На всем протяжении украинского кризиса канцлер ФРГ Ангела Меркель пребывает в непростой ситуации. С одной стороны, Германия не могла не осудить аннексию Крыма и вмешательство России в дела Украины, несущее угрозу стабильности во всей Европе. С другой – Германия как крупнейшая экономика Евросоюза и один из ведущих торговых партнеров России никак не заинтересована в предельном обострении отношений с Москвой. Меркель пытается играть роль посредника и примирителя, не изменяя общим принципам европейской политики и международного права, но при этом учитывая интересы своей страны. Насколько успешна канцлер ФРГ в решении этой непростой задачи?
Ангелу Меркель, отмечают немецкие издания, уже давно не принимали так сердечно, как в Киеве в минувшую субботу, куда она прибыла с рабочим визитом. Для воюющей Украины Меркель олицетворяла надежду на мир и европейскую поддержку, в том числе экономическую. Последнее ожидание канцлер отчасти оправдала, пообещав 500 миллионов евро на восстановление разрушенного войной на востоке Украины. Тем не менее визит канцлера в Киев оценивается немецкими СМИ неоднозначно.
"Зюддойче цайтунг" пишет: "Ангела Меркель не позволяла себе в Киеве увлечься новыми, более жесткими заявлениями в адрес России, она говорила о солидарности с Украиной, не сея при этом новую вражду с Россией. Она оставляет двери открытыми. Она говорит о проблемах не так пафосно, как генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, который часто выражается так, будто он хочет подлить масла в уже полыхающий огонь. Мы знаем, что агитация не является коньком Меркель. Но она хорошо знает, насколько важно словесное разоружение. Насилие ведь начинается со слов".
Почему госпожа Риббентроп-Меркель бродит по сети?
В той же газете опубликовано интервью с историком Штефаном Трёбстом. Заключительная часть этой публикации озаглавлена "Почему госпожа Риббентроп-Меркель бродит по сети?" – ведь сравнения Меркель с гитлеровским министром, подписавшим в Москве со сталинским СССР пакт о разделе Восточной Европы, то и дело мелькают в прессе, особенно восточноевропейской, не говоря уже об украинской. Вот мнение Штефана Трёбста:
– Видите ли вы особую обязанность Германии играть важную роль в нынешнем конфликте на Украине и действовать в интересах восточноевропейских государств?
– У Германии эта обязанность обоснована с двух точек зрения. С одной стороны, Германии как самой крупной стране Евросоюза отчасти делегирована этими странами, в первую очередь Польшей, ведущая роль во внешней политике ЕС. С другой стороны, такая обязанность возникает исходя из истории Германии в ХХ веке, к которой относится и сговор Сталина с Гитлером. Своими действиями в обеих мировых войнах Германия в значительной степени способствовала тому, что Восточная Европа выглядит так, как мы можем наблюдать сейчас. Аргумент "Донецк удален от нас на сотни километров" Германия использовать не может. В конце концов, во время обеих мировых войн немецкие войска были и в Донецке, и в Крыму – отмечает немецкий историк Штефан Трёбст.
Исходя из этого, несложно понять, почему Меркель ведет себя так, а не иначе, почему она осторожна и почему ее в Германии практически никто, даже оппозиция, в этом не упрекает.
Канцлер пока отметает идею новых санкций в отношении России, несмотря на то что ситуация на Украине не становится спокойнее
Газета "Франкфуртер Альгемайне цайтунг" в статье под заголовком "Пока никаких новых санкций" пишет: "Канцлер пока отметает идею новых санкций в отношении России, несмотря на то что ситуация на Украине не становится спокойнее. Для нее сейчас важнее поддержать как прямые переговоры в Минске между Порошенко и Путиным, так и переговоры видных представителей Евросоюза с российским президентом".
Вернувшись из Киева, Ангела Меркель дала свое традиционное летнее интервью первому каналу общественного телевидения ARD. В нем она, в частности, сказала о перспективах разрешения кризиса на Украине:
– Урегулирование конфликта – всегда дело двух сторон. И поэтому хорошо, что состоится встреча президентов России и Украины. Моя поездка в Киев была частью подготовки этой встречи. Но там не следует ожидать прорыва, я дала это понять в Киеве. Однако надо разговаривать с друг с другом, если есть желание прийти с решению, устраивающему все стороны. Я убеждена, что в этом конфликте возможно только политическое решение, в выработке которого Евросоюз и Германия чувствуют себя обязанными помочь. Военного решения не будет. Поэтому политические переговоры являются насущной необходимостью.
Надо разговаривать с друг с другом, если есть желание прийти с решению, устраивающему все стороны
Положение очень хрупкое. Позиции сторон сильно расходятся. С одной стороны, есть комплекс вопросов, касающихся децентрализации Украины и статуса регионов. С другой стороны, есть вопросы, связанные с зависимостью Украины и Европы от поставок российского газа. Я, как пережившая объединение Германии, которое удалось провести бескровно, успокоив опасения соседних стран, хочу сказать, что украинский народ должен иметь возможность самостоятельно выбрать свой путь. И если Украина вдруг скажет, что она хочет быть в Евразийском союзе, то никто в ЕС не будет раздувать из этого конфликт. Мы за свободное решение Украины. Но я также уважаю территориальную целостность Украины и считаю, что должно быть выслушано и услышано мнение всех граждан этой страны. В том и суть плана президента Порошенко, и посмотрим, как с этими намерениями нам совместно удастся выбраться из нынешней очень опасной ситуации, – отмечает Ангела Меркель.
Журнал "Шпигель" в этой связи пишет: "Меркель в Киеве пыталась умерить ожидания. В то время, когда на востоке Украины идут тяжелые бои армии с сепаратистами, самым важным для нее было, так сказать, задокументировать солидарность и поддержку Германией украинских властей. Это же должно было стать ясным сигналом в адрес России. По словам Меркель, "территориальная целостность и благополучие Украины и ее граждан – это цели нашей политики".
Сейчас ясно, что путь к миру не будет коротким. Для Меркель важно не дать конфликту между Москвой и Киевом перейти в более острую фазу. Ситуация вокруг российского конвоя с гуманитарной помощью и так добавила остроты в последние дни. На пути к миру на Украине президенту Порошенко, скорее всего, придется идти по каким-то позициям на уступки сепаратистам и России. Никто не верит всерьез в то, что Киев способен победить в военном противостоянии. Для этого военная поддержка сепаратистов со стороны России слишком уж сильна. Киев уже давно не контролирует должным образом границу с Россией, и у Москвы много возможностей беспрепятственно снабжать сепаратистов людьми и оружием. Путин держит в руках более длинный конец каната", – отмечает в своем комментарии "Шпигель".