Фашисты, захватившие Киев. Потоки беженцев с востока Украины, стремящиеся попасть в Россию. Наглые антисемитские выходки. Нападения на православные церкви. Это темы лишь некоторых сообщений об украинском кризисе, которые распространяются многими российскими СМИ и содержат либо преувеличенную, либо полностью не соответствующую действительности информацию. В эти дни и без того непросто составить адекватное представление о том, что на самом деле происходит на Украине. Российские СМИ делают эту задачу еще более сложной.
Информационно-пропагандистское сопровождение российского вторжения в Крым становится все более громким. СМИ и ведущие политики все активнее осуждают "фашистов" в Киеве, заявляют об угрозах и нападениях на русское и русскоязычное население Украины, о том, что люди из восточных регионов этой страны бегут в Россию.
Но большая часть этой информации далека от действительности, и это можно доказать. Сведения, почерпнутые из ненадежных или непроверенных источников, тем не менее, проникают в официальные заявления политиков и даже в репортажи западных СМИ. Все это напоминает голливудский фильм 1997 года "Плутовство" ("Хвост виляет собакой"), в котором группа политтехнологов использует массмедиа для того, чтобы обеспечить общественную поддержку фиктивного военного конфликта, который, в свою очередь, должен отвлечь внимание от скандала вокруг президента США.
Говорит Кэтрин Фицпатрик – литератор и переводчик, ведущая блог о событиях на Украине на сайте Interpretermag.com:
– Так начинаются войны. Говорят, что "правда на войне погибает первой", и мы видим, как сейчас Россия своей информационной политикой делает именно это. Я думаю, это настоящая безответственность. Они разжигают ненависть и способствуют панике. В таких городах, как Харьков, люди смотрят в основном российское телевидение, а также местные телеканалы, но те во многом опираются на российские сообщения и не утруждают себя проверкой этой информации.
По словам Фицпатрик, вся система аргументации российских политиков, касающаяся причин нынешних действий России в Крыму, основана на ложных утверждениях. Это касается как мотивов, которыми руководствовались члены Совета Федерации, давая "добро" Владимиру Путину на использование войск на Украине, так и аргументов, которые приводил, выступая в Совете Безопасности ООН, российский представитель Виталий Чуркин:
– Они заявляют, что были вынуждены вмешаться, чтобы защитить русское и русскоязычное население, которому, по их словам, угрожала опасность. Но эти утверждения основывались на лживых сообщениях о якобы совершенных нападениях, – отмечает Кэтрин Фицпатрик.
Выступая в ООН, Виталий Чуркин также упомянул о якобы имевшем место нападении радикалов на Киево-Печерскую лавру, о чем активно сообщали российские СМИ. В самой лавре, однако, заявляют, что никаким атакам не подвергались.
Другой пример – сообщения российских СМИ о том, что с начала года из восточных регионов Украины в Россию прибыли свыше 650 тысяч беженцев. Однако Ведомство ООН по делам беженцев не подтвердило информацию о каких бы то ни было миграционных перемещениях на российско-украинской границе, выходящих за рамки нормы. Нет и каких-либо иных подтверждений этого колоссального потока беженцев с Украины. Более того, выяснилось, что в репортаже российского 1-го канала о ситуации с беженцами пограничный переход на украинско-польской границе выдавался за переход на границе с Россией:
В других случаях сообщения СМИ основаны на фактах – но искаженных или сопровождаемых необоснованными выводами. Так, в ночь с 27 на 28 февраля неизвестные вандалы совершили нападение на синагогу в Симферополе. Российские массмедиа без тени сомнения приписали организацию этого нападения украинской радикальной националистической организации "Правый сектор". Однако глава местной еврейской общины Александр Гендин сказал корреспонденту Радио Свобода:
– Я не думаю, что это "Правый сектор". Скорее, кто-то просто использует их символику, чтобы дестабилизировать ситуацию в Крыму.
По мнению главного раввина Украины Якова Дова Блайха, главную угрозу для еврейского населения Украины сейчас представляют провокации, организуемые российской стороной. Раввин даже сравнивает эти действия с тем, как вели себя нацисты в Австрии перед тем, как вторгнуться туда: "Там тоже организовывались провокации".
