40 лет прошло с тех пор, как в Москве, на пересечении улиц Профсоюзная и Островитянова, были разогнаны художники нонконформистского, нелегального искусства в СССР. Они не принадлежали к официальному цеху коллег, их работы запрещались, выставки не проводились. А их вина заключалась лишь в том, что они писали картины не в жанре единственно признанного социалистического реализма.
Тогда художники решили устроить неофициальную выставку своих работ на открытом воздухе, на пустыре около Битцевского лесопарка в Беляево. Организаторами стали художник Оскар Рабин и коллекционер Александр Глезер. К ним присоединились несколько десятков художников. Среди них – Александр Меламид, Владимир Немухин, Юрий Жарких, Виталий Комар, Лидия Мастеркова, Валентин Воробьев и другие. На пустыре их встретили поливальные машины и бульдозеры, милиция и сотрудники КГБ.
Люди остановились и стали поднимать над головами свои картины. На них поехали бульдозеры и поливальные машины, картины втаптывались в грязь, а художников избивали. Оскара Рабина, который встал на пути у бульдозера, на ковше машины протащили через всю выставку. Досталось и иностранным корреспондентам, снимавшим эту акцию, кому-то в пылу даже выбили зубы.
Некоторых участников арестовали, однако шум, который поднялся в западной прессе сразу после этого, был настолько силен, что арестованных художников пришлось отпустить. А буквально спустя две недели сами власти, чтобы как-то смягчить негативный эффект от столь жесткого разгона художников, вынуждены были пойти на уступки – и в Измайлово на открытом воздухе состоялась уже официально разрешенная выставка неофициального искусства, в которой приняли участие порядка 40 художников.
К 40-летию "бульдозерной" выставки Галерея "Беляево" открыла экспозицию "Свобода есть свобода". Здесь можно увидеть картины художников – участников выставки, материалы журнала о неофициальном русском искусстве "А-Я" Игоря Шелковского, а также фотографии акции 15 сентября из архива КГБ.
"Это юбилей действительно огромного события, которое оказало огромное влияние на дальнейшие процессы развития и самой культуры, и формирование каких-то оппозиционных начал, и одновременно преодоление ограничений власти, – говорит куратор выставки Виталий Пацюков. – Удивительно то, что художники здесь победили. Они вышли небольшой группой, там 13 человек, потом еще подошли несколько человек, и было примерно человек двадцать всего. И они победили. Они не только победили КГБ... Там техника физически уничтожала работы, и путь их был интересен к самому этому месту – Профсоюзная, дом 100, к этому углу Островитянова и Профсоюзной улицы. По дороге их арестовывали, задерживали, мешали, но они пришли. Их встречали поливальными машинами, бульдозерами. Страшно было, страшно! Там на фотографиях – работы, втоптанные в землю, валяются. Но важно как раз появление западной прессы, которая сыграла огромную роль. И быстро было осознано, что не надо вводить такие формы запрета, что это вредно. Там разбили лицо американскому корреспонденту одному... И эта вся негативность вдруг превращается в позитивность. То есть такое сопротивление стало творческой проблемой. И для них вопрос показа работ, для всех участников "бульдозерной" выставки, из как бы социально-творческой акции перешел в чисто творческую акцию. И творчество вдруг становится свободным, они побеждают. Они думали, что кончится очень плохо, они думали, что кончится тюрьмой, но они шли на это, да. И вполне могло этим закончиться".
Перед зданием галереи специально к открытию выставки подвезли бульдозер, рядом с которым молодые современные художники устроили свою художественную акцию, как они осмысливают те исторические события. Этот уличный перформанс – "облизывание бульдозера", когда молодые люди в прямом смысле облизали машину, можно трактовать двояко – и как излишнюю мифологизацию того события, и как "облизывание" власти. Каждый для себя решает, что ему ближе.
Фрагмент из программы "Человек имеет право. Правозащитный календарь", которая выйдет в эфир в эту пятницу в 18.05.