Президент США Барак Обама, совершающий на этой неделе европейское турне, заявил в Варшаве о приверженности Вашингтона своим обязательствам в вопросах, связанных с обеспечением безопасности союзных стран. Поддержку Польше и другим государствам в Центральной и Восточной Европе Обама назвал "краеугольным камнем" безопасности самих Соединенных Штатов. Он сказал об этом, выступая вскоре после прибытия в Польшу – первую страну в рамках нынешней поездки по европейским государствам, которая включает также Бельгию и Францию.
3 мая Air Force One Барака Обамы приземлился в Польше в 9:50 по местному времени. Обаму приветствовал президент Польши Бронислав Коморовский. Президенты прямо на взлетной полосе провели короткую встречу с польскими и американскими пилотами самолетов F-16. Американцы находятся на польской территории вместе со своими истребителями уже несколько месяцев. Они проводят совместные учения с поляками.
"Безопасность Польши и нашего региона включает в себя польско-американское сотрудничество и присутствие американских солдат на польской земле в то время, когда мы все переживаем кризис у наших границ, у границ НАТО, на Украине", – заявил на совместном брифинге с Бараком Обамой Бронислав Коморовский.
В свою очередь американский лидер подчеркнул, что Польша – один из самых значительных союзников и друзей США в мире. По словам Обамы, кризис на Украине привел к необходимости усилить американское военное присутствие в Польше. Американский президент подтвердил, что обратился к Конгрессу с просьбой выделить на эту цель миллиард долларов: "Я хочу поблагодарить вас и польский народ за прием. Как друзья и союзники мы продолжаем оставаться вместе. Вместе и навсегда", – сказал Барак Обама.
По информации канцелярии президента Польши, Обама и Коморовский обсуждали в президентском дворце вопросы отношений между Европейским союзом и США, проблемы стран Центральной и Восточной Европы, попросы энергетической безопасности и военного сотрудничества. Речь также шла о создании в Польше современной системы противоракетной обороны и увеличении численности американского военного контингента на польской территории.
После переговоров президенты выступили на совместной пресс-конференции, главной темой которой стала ситуация на Украине. Барак Обама призвал Кремль прекратить дальнейшую переброску сепаратистов на территорию Украины и начать конструктивный диалог с Киевом. "Мы заинтересованы в сотрудничестве с Россией, но не ценой изменения своих принципов, – подчеркнул американский президент и заявил об интенсификации сотрудничества со странами, включенными в программу ЕС "Восточное партнерство". – Мы увеличим количество наших людей, я имею в виду армию и ВВС, используя ротационный принцип присутствия в странах Центральной и Восточной Европы. Одновременно мы будем развивать партнерские отношения с нашими друзьями на Украине, в Молдавии и Грузии – для усиления их обороноспособности".
В свою очередь Бронислав Коморовский заявил, что ни одна из третьих стран не может указывать государствам – членам НАТО, где и чьи войска размещать: "Мы не признаем никаких ограничений в вопросе нахождения сил НАТО в Польше, а такие ограничения пытается нам навязать страна, которая не является членом НАТО. Адекватность ответа на сложившуюся ситуацию – другой вопрос. То, что происходит на Украине, и то, как ведет себя Россия, например, в Крыму, заставило нас ответить соответствующим образом. И таким ответом является реальное присутствие американских сухопутных вооруженных сил и авиации, а также декларация господина президента Обамы об увеличении этого присутствия".
Одновременно в Министерстве иностранных дел Польши прошли переговоры главы польского МИД Радослава Сикорского и госсекретаря США Джона Керри.
