Страны – члены Североатлантического союза начали в понедельник военные учения на территории Латвии. В маневрах Saber Strike-2014 и BALTOPS-2014 принимают участие около пяти тысяч военнослужащих из десяти стран, в том числе Соединенных Штатов, Великобритании и Канады. Россия проводит свои учения в Калининградской области. Заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов предупредил, что Москва будет рассматривать усиление позиций НАТО у границ с Россией как "демонстрацию враждебных намерений". Западные эксперты говорят, что НАТО лишь отвечает на опасные действия России.
В конце прошлой недели Вашингтон объявил об отправке в Великобританию двух стратегических бомбардировщиков-невидимок с целью "укрепить и улучшить взаимодействие с нашими союзниками и партнерами". Во многом отправка в Европу самых совершенных боевых самолетов, способных нести ядерное оружие, это еще и символический жест. Он рассчитан на то, чтобы заверить партнеров по НАТО, обеспокоенных российскими действиями на Украине, в готовности США исполнить союзнические обязательства в случае необходимости. Ранее президент США Барак Обама объявил о том, что запросит у Конгресса миллиард долларов для продления пребывания американских подразделений в восточноевропейских странах и оказания помощи в укреплении вооруженных сил Украины, Грузии и Молдавии. Как писали тогда американские газеты, это предложение, названное Белым домом "Инициативой по европейской безопасности", должно было дать сигнал и партнерам США, и Владимиру Путину. Маневры НАТО на территории стран Балтии – еще один сигнал Москве, который, исходя из ее реакции, она воспринимает превратно, считает собеседник Радио Свобода американский военный эксперт Стивен Бланк из Американского совета по внешней политике:
– Эти учения – совершенно оправданное предприятие. Давайте вспомним, что произошло в прошлом году. Россия провела маневры "Запад-2013". Она мобилизовала сто тысяч человек, включая резервистов, в учениях участвовали российские подразделения, дислоцированные от Арктики до Воронежа. В предыдущих подобных учениях участвовали военно-воздушные и стратегические ракетные силы, а завершились они симуляцией ядерного удара по Варшаве. Поэтому те в России, кто представляет учения НАТО, в которых участвуют менее пяти тысяч человек, как нечто угрожающее России, либо лгут, либо не располагают информацией. Российское руководство прекрасно обо всем осведомлено, но я подозреваю, что оно становится жертвой своей собственной пропаганды. Кремль контролирует главные средства информации в России, в которых сознательно нагнетается истерия, результаты которой мы и наблюдаем. НАТО не представляет никакой угрозы России. В действительности наиболее активной силой, которая может вызвать проблемы для Москвы, является Европейский союз, который, например, вынудил Болгарию приостановить работы по сооружению газопровода "Южный поток".
– Изменило ли поведение России во время украинского кризиса стратегические приоритеты НАТО?
– Я уверен, что если бы не было войны на Украине, не проводились бы и нынешние учения. Совет Россия – НАТО продолжал бы успешно функционировать, продолжалось бы сотрудничество НАТО и России. Но в этой ситуации Североатлантический союз вынужден пересматривать свои установки в том, что касается отношений с Москвой. Владимир Путин, Сергей Лавров, их окружение может выступать с любыми заявлениями, обвиняя НАТО в чем угодно, но такой подход лишь ухудшит ситуацию.
– Известно, что восточноевропейские страны, например Польша, хотели бы разместить постоянные базы НАТО на своей территории. Пока администрация Барака Обамы не идет на большее, чем на временную отправку в эти страны небольших американских подразделений. Как далеко могут зайти Соединенные Штаты в поддержке своих союзников?
– Я уверен, что если Москва продолжит прямое вмешательство в конфликт на Украине, если она продолжит посылать туда людей и вооружение с целью обеспечить отделение восточных регионов от Украины, Вашингтон будет вынужден оказать гораздо большую помощь союзникам по НАТО и Украине. У меня нет сомнений, что Москва потерпит поражение, если она решит продолжить поддержку сепаратистов.
– Как вы относитесь к утверждениям о том, что украинский кризис придал существованию НАТО если не утерянный отчасти смысл, то уж точно второе дыхание?
