничениями, которые изначально были наложены судом. Следственные действия по-прежнему не проводятся, его вывозят на суд только для того, чтобы продлить арест. Никаких допросов, никаких очных ставок не проводят, никакой новой информации об уголовном деле у нас нет. Недавно моей свекрови вернули изъятые при обыске ноутбуки, предвыборную программу Навального, доклад Немцова "Итоги" – то есть вернули все то, что изъяли, за исключением жесткого диска. То ли эти вещи не пригодились, то ли они просто больше не нужны. 10 ноября состоится суд, на котором адвокаты Константина будут обжаловать решение Пресненского суда, признавшего законным отказ следователя не отпустить Костю в окружную избирательную комиссию подать документы. Домашний арест он переносит нормально, мы, можно сказать, уже привыкли, устроились. Настроение у него хорошее, всем передает привет, – рассказывала Ольга Горелик.
За ее делом стоят две причины. Первая – регион. Краснодарский край – это такое место, где арестовывают много политических активистов. Вторая – это месть со стороны ФСБ
Активистка движения "Солидарность" Дарья Полюдова оказалась в следственном изоляторе Краснодара в самом конце августа: отбыв административный арест, девушка не вышла на свободу, а была доставлена в СИЗО. Позднее выяснилось, что в ее отношении возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям: "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные в сети Интернет" и "Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием сети Интернет". 25-летняя Дарья Полюдова являлась организатором "Марша за федерализацию Кубани".
Первые сообщения в твиттере после ареста Дарьи Полюдовой:
Соратник Полюдовой, активист Сергей Лавров, уверен: в действиях девушки не было призывов к экстремизму, а ее уголовное преследование может быть связано с местью со стороны силовых структур:
– То, что центр "Мемориал" признал ее политической заключенной, – это правильно. Если бы она заявила: мы отделяемся от России, я бы сам ее не поддержал. Но я ознакомился с той акцией. Она открыла в интернете группу "За федерализацию Кубани", потом ее закрыли. Требования были только социальные: чтобы больше денег оставалось в местном бюджете и чтобы дать больше власти органам местного самоуправления. Никаких экстремистских призывов не было. Ее раз 15, наверное, сажали по административным статьям, арестовывали в Новороссийске, она оттуда уехала в Краснодар. До этого еще ее дело вело ФСБ, Центр противодействия экстремизму. Еще за год до этого ей угрожали эфэсбэшники, что заведут дело, угрожали родителям. Она в какой-то момент даже переехала жить в деревню, родители ее не пускали, боялись, что ее арестуют. Потом она уехала в Краснодар и начала проводить митинги и пикеты в поддержку Украины. За ее делом стоят две причины. Первая: Краснодарский край – это такое место, где арестовывают много политических активистов. Вторая – это месть со стороны ФСБ, они больше года прослушивали ее телефоны.
В четверг, 6 ноября, Сергей Лавров и группа поддержки Дарьи Полюдовой организуют митинг в Москве в знак солидарности с ней, а также с другими политическими заключенными. Акция пройдет в гайд-парке в парке Горького, ее цель – привлечь внимание к делу Полюдовой, поскольку, как пояснил Сергей Лавров, девушка боялась, что о ней забудут после ареста.
– Мы сначала хотели подать заявку в мэрию Москвы, – поясняет Сергей Лавров, – но для согласования необходимо было три человека, а это для нас было проблематично, потому что мы организуем подобную акцию в первый раз. Тогда мы решили подать заявку в гайд-парк парка Горького, и нам согласовали. Мы тут же начали агитировать людей, чтобы приходили на акцию. Не думаю, что придет много людей, но посмотрим, – считает Сергей Лавров, соратник Дарьи Полюдовой, один из организаторов акции в поддержку политзаключенных 6 ноября.
Список же политзаключенных современной России, опубликованный "Мемориалом" 30 октября, не является исчерпывающим, подчеркивают в центре: внесение в список людей требует напряженной и кропотливой работы по анализу материалов дела, поэтому список будет пополняться постепенно.