Оппозиционные активисты из коалиции "За Москву" намерены принять участие в выборах в Мосгордуму, даже не будучи официальными кандидатами. Подавляющее большинство оппозиционеров не смогли собрать необходимое количество подписей для регистрации. И это заставляет сторонников программы экс-кандидата в мэры Москвы оппозиционера Алексея Навального, создавших коалицию “За Москву”, искать тактические решения. Одним из таких может стать союз с выдвиженцами от партии “Яблоко”.
Эта партия набрала на прошлых выборах в Госдуму больше трех процентов голосов, и поэтому ее кандидаты не должны собирать подписи избирателей перед сентябрьскими выборами в Мосгордуму. Сторонники Навального собираются предложить “яблочникам” вступить в коалицию “За Москву” и тем самым обеспечить им свою поддержку в предвыборной кампании. По логике, за это кандидаты от “Яблока” должны будут поддержать программу Навального, а это решение уже стратегическое, ведь несколько лет назад “Яблоко” исключило его из своих рядов.
14 июля Елена Русакова, кандидат в Мосгордуму от партии “Яблоко”, вступила в коалицию “За Москву”, до нее так поступили еще трое. Эта коалиция объединяет независимых кандидатов в Мосгордуму, которые в свою программу включили законодательные инициативы оппозиционера Алексея Навального. В эту группу вошли, например, Илья Яшин, Николай Ляскин, Константин Янкаускас, Мария Гайдар и Ольга Романова. Регистрация последних пока под вопросом – комиссия еще проверяет подписи. Остальные не смогли собрать необходимое количество подписей. Союз “коллективного Навального” с “Яблоком” на московских выборах выглядит необычным, учитывая расхождения по некоторым пунктам программ Навального и партии “Яблоко”, из которой его исключили семь лет назад “за нанесение политического ущерба партии, в частности, за националистическую деятельность”.
Во время прошлогодней кампании по выборам московского мэра зампред “Яблока” Галина Михалева обвиняла Алексея Навального в плагиате программы партии. Политические и хозяйственные приоритеты обоих действительно схожи: борьба с коррупцией, нелегальной миграцией, транспортными проблемами. Отличия в предлагаемых конкретных мерах.
“Яблоко” не препятствует проведению таких переговоров
Например, Навальный выступает за платные парковки и решение проблемы пробок, а “Яблоко” говорит о приоритете общественного транспорта, пешеходов и велосипедистов, не очень касаясь проблем автомобилистов. Пополнение городского бюджета Навальный планирует осуществлять за счет борьбы с коррупцией, “яблочники” – посредством сокращения расходов на градостроительную политику. В вопросе образования и здравоохранения оппозиционер говорит об изменениях, которые должны коснуться учеников и родителей или пациентов, а “Яблоко” – об увеличении зарплат сотрудникам этой сферы и строительстве новых зданий для учреждений. Сходятся же стороны в вопросе расширения полномочий муниципальных собраний и упразднения управ.
Договор, который подписали кандидаты, не состоящие в партии “Яблоко”, но выдвинутые ей, обязывает их при избрании в Мосгордуму вступить во фракцию “Яблока”. Но манифест коалиции “За Москву” говорит об обязательстве кандидатов работать на реализацию инициатив Навального. Координатор коалиции “За Москву” Денис Билунов рассказывает, что объединение сейчас сотрудничает с отдельными кандидатами, идущими на выборы от “Яблока”, но не с самой партией:
– Мы говорим не о союзе брендов, а о конкретных людях. “Яблоко” не препятствует проведению таких переговоров. У нас был прецедент: Александр Попов не просто выдвинут “Яблоком”, но и является членом партии. Он вступил в коалицию самым последним, после выдвижения, и это прошло довольно спокойно.
Денис Билунов допускает вступление в коалицию еще двух-трех человек, идущих в Мосгордуму от оппозиционных партий, и объясняет, что коалиция “За Москву” готова оказать поддержку кандидату, даже если он формально не вступит в объединение сторонников Навального. В союзниках могут оказаться и представители “Справедливой России”, и КПРФ, а также самовыдвиженцы. Однако Денис Билунов заметил, что с коммунистами ситуация самая сложная “из-за ярко выраженной идеологической позиции партии”.
Стратегия, которую пытается провести “коллективный Навальный” – собрать список независимых кандидатов из 45 человек, чтобы презентовать его избирателям как альтернативу провластным выдвиженцам. Если после проверки подписей будут зарегистрированы Ольга Романова и Мария Гайдар, у коалиции будет как минимум шесть своих кандидатов в Мосгордуму плюс два независимых от “Яблока”.
