Ссылки для упрощенного доступа

"Болотная сделка" Лебедева


Константин Лебедев будет освобожден условно-досрочно
Константин Лебедев будет освобожден условно-досрочно

Суд удовлетворил прошение об УДО Константина Лебедева. Он признался в организации беспорядков 6 мая и был осужден на 2,5 года

Лефортовский суд Москвы удовлетворил прошение Константина Лебедева, одного из осужденных по "Болотному делу", об условно-досрочном освобождении. Лебедев был арестован в октябре 2012 года по обвинению в организации беспорядков 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве и в попытке организовать аналогичные мероприятия в других городах России. Он признал вину, заключил сделку со следствием, и в апреле 2013 года суд приговорил его к 2,5 годам колонии. Активисты "Левого фронта" Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев, которых обвиняют по аналогичным статьям и которые вину не признают, считают сделку Лебедева со следствием предательством, а его показания – оговором.

Основой для уголовного дела в отношении Константина Лебедева, активиста Российского социалистического движения, и лидеров "Левого фронта" Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева послужил фильм "Анатомия протеста – 2", вышедший в начале октября 2012 года. Авторы фильма утверждают, что Лебедев, Удальцов и Развозжаев совместно с грузинским политиком Гиви Таргамадзе готовили в России беспорядки и захват власти. В фильме показаны кадры, на которых запечатлены якобы эти переговоры.

Константина Лебедева арестовали 18 октября 2012 года. В феврале 2013 года по ходатайству следствия его отпустили под домашний арест, а в апреле того же года суд рассмотрел дело Лебедева в особом порядке – без исследования доказательств, поскольку подсудимый признал вину и заключил сделку со следствием. Его приговорили к двум с половиной годам колонии. Константин Лебедев отбыл уже половину назначенного наказания и получил возможность ходатайствовать об освобождении условно-досрочно. Вот что в интервью Радио Свобода рассказал до начала заседания по вопросу об УДО адвокат Лебедева Валерий Лавров:

– Статья, по которой он был осужден, тяжкая, поэтому он должен был отбыть именно половину, а не одну треть. В деле есть характеристика его личности, которую составила администрация Лефортовского изолятора, где он содержится. Характеристика положительная, там указано, что, на взгляд администрации, целесообразно к нему применить УДО.

– По какой причине он не был отправлен в колонию из СИЗО "Лефортово" после приговора?

– Мне трудно судить, этот вопрос нужно задавать УФСИН. Он был осужден первым и, естественно, оставался ключевым свидетелем по делу Развозжаева и Удальцова. Я так думаю, чтобы не связываться с затратами государства на переезды: сначала в колонию, потом обратно, чтобы его допрашивали в качестве свидетеля, решили оставить его до того момента, пока он не исполнит свои обязанности свидетеля. В суде он давал такие же показания, какие давал на следствии в качестве обвиняемого, ничего нового он не сказал. На мой взгляд, он рассказал именно то, что было.

– Как Константин Лебедев пришел к тому, что он должен признать вину?

– Когда его арестовали, было обнародовано чистосердечное признание Развозжаева. Да, он от него отказался, но в деле есть аудиоэкспертиза его голоса, почерковедческая экспертиза чистосердечного признания – все они подтвердили, что голос был Развозжаева и почерк был именно его. Константин Лебедев Развозжаева знает лучше, чем вы, чем я и чем суд, он с ним общался на протяжении энного количества времени. Он пришел к выводу, когда читал чистосердечное признание, что эти речевые обороты и грамматические ошибки характерны для Развозжаева. Он все это оценил и понял. Можно было занимать любую позицию, но, на его взгляд, это было бессмысленно, тем более учитывая совокупность доказательств. Я думаю, поэтому он и принял решение признать свою вину.

– Показания, которые дал Лебедев на той неделе в суде, могли повлиять на решение об его УДО?

– Одним из условий УДО является то, что человек, который о нем просит, встал на путь исправления. Чистосердечное признание своей вины является шагом к исправлению человека. Если человек своей вины не признает, то вряд ли можно говорить, что он раскаялся и хочет исправиться. А если человек свою вину признает и раскаялся, то что это, как не дорога к исправлению? – полагает адвокат Валерий Лавров.

