В российских вузах заканчивается вторая, последняя волна зачислений. Те, кто не попал в списки в первый раз, могут быть зачислены после того, как сделают свой выбор абитуриенты с более высоким баллом ЕГЭ. Для университетов этот момент не менее важен, поскольку становится ясно, сколько бюджетных мест занято, а сколько осталось пустовать, что неминуемо скажется на финансировании в следующем учебном году.
В этом году количество бюджетных мест относительно числа выпускников несколько увеличилось (503 тысячи в 578 государственных вузах), однако произошло это на фоне сокращений, слияний и перераспределения по направлениям подготовки. Так, в НИТУ "МИСиС", в состав которого вошел Горный университет, по технологическим направлениям прием вырос, а по управленческим и экономическим специальностям – наоборот. Впрочем, политика государственных приоритетов, которая проводится не первый года, общую тенденцию не меняет: выпускники российских школ по-прежнему выбирают профессии юриста, экономиста, управленца. Как рассказал Радио Свобода проректор РосНОУ Григорий Шабанов, конкурс на эти специальности составляет до 40 человек на бюджетное место.
Кроме того, перераспределение бюджетных мест происходит и по университетской вертикали – из бакалавриата в магистратуру.
Дополнительную конкуренцию выпускникам этого года составили студенты платных отделений
В этом году было предложено увеличить набор на очно-заочную и заочную формы обучения магистратур в РГГУ, университете, который, несмотря на репутационные потери после первого мониторинга, продолжает оставаться в числе наиболее популярных среди российских абитуриентов. Другое дело, что небольшое число бюджетных мест бакалавриата автоматически понизит востребованность магистерских программ, которые и так привлекательны для узкого круга студентов.
Что касается изменившихся правил приема, то они существенно повлияли на общую картину приемной кампании – 2014. С одной стороны, была введена квота для льготников – сирот, инвалидов, оставшихся без попечения родителей детей, – не менее 10 процентов бюджетных мест, что позволило вузам ограничить прием абитуриентов с низкими баллами ЕГЭ. С другой стороны, уменьшившиеся, благодаря усиленному контролю за процедурой, баллы ЕГЭ могли помешать абитуриентам правильно оценить свои возможности при поступлении. Последнего не случилось, однако дополнительную конкуренцию выпускникам этого года составили студенты платных отделений и негосударственных вузов, которые теперь могли претендовать на бюджетные места.
Но самым важным изменением, способным трансформировать принципы поступления в будущем, как мне кажется, стало право университета проводить дополнительные вступительные испытания, профессиональные, творческие или в виде собеседования. В этом году, благодаря вмешательству Министерства образования и науки, этой возможностью воспользовались не все, главным образом потому, что до начала школьных экзаменов оставались считаные месяцы. В числе тех, кто с 1 февраля все-таки изменил правила приема, – Дальневосточный федеральный университет.
Андрей Шушин, заместитель председателя приемной комиссии ДВФУ:
– Прежде мы имели право на специальностях, где был творческий конкурс и допускалось одно дополнительное испытание, рассмотреть два обязательных экзамена в форме ЕГЭ – русский язык и профильный предмет, плюс еще один дополнительный экзамен – профессиональный. В этом году, если мы оставляли два экзамена ЕГЭ, мы должны были ввести еще два экзамена – один профессиональный, другой профильной направленности. И на наших шести программах, где предусматривается вступительное испытание профессиональной или творческой направленности, мы так и сделали.
В этом году на направлениях: дизайн, архитектура, физическая культура и спорт, адаптивная физическая культура и спорт, журналистика – введено по два дополнительных экзамена, которые точно так же, как и ЕГЭ, каждый оценивается по 100-балльной шкале. Поэтому конкурсная ситуация на этих программах складывается не из 300 баллов, как на остальных программах, где по три экзамена, а из 400. Но это касается только шести направлений подготовки из ста с лишним, на которые мы ведем набор в этом году, – подчеркнул проректор ДВФУ Андрей Шушин.
Таким образом, российские вузы получили возможность "утяжелить" собственную оценку, в противовес баллам школьных экзаменов. То есть появился легальный механизм отбора абитуриентов в соответствии с университетскими требованиями, не только по результатам ЕГЭ. Почему новой возможностью воспользовались не все вузы, понятно: во-первых, министерство объяснило, что пересматривать правила приема за несколько месяцев до выпускных экзаменов будет неправильно, во-вторых, вузы сами не были готовы что-то менять, и технически, и бюрократически.
Максим Назаров, проректор РАНХиГС:
– У вузов есть возможность выбрать третий ЕГЭ, тогда как два базовых уже определены. И здесь два пути: можно выбрать наиболее популярный, например, то же обществознание на менеджмент. Но мы в РАНХиГС знаем, что у нас очень сильная языковая подготовка, поэтому мы выбрали иностранный язык, это определяется спецификой нашего вуза, и абитуриент идет к нам, зная эту специфику.