– Эта ситуация просто продемонстрировала то, о чем многие из нас предупреждали годами: Россия представляет угрозу европейской безопасности. И последними событиями Владимир Путин неоспоримо доказал этот факт. Он порвал несколько договоров, которые Россия заключила с Украиной, Будапештский меморандум, Ташкентское соглашение, договоры 1992 года, российско-украинские договоры 1997 и 2010 годов. Если договоры являются ничего не значащими бумажками и Россия готова вторгаться на территорию соседей под предлогом защиты русскоязычного населения, то никто не может чувствовать себя в безопасности, – говорит американский военный эксперт Стивен Бланк.
Россия во вторник также начала военные учения на западной границе, в Калининградской области. Как сообщает пресс-служба Министерства обороны России, "учения проходят одновременно со стартовавшими в Европе международными учениями Saber Strike-2014 и BALTOPS-2014", а количество привлекаемых к ним сил и средств Минобороны "сопоставимо с количеством личного состава, вооружения и военной техники, задействованных в приграничных учениях, проводимых странами НАТО". До начала российско-украинского конфликта предполагалось, что один или несколько кораблей ВМФ России смогут участвовать в нынешних учениях НАТО, однако после разрыва отношений между военными из-за кризиса на Украине это стало невозможным.
События последних месяцев привели к заметным политическим изменениям и смещению военного баланса сил в Центральной Европе. О военно-стратегическом аспекте этих изменений в интервью Радио Свобода говорит московский военно-политический аналитик Александр Гольц:
– Все последние годы Россия обвиняла НАТО в том, что НАТО лелеет некие зловещие замыслы, собирается развернуть систему ЕвроПРО, а также окружает Россию. В НАТО старались пропускать эти инвективы мимо ушей и говорили: давайте будем концентрироваться на позитивном, на совместных
программах. Например, в какой-то момент, когда российские начальники заинтересовались западной системой военного образования, натовцы создали специальную программу, которая должна была познакомить чиновников военного ведомства с западным опытом, и так далее. Толку такие инициативы приносили не много, будем откровенны, но контакты такого рода мешали рождаться чудовищам, мешали недопониманию во взаимоотношениях России и НАТО. Были отдельные политики и эксперты, которые говорили: пока между Москвой и Западом существует такой гигантский разрыв в ценностях, пока российские руководители живут в мире реальной политики образца XIX века, все ваши усилия – это профанация. Крымская и донецкая истории показали, что были правы именно эти скептики и пессимисты.
– С военно-технической точки зрения конфигурация сил и средств вдоль границы России и НАТО сильно изменилась?
– Нет, принципиально она не меняется. Все-таки дивиденды мира, накопленные за 25 лет, таковы, что немедленно нарастить вооружения невозможно ни для одной из сторон.
– Это означает, что обе стороны будут обмениваться символическими жестами: кораблик пошлют в Черное море, два истребителя в Великобританию, Россия ответит какими-нибудь учениями в Калининградской области? Речь не идет о сколько-нибудь крупных нарушениях военных соглашений?
– Надо иметь в виду, что Россия руководствуется не только рациональными доводами. Не исключено, например, что Москва выйдет из договора о режиме ракет средней и малой дальности. Большой вопрос, есть ли у нас возможность для быстрого производства таких вооружений, но Запад тогда окажется перед очень неприятной перспективой – тратить гигантские средства для того, чтобы вернуться к ситуации конца 1970-х годов, когда против советских ракет средней и меньшей дальности были развернуты американские "Першинги" и "Томагавки".
– Эффективный военный контроль над Крымом принадлежит России. Означает ли это, что там будет развернута такая группировка российских вооруженных сил, наличие которой будет противоречить существующим с НАТО договоренностям?
– Я не припомню документов, которые бы мешали наращиванию в Крыму сил. Во-вторых, в таком наращивании нет большой необходимости. Что-то будет дополнено, но российская военная группировка не будет критически отличаться от того количества войск и военной техники, которое прежде было в Крыму. Как бы российские начальники ни надували щеки, рассуждая о важности Черноморского флота, все-таки все понимают: этот флот внутренний, его легко запереть в Черном море, и он всегда был внутренним, и в советские времена. Поэтому я не думаю, что, даже имя в виду конфронтацию с США и НАТО, Россия будет серьезно наращивать свой потенциал в Крыму.
– То же самое касается и Калининградской области?