Константин Лебедев в середине марта давал свидетельские показания на суде в отношении Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева. Лебедев признал, что знаком с Гиви Таргамадзе, и что оппозиционеры действительно встречались с ним для обсуждения проведения массовых акций в России, и что Таргамадзе финансировал их деятельность. Также Лебедев говорил, что грузинский политик призывал их действовать как можно жестче, но они не всегда следовали его указаниям. Во время акции 6 мая 2012 года, по словам Лебедева, оппозиционеры планировали устроить палаточный лагерь на Болотной площади. Вину за события на Болотной Лебедев возложил на так называемую "либеральную хунту", в которую, по его словам, входили Алексей Навальный, Гарри Каспаров, Борис Немцов и Евгения Чирикова. Лебедев также подтвердил, что совместно с Таргамадзе, Удальцовым и Развозжаевым готовил беспорядки и после 6 мая, для чего оппозиционеры ездили в российские регионы и привлекали сторонников.

Адвокат Леонида Развозжаева Дмитрий Аграновский говорит о том, что в показаниях Лебедева не было прямого указания на то, что именно Удальцов и Развозжаев организовали беспорядки 6 мая, однако к словам свидетеля адвокат предлагает относиться критически:

– Показания Лебедева я оцениваю как недопустимые, потому что, будучи условием сделки с правосудием, они являются полученными под принуждением. Человек знает, что если он даст определенные показания, в том числе и оговорив кого-то, то ему будет за это конкретное снисхождение, как и произошло. Ко всем показаниям Лебедева я отношусь критически, но тем не менее все могло быть и хуже: в его показаниях нет ни грамма об организации массовых беспорядков.

А вот что о показаниях Константина Лебедева говорит адвокат Сергея Удальцова Николай Полозов:

– Чтобы связать массовые беспорядки и личности Удальцова и Развозжаева с тем, что происходило на Болотной площади, власти избрали такой путь. Удальцову и Развозжаеву инкриминируют взаимодействие с Гиви Таргамадзе, что он якобы передавал им деньги, заказывал определенную работу. Но это ничем объективно не подтверждается. Нет никаких фактических доказательств, кроме странных видеозаписей, на которых ничего не видно и происхождение которых неизвестно. Но все эти бреши Константин Лебедев закрыл своими показаниями. Конечно, прямо он не сказал, что Удальцов собрал людей и пошел проводить массовые беспорядки, но он как раз озвучил версию следствия, будто Удальцов вступал в финансовые отношения с грузинами и что эти грузины заказывали определенные действия по дестабилизации обстановки в России. Эту работу Лебедев выполнил на пять с плюсом.

Николай Полозов, отвечая на вопросы Радио Свобода на прошлой неделе, не сомневался, что показания, данные Константном Лебедевым, могут повлиять на решение Лефортовского суда:

– Я больше чем уверен, что все действия Константина Лебедева, будь то сделка со следствием или показания, которые он дал на процессе по делу Удальцова и Развозжаева, были направлены на его, Лебедева, скорейшее освобождение. Думаю, что одним из условий сделки были договоренности относительно качества его показаний. И в том случае, если показания удовлетворяют суд и наши власти, то с точки зрения закона нет никаких препятствий, чтобы освободить Лебедева. Ну а качество его показаний всем известно: в открытом публичном процессе он фактически обвинил и Удальцова, и Развозжаева в организации массовых беспорядков и в подготовке к ним. Свою часть сделки Лебедев выполнил, дело осталось за государством.

Подсудимые Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев вину отрицают. Они и их сторонники неоднократно говорили, что считают поступок Константина Лебедева предательством, а его показания – оговором. Удальцов даже отказался участвовать в допросе Лебедева в суде, заявив, что у него нет вопросов к "данному гражданину". Удальцов с февраля 2013 года находится под домашним арестом, а Леонид Развозжаев с октября 2012-го – в следственном изоляторе. Еще один "герой" фильма "Анатомия протеста – 2" и фигурант этого дела Гиви Таргамадзе, по информации защиты, отрицает какое-либо знакомство с Лебедевым, Удальцовым и Развозжаевым. При этом Следственный комитет также предъявил Таргамадзе обвинения в организации беспорядков, а российский суд его заочно арестовал.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG