Самопровозглашенная Луганская народная республика в последнее время сократилась в размере, но контроль над частью границы с Россией позволяет ей держаться на плаву за счет поступления оружия и новых вооруженных сторонников из соседней страны. После активизации в конце июня операции, которую Киев называет антитеррористической, и освобождения украинской армией ключевого центра сепаратистов – Славянска – 5 июля силы АТО начали наступление на позиции ЛНР с целью блокировать Луганск и отрезать вооруженных ополченцев от границы с Россией.
18 июля украинские военные заявили о том, что заняли юго-восточную часть Луганска и частично заблокировали войска сепаратистов в районе Лисичанска, Рубежного и Северодонецка. По версии украинских властей, наступление было затруднено обстрелом украинских войск регулярной российской армией, стоящей у границы, а количество российской военной техники, поставляемой боевикам, резко возросло. 16 июля сепаратисты заявили о том, что южная группировка украинских войск в Луганской области попала в окружение и понесла тяжелые потери, хотя украинские власти это отрицают.
Предыстория
Сепаратистское движение в Луганске активизировалось после захвата здания СБУ пророссийскими протестующими 6 апреля. 28 апреля была провозглашена ЛНР, а 29 апреля были захвачены областная государственная администрация и прокуратура.
11 мая в Луганской области проведен референдум о государственной самостоятельности, 96 процентов участников кторого высказались "за" (согласно официальным результатам). Украина эти результаты не признает, поскольку законодательство страны не предусматривает проведение регионального референдума, только всеукраинского. Многие западные страны также считают референдум нелегитимным и сфальсифицированным.
ЛНР провозгласила независимость от Украины 12 мая, а 24 мая подписала соглашение об объединении с самопровозглашенной Донецкой народной республикой в "конфедеративное государство Союз народных республик", также известный как "Новороссия".
Сейчас ЛНР контролирует южную часть области, включая Луганск, Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Алчевск, Красный Луч, Свердловск, Антрацит и Краснодон.
В середине июня украинские войска вошли в город Счастье к северу от Луганска и восстановили контроль над частью границы с Россией на юге области, а 14 июля силы АТО освободили населенные пункты Металлист, Александровск, Белое и Роскошное рядом с Луганском.
Борьба за власть
Хотя в составе ЛНР есть несколько группировок, управление там изначально было более централизованное, чем в соседней ДНР.
"ДНР напоминала "Свадьбу в Малиновке" с политической грызней, – говорит луганский политолог Алексей Блюминов. – Там существует много политиков, которые между собой борются". По словам политолога, в Луганске все "попроще", поскольку менее заметно влияние олигарха Рината Ахметова и экономических интересов бизнесменов "поменьше".
"В отличие от ДНР, там есть "единый" глава республики – Валерий Болотов, а роль Верховного совета чисто декоративная", - утверждает Блюминов. Он охарактеризовал политический строй ЛНР как "военную хунту в хорошем смысле слова".
"[Главнокомандующий войсками ДНР Игорь] Стрелков не является цезарем в ДНР, а в ЛНР есть президент – Болотов", – говорит эксперт.
Болотов, который родился в городе Стаханове Луганской области, возглавляет группировку, базирующуюся в Луганске и включающую в себя наиболее крупное подразделение луганских боевиков – батальон "Заря".
По мнению луганского политолога Юлия Федоровского, руководство ЛНР представляет собой сплоченную команду, состоящую из бывших военных. Он называет их стиль правления "военной демократией". В частности, Болотов и его окружение – выходцы из Союза ветеранов ВДВ Луганской области. По мнению политолога, идеологию команды Болотова можно охарактеризовать как "левую", и она более радикальна в плане национализации, чем руководство ДНР. Идеология Болотова также часто копирует советские образцы. В июне он объявил о создании Комитета государственной безопасности (КГБ) и подразделения СМЕРШ (контрразведки) внутри комитета.
Противовесом Болотову является группировка местного жителя Алексея Мозгового, которая доминирует на линии фронта, проходящей через Северодонецк, Лисичанск и Рубежное на северо-западе ЛНР. Мозговой возглавляет лисичанский батальон "Призрак".
Он занимает двойственную позицию, поскольку в политическом плане формально подчиняется властям ЛНР, а в военно-оперативном – Стрелкову. Между Болотовым и Мозговым давно существовали противоречия. "Мозговой претендовал на руководство республикой, но на собрании протестующих 21 апреля "народным губернатором" избрали Болотова", - говорит Федоровский. Впоследствии конфликт разрешился при посредничестве члена Партии регионов Олега Царева, и Мозговой ушел из Луганска.
По словам Федоровского, Болотов – более умеренный политик – также призывал не торопиться с провозглашением независимости ЛНР, а Мозговой, который придерживается более радикальных взглядов, хотел ускорить этот процесс. В начале июня к батальону Мозгового примкнул отряд Павла Дремова (Бати), который базируется в Северодонецке. Еще одна группировка – донские казаки – контролирует южную часть Луганской области. Ее возглавляет Николай Козицын, выходец из России и глава "Всевеликого Войска Донского".
