Ссылки для упрощенного доступа

БАМ эпохи Крыма


Строительство Байкало-Амурской магистрали
Строительство Байкало-Амурской магистрали

8 июля 40 лет БАМу – самому дорогому инфраструктурному проекту СССР. Российские власти планируют развивать дорогу дальше

Строительство Байкало-Амурской магистрали, сорокалетие начала которого отмечается 8 июля, до сих пор вызывает споры: нужен ли был этот проект тогда, в советское время, и нужен ли он сейчас, в рыночную эпоху. Государство, несмотря ни на что, планирует и дальше развивать дорогу. В день торжеств президент страны Владимир Путин даст старт строительству новой ветки магистрали. Однако экономисты не видят в БАМе особых рыночных перспектив.

8 июля 1974 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве железной дороги от Усть-Кута (Иркутская область) до Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) протяженностью 3145 км. Именно эта дата еще с советских времен считается своеобразным "Днем БАМа". Общая длина БАМа от Тайшета до Советской гавани – более 4287 км.

Защитники идеи строительства "северного байкальского объезда" утверждают, что БАМ "сшивает" отдаленные регионы страны, а также является альтернативой Транссибу, который пролегает слишком близко от китайской границы.

Отдельной строкой в истории БАМа проходит труд десятков тысяч заключенных Бамлага и Амурлага, которые построили первую ветку от Комсомольска до Советской Гавани.

БАМ вряд ли станет драйвером экономики

Справка о прекращении дела заключенного, строившего БАМ
Справка о прекращении дела заключенного, строившего БАМ

Экономисты всегда скептически относились к БАМу как хозяйственному проекту, стоимость которого в ценах 1991 года была более 17 млрд рублей. Это самый дорогой проект СССР.

Экономист Егор Гайдар в начале "тучных" двухтысячных утверждал, что БАМ – проект дорогой, масштабный и романтический, но экономически абсолютно бессмысленный.

"Беда в том, что никто так и не задумался элементарным вопросом: "А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?" – заявил он в программе "Намедни".

По его данным, проект обошелся примерно вчетверо дороже, чем предполагалась, и в полном объеме так и не был никогда завершен.

"Уже сегодня в наши цены на железнодорожные перевозки заложены затраты, связанные с покрытием убытков от так и не заработавшей дороги", – утверждал он.

"А зачем мы строим эту дорогу? Что мы собираемся по ней возить и в какую сторону?"

Специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Наталья Зубаревич в интервью Радио Свобода согласилась с ним. По ее мнению, Байкало-Амурская магистраль не может стать локомотивом экономики региона, как не была им и в советское время. И до сих пор БАМ не работает на полную мощность.

"Строительство БАМа было наполовину экономически обусловлено. Вторая причина – необходимость второй дороги, подальше от китайской границы. У меня нет ощущения, что БАМ станет драйвером экономики и еще через сорок лет. Не был им в плановой экономике и не будет в рыночной", – считает Наталья Зубаревич.

Хотя, допускает эксперт, при этом сам проект может быть окупаемым. Главный барьер – на северо-востоке страны нет инвесторов.

Наталья Зубаревич считает, что в нынешней экономической ситуации в России и в мире развитие БАМа, особенно прокладка новых магистралей до Магадана, Чукотки и Камчатки, не реально.

"Осваивать бюджетные деньги можно, когда их много, а сейчас их нет вообще. По поводу транспортной стратегии (РЖД) до 2030-го я бы расслабилась с точки зрения текущего дня", – заявила она.

По ее мнению, с точки зрения перспектив эти дороги экономически там не нужны, так как соотношение затрат и результатов отрицательное.

"Сталин строил, как вы помните, когда не было ни рынка, ни счета денег и было много рабочей силы. А сейчас немного другие времена", – считает Зубаревич.