Вадим Петров, проректор НИТУ "МИСиС":
– НИТУ "МИСиС" позиционирует себя как технический, технологический университет, и у нас проблем с выбором экзаменов не существует. Весь комплект вступительных испытаний мы оставили практически в том виде, в котором он был. Единственное, что хотел бы отметить, что увеличилось количество абитуриентов, которые сдают расширенный комплект экзаменов ЕГЭ, чтобы потом претендовать на технические специальности, экономические и так далее, – заметил проректор НИТУ "МИСиС" Вадим Петров.
Действительно, право вузов определять еще однин или несколько вступительных экзаменов может принести разные результаты. Сильные университеты будут использовать это право как инструмент отбора, менее популярные не станут менять вовсе, чтобы не рисковать и не потерять студентов. Самая трудная сторона этого вопроса – школьники, которым надо готовиться по семи ЕГЭ, даже если они выберут одно направление.
Александр Безбородов, проректор РГГУ:
– Конечно, абитуриентам надо заранее давать возможность выбора, и рекомендовать некоторую систему. Мы, например, на днях открытых дверей советуем не ограничиваться тремя ЕГЭ, расширяя тем самым свои возможности при поступлении. При РГГУ есть гуманитарный колледж, вот по его окончании выпускники сдают вступительные испытания, и здесь мы варьируем экзамены, но только здесь. Остальное – чем стабильнее, тем лучше.
Что касается содержания ЕГЭ, скажем, по истории, он эволюционирует в сторону большего творчества, меньше зубрежки. В целом, я думаю, ЕГЭ в гуманитарной сфере эволюционирует в сторону самостоятельного осмысления программы, творческих подходов. Но в этом году балл ниже по всем направлениям, значительно. Понятно, что это произошло потому, что предпринятые Рособрнадзором меры дали результаты, а не потому что стали хуже готовить школьников. Но если взять более длительную перспективу, я думаю, что балл ЕГЭ будет снижается.
Какое-то время назад мы действительно переживали не лучшие времена, связанные с мониторинговыми оценками, не очень высокими. К счастью, это не отразилось на конкурсе, он как был высокий в РГГУ, так и остался.
Григорий Шабанов, проректор РосНОУ:
– Расширение прав вузов в определении не только вида, но и перечня вступительных испытаний привело к тому, что студент, имея возможность поступить в пять вузов, вынужден теперь сдавать до 7-8 ЕГЭ, что увеличивает нагрузку на него и на родителей, которые будут вынуждены нанимать репетиторов по многим предметам.
Что касается уровня ЕГЭ, то, если быть откровенным, большинство негосударственных вузов (а РосНОУ – негосударственный университет) рассматриваются как пятый вуз в списке тех, куда хочется поступить. Поэтому в прошлом году к нам поступили студенты, которые не поступили в другие вузы. И вот на днях ко мне пришла студентка и говорит: "Отчислите меня. Я прошла в МГУ в первую волну, 270 баллов, на рекламу и связи с общественностью".
В среднем, по сведениям Ассоциации негосударственных вузов, у нас негосударственных вузов сегодня чуть больше 350. А год назад было 460-470. За последний год четверть вузов либо прекратили свое существование, либо у них приостановлена лицензия, либо им не разрешили принимать студентов на первый курс. РосНОУ в третий раз участвует в конкурсе, и мы получили бюджетные места уже на 2015 год. Конечно, заявка составляется, исходя из возможностей университета обеспечить качественное образование. Мы составили заявку с таким расчетом, чтобы это не повлияло на средний балл, и количество бюджетных мест у нас – чуть более 300.
Мне кажется, что в этом году правила приема показались сложными, потому что их заранее не знали. На следующий год уже принято
В школе некому проверять сочинения, а в вузах нет специалистов в области общего образования
решение, что будет сочинение. И главная проблема – кто его будет проверять. Если сочинение будут проверять в вузах, то ему выставят пять разных оценок. На рабочей группе по разработке правил приема на 2015 год этот вопрос поднимался, приглашались специалисты из общего образования, и они сказали, что в школе некому проверять сочинения, и они могут только ставить – допущен или не допущен, а вузы пускай сами определяют качество сочинения. Но если отдать право оценки сочинения вузам, то это будет тоже неправильно. Во-первых, у нас нет специалистов в области общего образования. Во-вторых, в каждом вузе своя специфика, свой взгляд на изложение тех или иных вещей, и оценки будут разные в каждом вузе, – мнением по поводу грядущих изменений поделился проректор РосНОУ Григорий Шабанов.