"Среди казаков есть как местные, поскольку часть Луганской области раньше входила в состав Войска Донского, так и российские казаки с Дона", – говорит Федоровский. По его мнению, их идеология имеет традиционный "белогвардейско-монархический уклон". У казаков сложные отношения с другими вооруженными формированиями ЛНР. "Козицын дислоцируется на юге Луганской области и контролирует пограничные переходы, – отмечает Федоровский. – Он не хочет подчиняться Болотову как единовластному лидеру". Болотов и Стрелков неоднократно обвиняли Козицына в предательстве и трусости. Отношения казаков с батальоном Мозгового тоже напряжены. 5 июля координатор украинской группы "Информационное сопротивление" Дмитрий Тымчук написал в своем блоге, что происходят вооруженные столкновения между казачьей сотней гайдеевцев и чеченцами из армии Мозгового.
Роль россиян
Помимо казаков выходцы из России есть также в правительстве ЛНР. По мнению Блюминова, в Луганской области у них более скромные позиции, чем в ДНР, где россияне заняли многие ключевые должности. Однако косвенным признаком усиления влияния россиян было назначение 4 июля российского политтехнолога Марата Баширова исполняющим обязанности премьер-министра республики. Баширов – специалист по взаимодействию с органами власти, бывший президент GR-лиги России. С 2004 он работал в различных структурах группы "Ренова", принадлежащей олигарху Виктору Вексельбергу.
По словам Блюминова, выходцами из России также являются вице-премьер по финансам Дмитрий Семенов и несколько людей в силовом блоке – всего около 10 человек. Политолог считает, что россияне были приглашены с целью наладить хозяйственную жизнь ЛНР (водоснабжение, электричество и т.д.) и "разделить гражданское и военное правление". "Эти вещи ополченцы либо не знают, либо знают плохо, – говорит Блюминов. – Вот им и приходится привлекать варягов".
Армия
Если россияне "отвечают" за гражданскую жизнь непризнанной ЛНР, местные сепаратисты во главе с Болотовым курируют военную стратегию. По оценкам украинского военного эксперта Алексея Арестовича, луганская Армия Юго-Востока насчитывает несколько тысяч бойцов, а российские наемники составляют 30-40 процентов от общего числа боевиков в ЛНР. У Блюминова другая оценка – 12-15 тысяч человек, из которых не меньше 10-15 процентов являются выходцами из России.
Одна из проблем луганских сепаратистов – недостаточная координация между разными группами боевиков. "У них нет единой организации, – говорит Арестович. – Это набор независимых групп, которые не всегда дружны между собой". Блюминов же считает, что, хотя раньше не существовало единого командования, впоследствии противоречия между разными группировками были сглажены, и "сейчас атаманщины нет".
Еще одна проблема – это то, что в ЛНР нет "полководцев", сопоставимых по масштабу со Стрелковым, утверждает Арестович. Блюминов не соглашается, указывая на Мозгового как на эффективного командира. Несмотря на все проблемы, у сепаратистов есть преимущество – контроль над границей и непрекращающийся поток вооружения и готовых воевать сторонников из России.
Ситуация никак не улучшается. Не хватает ни сил, ни средств
"Активизация АТО с конца июля и наступление украинских войск не повлияло на общее количество сепаратистов: оно увеличилось из-за прибытия подкрепления из России", – говорит Арестович. По его мнению, успехи АТО преувеличены, и во время активизации военных действий с конца июля были уничтожены сотни боевиков, а не тысячи, как сообщала украинская армия. "Ситуация не улучшается. Не хватает ни сил, ни средств", – говорит эксперт.
Повседневная жизнь
Военное противостояние в Луганской области кардинально изменило жизнь как обывателей, так и политически активных граждан.
"Я и не ожидал улучшения жизни под контролем боевиков, но то, что происходит сейчас, меня пугает все больше, – говорит Олег, луганский программист, уехавший из города. – Стали угонять машины, похищать людей, навязывать свою точку зрения. Считая себя победителями, а историю ведь пишут только они, похищали преподавателей луганских вузов, насильно навязывали свою историю, свою "правду".
По словам Олега, есть люди, которые поддерживают сепаратистов, но большая часть его друзей и знакомых "покинули город и надеются на скорейшее завершение операции по освобождению от террористов".
Виталий – еще один программист, который покинул город, – разделяет эту точку зрения: "Появились непонятные люди с оружием, пропала возможность выходить из дому в поздние часы, – рассказывает он. – Блокпост на пути к городу, через который под конец перестали пропускать без паспорта. Угрозы от непонятных чеченцев "проехаться в яму", если еще раз словят после комендантского без документов... А кто это комендантский объявил? Кто утвердил? Кто они вообще такие?"
А кто это комендантский объявил? Кто утвердил? Кто они вообще такие?
Проукраинские активисты Луганска, включая ультрас футбольного клуба "Заря", пострадали еще больше. Они говорят, что подвергались систематическим преследованиям со стороны сепаратистов. По данным Петра, фаната "Зари", по меньшей мере 30 человек, включая ультрас и проукраинских активистов, были похищены боевиками. "По городу стало опасно ходить не только активистам, но и обывателям. Во время комендантского часа мужчин, остающихся на улице, часто принудительно забирают в Армию Юго-Востока, – говорит Игорь, другой фанат "Зари".
Образование ЛНР также помешало планам Игоря и его проукраинских друзей создать культурный центр в бывшем помещении заводского цеха. Предполагалось, что центр будет включать библиотеку и арт-студию и в нем будут проводиться выставки и концерты. Во время одной из первых вечеринок в центр пришли боевики, возмутившиеся нарушением комендантского часа. "Они постреляли холостыми, но девчонки поговорили с ними и налили выпить, и они успокоились", – рассказывает Игорь. После этого центр закрылся из-за того, что многие из организаторов и клиентов уехали их города.