Нидерланды официально прервали миссию по репатриации останков и личных вещей пассажиров малайзийского "Боинга", разбившегося под Донецком 17 июля. Среди 298 жертв катастрофы 196 были подданными Нидерландов. А глава службы безопасности Украины утверждает, что вместо малайзийского "Боинга" террористы должны были сбить над Донбассом самолет российской компании "Аэрофлот".
Премьер Нидерландов Марк Рютте заявил, что продолжать работу в зоне падения обломков самолета стало слишком опасно.
– За последние дни ситуация на востоке Украины ежедневно ухудшалась, а следовательно, ухудшалась и обстановка в зоне крушения рейса MH17. Напряжение в регионе усиливается и препятствует работе международных экспертов. Мы бы очень хотели оставить экспертов на местах, чтобы выполнить нашу работу еще более тщательным образом, но события развиваются с противоположным вектором. Мы сделали все, что могли при текущих обстоятельствах. Все согласятся, что мы не можем подвергать наших людей риску, которого можно избежать. Я хочу обратиться к родственникам погибших: как только обстановка в регионе вновь будет достаточно безопасной и стабильной, мы вернемся на место крушения и завершим работу. Мы глубоко убеждены, что это очень, очень важная задача. Но в моей памяти все время звучат слова одного из родственников погибших пассажиров. На встрече спустя несколько дней после катастрофы он подошел ко мне и сказал: "Погибли почти 300 человек, это ужасно. Позаботьтесь о том, чтобы то, что вы сейчас будете делать там, на Украине, не привело к дополнительным жертвам!"
По словам генерала Франка ван Каппена, решение эвакуировать своих людей с Восточной Украины нидерландские власти принимали в том числе на основе разведданных НАТО о том, что конфликт усугубляется:
– Нидерланды получают информацию из различных источников: от разведслужб НАТО, из ОБСЕ, непосредственно от украинской стороны. Правительство Нидерландов принимает решение на основании всех этих источников, и решение приостановить миссию по репатриации было принято правильное. Эта миссия изначально была очень рискованная, в данном регионе вообще опасно ходить группами невооруженных полицейских. Однако мы пошли на риск и правильно сделали, наша основная цель была достойным образом вернуть тела погибших под Донецком людей. Миссия удалась на 80 процентов, мы выполнили ее не до конца в связи с ситуацией на местах.
Недалеко от зоны крушения, где работали нидерландские и австралийские эксперты, разрывались снаряды и велась перестрелка. Местные жители некоторых деревень рассказали сотрудникам ОБСЕ и голландским судмедэкспертам, что по вечерам и по ночам, после отъезда конвоя с международной миссией обратно на базу, на месте крушения начинаются ожесточенные бои. База международных экспертов в городе Соледар была свернута, в пятницу на военный аэродром голландского Эйндховена вернулись 135 участников миссии. В Харькове остались лишь несколько представителей Нидерландов, которые смогут продолжать выполнять функцию контакного лица с местным населением в случае, если будут обнаружены новые останки и вещи.
Международные эксперты пробыли на востоке Украины две недели, из них на месте крушения лайнера им удалось поработать в течение шести дней. В ближайшие недели анализ около 700 образцов ДНК покажет, останки скольких человек удалось собрать и репатриировать. "В первые дни после катастрофы было сделано гораздо больше, чем мы изначально предполагали", – сказал премьер Рютте. Стало известно, что сотрудники администраций местных восточно-украинских населенных пунктов собрали до 800 добровольцев, которым удалось обнаружить большое количество останков пассажиров рейса MH17. Нидерландский премьер выразил им свою благодарность. По информации представителя нидерландской команды судмедэкспертов Ари де Брауна, пока удалось опознать 176 тел.
– Забирать ли останки жертв катастрофы сразу после идентификации, решают родственники. Мы уже передали тело одного из пассажиров "Боинга" его родственникам, однако многие жертвы погибли целыми семьями, поэтому их родственники ждут, пока будут опознаны все члены семьи, прежде чем хоронить кого-то из них.