Основной ресурс, который коалиция может предложить кандидатам-союзникам, – информационный: рассылки, блоги, частично доступ к СМИ. На данном этапе предвыборной кампании сотрудничество коалиции с партийными кандидатами ограничивается информационной поддержкой. А что будет с договоренностями о партнерстве после выборов? Первый заместитель председателя московского отделения партии “Яблоко” Галина Михалева считает, что преждевременно говорить о сотрудничестве в городском парламенте, поскольку кандидаты коалиции попросту могут не быть избраны или зарегистрированы. При этом она напоминает, что программы Навального и “Яблока” имеют серьезные расхождения, ввиду чего сторонникам Навального придется определить свою позицию:
Мы с Навальным целый ряд позиций совершенно не разделяем. Навальный – умеренный националист, это для нас неприемлемо
– Сотрудничать мы готовы со всеми, это понятно, но что касается программных позиций, то здесь, извините, у “Яблока” наработок больше на несколько порядков, чем у Навального. Кандидаты, которые идут по нашему списку, подписывали политический меморандум, в котором речь идет о том, что они выступают с программой “Яблока”. Мы их выдвигали только с условием, что они поддерживают наши ключевые позиции: о европейском пути развития, о реформировании Москвы, о позиции по Украине. Мы всегда открыты к сотрудничеству со всеми, с кем у нас одинаковые базовые позиции – либеральные демократические ценности. Если люди готовы к диалогу – прекрасно, просто мы с Навальным целый ряд позиций совершенно не разделяем. Навальный – умеренный националист, это для нас неприемлемо. Мы будем с ними (кандидатами от “Яблока” и коалиции. – РС) разговаривать, потому что невозможно сидеть на двух политических стульях одновременно. Нужно очень четко определиться: где ты и с кем ты, в чем можно, а в чем нельзя сотрудничать. В чем-то мы и с КПРФ сотрудничаем, но создавать с ними коалицию абсолютно невозможно для нас, а вот двор защищать от застройки или парк от вырубки – пожалуйста.
Галина Михалева сомневается в жизнеспособности коалиции и предполагает, что ее ожидает такой же исход, как и Координационный совет оппозиции. А координатор коалиции “За Москву” Денис Билунов признает, что ее создатели переоценили “фактор Навального” – эффект ностальгии по прошлогодней кампании выборов московского мэра. Кандидаты этого года ожидали, что две трети сторонников той “волны” удастся привлечь и к выборам в Мосгордуму. Но на выборах такого уровня, по наблюдению Дениса Билунова, простого избирателя привлекает кандидат как конкретный человек, а не некая команда:
– Волонтерам и избирателям не очень интересна история про то, что все эти кандидаты вместе. Они хотят видеть конкретного человека, который говорит о муниципальных проблемах.
О всевозможных коалициях на выборах в Мосгордуму высказался координатор проекта Комитета гражданских инициатив по мониторингу региональных выборов, политолог Александр Кынев, выделив и другие особенности, а также ожидаемые последствия московской избирательной кампании этого года:
В Москве нет партии власти – политической силы, которая выступает как символ режима
– Попытки найти рациональное решение, как спастись от оппозиции, привели к мажоритарной системе и дистанцированию от “Единой России”. Результат: в Москве нет партии власти – политической силы, которая выступает как политический символ режима. Вместо этого он отбрасывается в сторону и получается некий набор кандидатов, которые формально могут быть в разных партиях. Та же коалиция “Моя Москва” – это сложносоставная конструкция, где основа – наличие кандидатов из администрации на определенной территории в условном списке власти.
Интригой и даже детективной историей избирательной кампании в Мосгордуму стал сбор подписей за оппозиционных выдвиженцев, что необходимо по закону для регистрации кандидатом. Причем соответствующие поправки в федеральное избирательное законодательство были внесены, по сути, в интересах власти на предстоящих московских выборах, говорит Александр Кынев. В закон о выборах внесли поправку, по которой кандидаты от партий, набравших 3% голосов избирателей на выборах в Госдуму – парламентские партии и "Яблоко", – будут зарегистрированы без сбора подписей, представители других партий и самовыдвиженцы должны собрать 3% подписей избирателей в своем округе. По мнению Александра Кынева, это было сделано для внушения “нежелательным” кандидатам в Мосгордуму уверенности в том, что зарегистрироваться практически невозможно:
Обывателю на пальцах показывают, что приняты правила, которые являются запретом для регистрации большинства кандидатов
– Барьер в 3% подписей был внесен с целью запугивания кандидатов системой регистрации. Идея была обеспечить выборы без скандалов: ненужный не суется, потому что знает, что все равно не зарегистрируют, и в этих обстоятельствах можно сказать, мол, выборы были честные, просто никто из оппозиции не выдвигался. И поначалу казалось, что получается именно так: РПР-Парнас отказалась от участия, “Гражданская платформа” только шесть человек выдвинула. Но партии отказались, а сами кандидаты – нет. В результате молодые кандидаты все равно на выборы пошли, и концепция выборов “без скандала” рухнула. Обывателю на пальцах показывают, что приняты правила, которые являются запретом для регистрации большинства кандидатов. Теперь на выборах серьезно скажется активность в округах, где выступали серьезные кандидаты, собиравшие подписи.
Политолог считает, что люди, в чьих районах проводились наиболее активные кампании, а кандидатов не зарегистрировали, примут это как вызов со стороны власти: в течение почти месяца они видели, как волонтеры собирали подписи, проводили пикеты, разносили газеты по домам, а на участке указан кандидат, которого никто не видел. Требование собрать подписи трех процентов избирателей округа Александр Кынев называет запретительным барьером и утверждает, что собрать их можно либо с помощью опытного технолога, либо с применением нечестных методов.
Координатор коалиции Денис Билунов также называет плохими “правила игры” в этой кампании, но для наглядности, по его мнению, необходимо отвести претензии, что претендент даже не пробовал баллотироваться по этим правилам. Билунов ссылается на историю кандидата из Коньково Сергея Соколова, который собрал 4200 подписей, что меньше 3% по его округу. Соколов подал подписи в избирком, их у него приняли. Но никто не сомневается в отказе Сергею Соколову в регистрации. Однако он намерен после выдачи отказа оспорить конституционность этой нормы в суде. Политолог Александр Кынев поддерживает такие действия и полагает, что в итоге они могут привести к смягчению избирательного законодательства.