Во второй половине дня, после переговоров с премьер-министром Польши Дональдом Туском, Барак Обама и Бронислав Коморовский встретились с президентами стран Центральной и Восточной Европы в рамках торжественных мероприятий в честь 25-летия с момента проведения в Польше первых частично свободных выборов, в результате которых оппозиция одержала сокрушительную победу и начался демонтаж коммунистической системы в ПНР. Принять участие в этих торжествах президент Польши Бронислав Коморовский еще в минувшем году пригласил президентов Германии, Франции, Чехии, Словакии, Венгрии, а также США. Министр иностранных дел Радослав Сикорский тогда заявлял, что визит Барака Обамы в Варшаву имеет особое значение: "25 лет мирной победы над коммунистическим режимом, 15 лет со дня вступления Польши в НАТО и 10 лет в Европейском союзе – все эти даты мы отмечаем в 2014 году. 4 июня – наш великий праздник свободы. Думаю, что для президента Соединенных Штатов это станет возможностью напомнить, что США помогли нам в этом и что они продолжают поддерживать свободу в мире".
Во время церемонии в Королевском замке в Варшаве лидер крымских татар Мустафа Джемилев получил "Награду Солидарности" имени Леха Валенсы из рук президента Польши Бронислава Коморовского и самого Леха Валенсы в присутствии среди прочих президентов стран Центральной и Восточной Европы и госсекретаря США Джона Керри.
"Мы благодарим Вас, господин лауреат, за уже сделанное, но просим бороться дальше. Я абсолютно уверен, что победа придет. Мир теперь так изменился, что борьба в старом стиле, как это делает Россия, обречена. Послушайте старого Валенсу – нам нужна солидарность!" – сказал Лех Валенса.
В свою очередь Бронислав Коморовский подчеркнул, что Мустафа Джемилев – символ судьбы крымских татар и их желания наконец вернуться и жить нормально на своей земле:
"Я рад, что имею честь вручить награду вместе с Лехом Валенсой вам, господин Джемилев. Благодаря этой награде мы все можем показать нашу польскую и европейскую солидарность тем, кто борется теперь за свободу и о ней мечтает. Особенно рад, что среди нас и президент Украины – Петр Порошенко", – сказал польский президент.
Сам Мустафа Джемилев приветствовал всех по-украински, но далее говорил по-татарски:
"Сейчас нашему народу нужна поддержка как никогда ранее. Наше государство – в опасности. Отчизна крымского народа оккупирована страной, которая, подписав будапештское соглашение, гарантировала нерушимость украинских границ... Как долго это будет продолжаться? Не знаю, но это наверняка будет зависеть от международной солидарности и протеста против действий тех, кто в наше время ведет себя как конкистадоры в XVI веке".
Во время церемонии выступил также Петр Порошенко, который поблагодарил за поддержку для украинцев в их борьбе за свободу. Порошенко также сказал, что польская "Солидарность", польский путь к свободе – это пример для Украины. В состав коллегии, члены которой под председательством Леха Валенсы единогласно присудили "Награду Солидарности", входят среди прочих Кэтрин Эштон, Владислав Бартошевский, Карл Бильт и Аун Сас Су Чжи. Мустафа Джемилев стал первым лауреатом этой награды, а инициатором ее учреждения является руководитель МИД Польши Радослав Сикорский.
Барак Обама посетит 32-ю базу авиации в местечке Ласк, там постоянно дислоцируются польские самолеты F-16, а с марта к ним для участия в учениях присоединились 12 истребителей ВВС США. Скорее всего, американский президент встретится также с бывшим польским президентом, легендарным лидером "Солидарности" и лауреатом Нобелевской премии мира Лехом Валенсой. Отвечая на вопрос, о чем бы Валенса хотел поговорить с Бараком Обамой, он сказал: "Я буду говорить о своих надеждах на то, что Соединенные Штаты Америки, как единственная супердержава, могли помочь в реорганизации мира, что изменится сама Америка и повлияет на перемены в мире. Так не случилось. Поэтому я, господин президент Обама,
Мир остался без лидера. Старые организации не подходят для нашего времени, ООН не подходит, НАТО не подходит
разочарован. Я думал, что у вас получится это сделать, а вы ничего не сделали ни в стране, ни в мире. Так не может продолжаться, мир не может существовать без лидера. До сих пор США оставались последней надеждой для мира. Если что-то происходило, всегда можно было рассчитывать на помощь США. А что происходит сейчас? США лидируют в вооружениях, экономически немного ослабли, а в морально-политическом смысле вообще не являются лидером. Мир остался без лидера. Старые организации не подходят для нашего времени, ООН не подходит, НАТО не подходит, нет лидера. Это очень опасная ситуация для мировой истории".