– Нет, в Калининградской области – другая история. Вопрос о противоракетной обороне является одним из самых горячих вопросов в отношениях России и НАТО. Если в Польше будет развернуты элементы системы ПРО, то Россия может в ответ, как и обещала, развернуть ракеты "Искандер". Причем, как многократно намекали разработчики этих ракет, надо только щелкнуть пальцем – и параметры этих вооружений могут превысить лимиты договора о ракетах средней и меньшей дальности, – рассказал Радио Свобода московский военно-политический эксперт Александр Гольц.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
В конце прошлой недели Вашингтон объявил об отправке в Великобританию двух стратегических бомбардировщиков-невидимок с целью "укрепить и улучшить взаимодействие с нашими союзниками и партнерами". Во многом отправка в Европу самых совершенных боевых самолетов, способных нести ядерное оружие, это еще и символический жест. Он рассчитан на то, чтобы заверить партнеров по НАТО, обеспокоенных российскими действиями на Украине, в готовности США исполнить союзнические обязательства в случае необходимости. Ранее президент США Барак Обама объявил о том, что запросит у Конгресса миллиард долларов для продления пребывания американских подразделений в восточноевропейских странах и оказания помощи в укреплении вооруженных сил Украины, Грузии и Молдавии. Как писали тогда американские газеты, это предложение, названное Белым домом "Инициативой по европейской безопасности", должно было дать сигнал и партнерам США, и Владимиру Путину. Маневры НАТО на территории стран Балтии – еще один сигнал Москве, который, исходя из ее реакции, она воспринимает превратно, считает собеседник Радио Свобода американский военный эксперт Стивен Бланк из Американского совета по внешней политике:
– Эти учения – совершенно оправданное предприятие. Давайте вспомним, что произошло в прошлом году. Россия провела маневры "Запад-2013". Она мобилизовала сто тысяч человек, включая резервистов, в учениях участвовали российские подразделения, дислоцированные от Арктики до Воронежа. В предыдущих подобных учениях участвовали военно-воздушные и стратегические ракетные силы, а завершились они симуляцией ядерного удара по Варшаве. Поэтому те в России, кто представляет учения НАТО, в которых участвуют менее пяти тысяч человек, как нечто угрожающее России, либо лгут, либо не располагают информацией. Российское руководство прекрасно обо всем осведомлено, но я подозреваю, что оно становится жертвой своей собственной пропаганды. Кремль контролирует главные средства информации в России, в которых сознательно нагнетается истерия, результаты которой мы и наблюдаем. НАТО не представляет никакой угрозы России. В действительности наиболее активной силой, которая может вызвать проблемы для Москвы, является Европейский союз, который, например, вынудил Болгарию приостановить работы по сооружению газопровода "Южный поток".
– Изменило ли поведение России во время украинского кризиса стратегические приоритеты НАТО?
Если бы не было войны на Украине, не проводились бы и нынешние учения
– Я уверен, что если бы не было войны на Украине, не проводились бы и нынешние учения. Совет Россия – НАТО продолжал бы успешно функционировать, продолжалось бы сотрудничество НАТО и России. Но в этой ситуации Североатлантический союз вынужден пересматривать свои установки в том, что касается отношений с Москвой. Владимир Путин, Сергей Лавров, их окружение может выступать с любыми заявлениями, обвиняя НАТО в чем угодно, но такой подход лишь ухудшит ситуацию.
– Известно, что восточноевропейские страны, например Польша, хотели бы разместить постоянные базы НАТО на своей территории. Пока администрация Барака Обамы не идет на большее, чем на временную отправку в эти страны небольших американских подразделений. Как далеко могут зайти Соединенные Штаты в поддержке своих союзников?
– Я уверен, что если Москва продолжит прямое вмешательство в конфликт на Украине, если она продолжит посылать туда людей и вооружение с целью обеспечить отделение восточных регионов от Украины, Вашингтон будет вынужден оказать гораздо большую помощь союзникам по НАТО и Украине. У меня нет сомнений, что Москва потерпит поражение, если она решит продолжить поддержку сепаратистов.
– Как вы относитесь к утверждениям о том, что украинский кризис придал существованию НАТО если не утерянный отчасти смысл, то уж точно второе дыхание?