СПРАВКА: Байкало-Амурская магистраль в надежде на будущую рентабельность

Приключение в виде комсомольской стройки

Советская пропагандистская машина очень точно поймала настроение молодых людей, которые по плану партии должны были стать главной строительной силой проекта. И, несмотря на то что в 70-е годы все уже привыкли к сменяющим друг друга пропагандистским кампаниям в советской прессе, но призыв поехать на БАМ сработал.

"Мы – студенты ЛЭТИ – жили своей очень интересной жизнью, далекой от так называемой "жизни советской страны", и поездку на БАМ в строительном отряде я лично воспринимал не как "долг комсомольца", а как очередное приключение, которых так хочется молодым", – вспоминает корреспондент Радио Свобода Владимир Абарбанель, который в 1975 году строил поселок Якурим недалеко от точки начала БАМа, города Усть-Кут Иркутской области.

По его словам, приключение это было специфическим.

"Так как "пахали" мы совсем не по-студенчески и очень прилично заработали. Здесь мостостроители монтировали мост через Лену, а мы собирали щитовые дома, строили дом культуры и школу. Парни работали каменщиками, плотниками-бетонщиками. Девушки нашего отряда работали на лесных вырубках, убирая неделовую древесину, и рыли траншеи под фундаменты. Лето было очень жарким и пыльным", – сказал Абарбанель.

Он не помнит никакого особого "комсомольского задора" на стройке – "стройка была как стройка, а то, что мы на работу и с работы шли с песней под гитару, так это была исключительно наша собственная традиция".

Отсыпка грунта у моста через Лену. На другом берегу виден поселок Якурим
Отсыпка грунта у моста через Лену. На другом берегу виден поселок Якурим

​"Единственный момент, когда я почувствовал, что являюсь свидетелем важного события, – это короткий, без прессы, митинг на противоположном, правом берегу Лены, на который мы одними из первых перешли по новому мосту", – вспоминает Владимир Абарбанель.

Строители магистрали под Усть-Кутом жили в огромных армейских палатках, специальная студенческая бригада готовила завтраки, обеды и ужины, а все свободное время студенты то давали концерты для строителей, то устраивали музыкальные вечера у себя в лагере.

Молодежная стройка не могла обойтись без приключений.

Единственный момент, когда я почувствовал, что являюсь свидетелем важного события, – это короткий, митинг на противоположном, правом берегу Лены, на который мы одними из первых перешли по новому мосту

"Случались интересные истории. Однажды утром мы проснулись на острове: за ночь вода в Лене поднялась на 8 метров и достигла нашего лагеря – мы восприняли это с веселой беспечностью молодости, а поскольку это случилось в выходной, то сначала возили девушек в столовую на лодках, а потом построили с острова на "большую землю" деревянный мостик. Очень кстати большая вода размыла несколько соседних лесопилок и проносила мимо нас целые штабеля досок, которых вечно не хватало для опалубки и строительных лесов. Смельчаки из местных жителей плавали с канатами к штабелям и цепляли их, после чего самосвал, как тягач, подтаскивал штабель к берегу, где мы его быстро перебрасывали куда следует. Все это было весело, но все же мы понимали, что два летних месяца в стройотряде пройдут и мы вернемся в Ленинград, а постоянные рабочие останутся на БАМе работать и жить, а это уже совсем другое "приключение", особенно зимой", – делится воспоминаниями Владимир Абарбанель.

Пафос юбилея

Юбилей БАМа будет праздноваться на самом высоком уровне. Главным событием станет телемост с главой государства Владимиром Путиным, который даст старт строительства новой ветки магистрали. По его указанию в железнодорожное полотно будет уложено звено из серебра.

Также праздничные мероприятия пройдут во всех регионах БАМа: Бурятии, Якутии, Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. В этих регионах пройдут выставки, концерты и праздничные гуляния.

Жители Комсомольска-на-Амуре рассказали корреспонденту Радио Свобода Людмиле Смирновой, считают ли они БАМ успешной стройкой и нужен ли столь грандиозный проект современной России:

Жители Комсомольска-на-Амуре о БАМе
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:03:20 0:00
Скачать медиафайл

XS
SM
MD
LG