В последний раз президент США Барак Обама был в Польше в мае 2011 года. А ранее Польшу посещали президенты Ричард Никсон, Джеральд Форд, Джимми Картер, Джордж Буш и Билл Клинтон. В Вашингтоне побывали и президенты Польши – Лех Валенса, Александр Квасьневский, Лех Качиньский и Бронислав Коморовский. В Европейском союзе Польша считается одной из наиболее проамериканских стран, в том числе из-за поддержки военных миссий США в разных странах мира.
События последних месяцев на Украине снова актуализировали проблему зависимости стран-соседей от России. Сегодняшние торжества в Варшаве, куда съехались главы более чем 50 государств, дают повод связать события четвертьвековой давности с вариантами будущего развития Центральной Европы. Собеседник Радио Свобода – ветеран польской журналистики, главный редактор портала Opendemocracy.net Зигмунд Дэенчьоловский.
– Я хорошо помню те дни. Тогда события стали развиваться очень быстро. Оппозиция и власть достигли договоренностей о перераспределении полномочий, о том, кто входит в парламент, кто какую политическую роль будет играть. Вдруг у оппозиции появилось понимание того, что открылась щель, через которую можно будет вообще изменить правила игры. Самым интересным был период, предшествовавший выборам, когда лидеры "Солидарности" объяснили обществу: хитрым способом проголосовав на выборах, можно будет перечеркнуть так называемый центральный партийный список. На самом деле результаты голосования 4 июня стали какой-то неожиданностью. Никто, мне кажется, не ожидал такой грандиозной победы оппозиции. В 1989 году Польша не переживала того эмоционального подъема, который сопутствовал событиям 1980-81 годов. В 1980-е годы страна очень сильно пострадала вследствие жуткого экономического кризиса. Часть общества вообще равнодушно относилась к тому, что происходило. И вот вдруг неожиданная победа оппозиции. В нижней палате парламента оппозиция получила места по своей квоте, 30 процентов мандатов, а выборы в верхнюю палату парламента – Сенат были свободными. Поражение коммунистов оказалось абсолютно неслыханным, потому что в 99 одномандатных округах из 100 победили – кандидаты оппозиции. Проскользнул только один кандидат не от "Солидарности", но и он не был кандидатом ПОРП, а независимым политиком. Стало понятно, что итоги выборов повлекут за собой намного более серьезные политические последствия, чем ожидалось.
Вообще-то, восприятие всех этих событий тогда, в 1989 году, было неоднозначным, да и сейчас таким остается. Многие поляки говорят о том, что не надо было вообще договариваться с коммунистами, ведь оппозиции хватало сил просто взять власть, не обращая внимания на номенклатуру. И критики того, что случилось в 1989 году, говорят следующее: то, что произошло, было очень плохо для компартии, но не для деятелей номенклатуры, которая благодаря бархатному переходу к новой общественно-политической системе нашла себя неплохое место в новой жизни.
– 1989 год – знаковый и для СССР; в Москве состоялся первый Съезд народных депутатов, который вы, как человек, занимающийся Россией, наверняка тоже помните. Польское общество как-то коррелировало свои действия с тем, что происходило в Советском Союзе? Это кого-то интересовало – Горбачев, Межрегиональная депутатская группа, выступление Андрея Сахарова?
– Этим интересовались в польской интеллектуальной среде. Конечно, очень активно интересовались и всем тем, что происходило в других восточноевропейских странах. Потому что мы понимали: Польша разделяет их судьбу. Конечно, мы понимали также, что события, которые происходят в Польше и в других странах соцлагеря, стали возможны благодаря изменениям в Советском Союзе. Мне кажется, часть польских интеллектуалов отлично понимала тогда, что вот это открывшееся окошко возможностей может быть временным, что этим шансом нужно обязательно воспользоваться. Безусловно, в Варшаве, Кракове и Лодзи были люди, которые понимали: без Горбачева, без "перестройки" и без политики гласности изменения у нас невозможны. Союз занимался самим собой, у него нет сил заниматься другими странами.