– Эта ситуация просто продемонстрировала то, о чем многие из нас предупреждали годами: Россия представляет угрозу европейской безопасности. И последними событиями Владимир Путин неоспоримо доказал этот факт. Он порвал несколько договоров, которые Россия заключила с Украиной, Будапештский меморандум, Ташкентское соглашение, договоры 1992 года, российско-украинские договоры 1997 и 2010 годов. Если договоры являются ничего не значащими бумажками и Россия готова вторгаться на территорию соседей под предлогом защиты русскоязычного населения, то никто не может чувствовать себя в безопасности, – говорит американский военный эксперт Стивен Бланк.
Россия во вторник также начала военные учения на западной границе, в Калининградской области. Как сообщает пресс-служба Министерства обороны России, "учения проходят одновременно со стартовавшими в Европе международными учениями Saber Strike-2014 и BALTOPS-2014", а количество привлекаемых к ним сил и средств Минобороны "сопоставимо с количеством личного состава, вооружения и военной техники, задействованных в приграничных учениях, проводимых странами НАТО". До начала российско-украинского конфликта предполагалось, что один или несколько кораблей ВМФ России смогут участвовать в нынешних учениях НАТО, однако после разрыва отношений между военными из-за кризиса на Украине это стало невозможным.
События последних месяцев привели к заметным политическим изменениям и смещению военного баланса сил в Центральной Европе. О военно-стратегическом аспекте этих изменений в интервью Радио Свобода говорит московский военно-политический аналитик Александр Гольц:
– Все последние годы Россия обвиняла НАТО в том, что НАТО лелеет некие зловещие замыслы, собирается развернуть систему ЕвроПРО, а также окружает Россию. В НАТО старались пропускать эти инвективы мимо ушей и говорили: давайте будем концентрироваться на позитивном, на совместных
Надо иметь в виду, что Россия руководствуется не только рациональными доводами
– С военно-технической точки зрения конфигурация сил и средств вдоль границы России и НАТО сильно изменилась?
– Нет, принципиально она не меняется. Все-таки дивиденды мира, накопленные за 25 лет, таковы, что немедленно нарастить вооружения невозможно ни для одной из сторон.
– Это означает, что обе стороны будут обмениваться символическими жестами: кораблик пошлют в Черное море, два истребителя в Великобританию, Россия ответит какими-нибудь учениями в Калининградской области? Речь не идет о сколько-нибудь крупных нарушениях военных соглашений?
– Надо иметь в виду, что Россия руководствуется не только рациональными доводами. Не исключено, например, что Москва выйдет из договора о режиме ракет средней и малой дальности. Большой вопрос, есть ли у нас возможность для быстрого производства таких вооружений, но Запад тогда окажется перед очень неприятной перспективой – тратить гигантские средства для того, чтобы вернуться к ситуации конца 1970-х годов, когда против советских ракет средней и меньшей дальности были развернуты американские "Першинги" и "Томагавки".
– Эффективный военный контроль над Крымом принадлежит России. Означает ли это, что там будет развернута такая группировка российских вооруженных сил, наличие которой будет противоречить существующим с НАТО договоренностям?
– Я не припомню документов, которые бы мешали наращиванию в Крыму сил. Во-вторых, в таком наращивании нет большой необходимости. Что-то будет дополнено, но российская военная группировка не будет критически отличаться от того количества войск и военной техники, которое прежде было в Крыму. Как бы российские начальники ни надували щеки, рассуждая о важности Черноморского флота, все-таки все понимают: этот флот внутренний, его легко запереть в Черном море, и он всегда был внутренним, и в советские времена. Поэтому я не думаю, что, даже имя в виду конфронтацию с США и НАТО, Россия будет серьезно наращивать свой потенциал в Крыму.
– То же самое касается и Калининградской области?
– Нет, в Калининградской области – другая история. Вопрос о противоракетной обороне является одним из самых горячих вопросов в отношениях России и НАТО. Если в Польше будет развернуты элементы системы ПРО, то Россия может в ответ, как и обещала, развернуть ракеты "Искандер". Причем, как многократно намекали разработчики этих ракет, надо только щелкнуть пальцем – и параметры этих вооружений могут превысить лимиты договора о ракетах средней и меньшей дальности, – рассказал Радио Свобода московский военно-политический эксперт Александр Гольц.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"