Нидерланды также возглавляют международную следственную группу по расследованию причин катастрофы. Работа этой группы продолжается – по словам ее участников, им больше не требуется выезжать на место крушения. Однако, как стало известно в среду, отчет следователей, который ожидался через месяц после крушения (то есть к 17 августа), не будет готов в срок – также в связи с тяжелыми условиями работы в регионе, сообщили в Совете безопасности Нидерландов.
7 августа председатель Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко сделал сенсационное заявление. По его словам, 17 июля вместо малайзийского "Боинга-777" террористы должны были сбить над Донбассом самолет российской компании "Аэрофлот". Обвинить в этом Москва намерена была Украину, и, как утверждается, эта трагедия должна была стать поводом для полномасштабного вторжения российских войск на территорию Украины.
По словам Наливайченко, Россия планировала ввести свои войска на украинскую территорию 18 июля, на следующий день после катастрофы над Донбассом самолета “Аэрофлота”.
17 июля российский лайнер, совершавший рейс Москва – Ларнака, на борту которого находились более двухсот пятидесяти человек, летел на Донецкой областью, на высоте 10 600 метров. А на высоте 10 100 метров в это же время и в этом же воздушном пространстве летел малайзийский "Боинг-777", сбитый террористами, как полагают в украинской спецслужбе, по ошибке.
Международные эксперты уже приняли к работе переданные СБУ доказательства того, что Россия планировала теракт с самолетом “Аэрофлота” над Украиной. Организаторы этого теракта, как говорит Наливайченко, дали указания боевикам разместить переправленный из РФ ракетно-зенитный комплекс “Бук” для уничтожения российского лайнера у поселка Первомайское, западнее Донецка.
"Мы знаем, что в Донецкой области есть и Запорожье, и не одно Первомайское. В 20 км западнее Донецка находится Первомайское, куда боевики должны были доставить “Бук” с российским военным экипажем, чтобы сбить не малайзийский, а российский пассажирский самолет, как повод для вторжения на территорию Украины российских войск, как повод для войны", – заявил Валентин Наливайченко.
Когда Путин стоял перед выбором, как повысить свой рейтинг, были спровоцированы подрывы многоэтажных домов
Самолет “Аэрофлота” должен был рухнуть на территорию, контролируемую украинской армией. Но из-за ошибки явно не местные боевики установили зенитно-ракетный комплекс в другом населенном пункте – тоже в Первомайском, однако расположенном не западнее, а юго-восточнее Донецка, примерно в 40-50 километрах от необходимой точки. В итоге выпущенная из “Бука” ракета сбила малайзийский лайнер, упавший в районе поселка Грабово, подконтрольного боевикам.
Бывший заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины, генерал Игорь Романенко допускает, что для развязывания войны с Украиной российские спецслужбы могли планировать сценарий, предполагающий уничтожение российского пассажирского самолета:
– У России есть определенный опыт. Когда Путин стоял перед выбором, каким образом ему идти дальше, чтобы повысить свой рейтинг, тогда были спровоцированы подрывы ряда многоэтажных домов. А почему об этом можно утверждать? Потому, что последний подрыв был сорван. Бдительные жители города Рязань позвонили в милицию и с помощью милиции задержали эту машину и людей, которые участвовали в этом. И тогда сотрудники ФСБ ничего умнее не смогли придумать, заявив, что они проводили учения. То есть прецедент такой был. Однако, несмотря на это, Путиным подрывы домов были использованы, чтобы начать широкомасштабную эскалацию войны в Чечне.
Между тем новое заявление Валентина Наливайченко о том, что боевики должны были сбить не малайзийский, а российский пассажирский самолет, противоречит прежним заявлениям Службы безопасности Украины. Ссылаясь на перехваты телефонных разговоров, ранее в спецслужбе утверждали, что террористы по ошибке сбили лайнер “Малайзийских авиалиний”, перепутав его с украинским самолетом Ан-26. Об этом свидетельствовали и записи в соцсетях некоторых лидеров так называемой “Донецкой народной республики” сразу после трагедии. Впрочем, как заявляют сейчас в СБУ, о реальной цели для ракетного комплекса “Бук” знали только российские спецслужбы, а перед исполнителями этого теракта была поставлена задача уничтожить украинский военно-транспортный самолет, сбрасывавший подразделениям национальной армии боеприпасы и продовольствие.