– Воспоминание о событиях 1989 года в Польше актуализированы еще и трагическим событием минувшей недели – кончиной 90-летнего Войцеха Ярузельского, тогдашнего руководителя Польской объединенной рабочей партии и президента страны. Фигура Ярузельского вызывает в польском обществе большие споры. Что вы думаете о его роли в событиях переходного периода?
– Генерал Ярузельский являлся тем политиком, который как раз понимал, что происходит в Советском Союзе – как меняется язык политической жизни в Москве. Он, видимо, осознавал, что если в 1981 году Советский Союз представляет собой угрозу для польской государственности, то в 1989 году – уже нет, исходя из этого и принимал свои решения. Ярузельский понимал, что в 1989 году никаких советских вооруженных сил, которые будут спасать польских коммунистов, уже не существует. 1980-е годы для Польши были потерянным десятилетием: после введения в 1981 году военного положения была установлена система жесткой диктатуры, власть того периода вообще ничего не сделала, чтобы реформировать умирающее народное хозяйство. Но это такая гипотетическая историческая дилемма: что случилось бы, не объяви генерал военное положение? Возможно, советской интервенции бы не случилось, но страсти в стране накалялись бы до такой степени, что здесь бы началась гражданская война. Сейчас, на фоне того, что случилось в Киеве, мы понимаем: пересечь красную линию – вот мы выступаем на митингах, устраиваем мирные демонстрации, а вдруг потом берем оружие в руки, и кровь льется на улицах – в такой обостренной обстановке очень легко. Угроза кровопролития в Польше 1981 года была очень большой. И поэтому человек, который смог притормозить эти эмоциональные политические процессы, достоин признания его заслуг. Но в общем, Ярузельский был коммунистическим аппаратчиком, который много-много лет ничем не отличался от своих партийных коллег.
– Сегодня в Польше принимают всяких высоких гостей, от Барака Обамы до Петра Порошенко. Больше, чем о прошлом, говорят о настоящем и будущем, и это сместило фокус торжеств. Как вы к этому относитесь?
– Для Польши в настоящее время это очень важно – укрепить внешнюю безопасность. Польша неизменно подчеркивала, что от России исходит угроза, что Москва пытается или будет пытаться восстанавливать свои позиции на постсоветском пространстве. Вообще Польшу часто воспринимают в Европе и на Западе в целом как русофобскую страну, которая в силу своего исторического опыта всячески пытается пугать всех Россией. Но вот сейчас мы видим, что польская точка зрения встречает больше понимания. Есть страны и есть политики, которые отдают приоритет экономическим отношениям с Россией, опасаясь, что проблемы в отношениях экономических с Москвой обернутся проблемами внутри своих стран.
Мне кажется, что присутствие в Варшаве огромного количества восточно-европейских лидеров, президента Америки, премьер-министра Канады, немецкого президента свидетельствует о каком-то новом понимании: вместе мы способны противостоять необоснованным актам политической или военной агрессии. Мне кажется, это очень важно. Политика, которую Россия проводит в последний год, конечно, привела к такому объединению. Без украинских событий варшавские торжества, посвященные событиям четвертьвековой давности, проводились бы в масштабах поменьше. Поляки, вообще-то, плачут: они понимают, что символически коммунизм в Европе разлетелся, когда была разрушена Берлинская стена, но то же время они считают, что основная заслуга в крушении Восточного блока – здесь. С одной стороны, мы повышаем самооценку, укрепляем национальные чувства, когда принимаем в гостях мировых лидеров, а с другой – понимаем, что от этого есть реальная политическая польза. Рождается некоторое новое понимание проблем в области политической безопасности.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"