Украинский журналист Олег Шинкаренко, анализировавший работу российской "машины пропаганды", говорит, что у развернутой Москвой кампании две цели: "спровоцировать ненависть к украинцам" и "оправдать агрессию" – последнее было продемонстрировано Виталием Чуркиным в стенах ООН. В этом отношении особенно выделяется деятельность телеведущего Дмитрия Киселева, ныне – главы недавно созданного государственного агентства "Россия сегодня". Вот один из январских репортажей "Вестей недели" о Евромайдане:
А вот совсем свежий пример – показанная 5 марта вещающим на английском языке российским телеканалом RT аудиозапись недавнего телефонного разговора главы внешнеполитического ведомства Евросоюза Кэтрин Эштон и министра иностранных дел Эстонии Урмаса Паэта. Запись (кстати, интересно ее происхождение, остающееся невыясненным) преподносилась под заголовком "Снайперы в Киеве были наняты лидерами Майдана". При этом из контекста разговора следует, что эстонский министр пересказывал своей собеседнице информацию, почерпнутую им во время поездки в Киев – в частности, от гражданской активистки и общественного деятеля Ольги Богомолец. Речь, помимо прочего, шла и о том, что киевляне обеспокоены отсутствием предварительных результатов расследования причин гибели людей в ходе февральских столкновений. Идут разговоры о том, откуда взялись снайперы, которые вели огонь по протестующим: "Она показала мне фотографии убитых, сообщив, что как врач может сказать, что это один и тот же почерк, тот же тип пуль, и все большую настороженность людей вызывает то, что новая коалиция не желает расследовать точные обстоятельства случившегося. Стремительно растет понимание того, что за этими снайперами стоял не Янукович, а за ними стоял кто-то из новой коалиции", – так звучат слова эстонского министра.
Позднее Урмас Паэт пояснил: "Я не давал оценок. Я только выразил беспокойство, что если разговоры начнут жить своей жизнью, это может ухудшить ситуацию на Украине". Однозначно высказалась и Ольга Богомолец: "Сейчас, на данный момент у нас нет результатов ни баллистической, ни криминальной экспертизы. Я не могла утверждать, кто были эти снайперы, поскольку я их не видела. Я видела только людей, которых убивали снайперы. Убивали очень профессионально, выстрелами в сердце, коронарные артерии, в глаза, мозг, но, поскольку я не являюсь криминальным экспертом, оценить ни вид оружия, ни кто были эти снайперы, я, к сожалению, не могу. Как и все украинцы, я очень жду результатов экспертизы". Таким образом, речь идет о мнениях и разговорах, но никак не об однозначных утверждениях и тем более доказательствах. Однако RT, а вслед за ним и другие российские СМИ немедленно интерпретировали дело как "доказательство" того, что по протестующим с Майдана вели огонь снайперы, якобы нанятые самими "майданными" политиками. Почти наверняка именно такая "обработанная" версия закрепится в сознании большинства россиян, которые не станут разбираться в том, кто кому и что сказал на самом деле.
Сергей Балбеко, 25-летний журналист из Харькова, устал от дезинформации и создал интернет-страницу Fake Control, чтобы противостоять ложным данным, распространяющимся в сети:
– У меня появилась идея начать этот проект с несколькими друзьями, потому что мы осознали, какой объем дезинформации появился в СМИ, социальных сетях, новостях, прессе и т.д.
Сайт Fake Control был одним из первых, кто разоблачил историю с украинскими "беженцами" и сюжеты российских СМИ о том, что Киев собирается якобы арестовать людей с российскими паспортами, а авианосец США приближается к Черному морю, чтобы напасть на Крым.
Балбеко рассказал, что он не использует никаких особенных методов, чтобы продемонстрировать ложность сообщений. Для этого используются обычные графические программы, в которых можно увеличить фотографию, поисковые системы, предоставляющие доступ к общедоступной информации, и телефон. Он считает, что происходящее – это не просто непрофессиональная или ура-патриотическая журналистика:
– Мне кажется, что речь идет о своего рода кампании, призванной показать происходящее на Украине в абсолютно ином ключе.
Кэтрин Фицпатрик говорит, что российский медиамолох встретил значительное сопротивление благодаря таким сайтам, как Fake Control и StopFake.org:
– Мы дошли до точки, когда СМИ способны организовать распространение слухов, но гражданские журналисты стали настолько опытными, что уже могут ответить контраргументами – они снимают на видео автобусы с российскими номерами, военных, вооруженных оружием, которое имеет только российская армия, и клубок начинает распутываться. Я не уверен, но мне кажется, что именно поэтому армии кремлевских пропагандистов приходится работать сверхурочно, а пропаганде становиться все более и более несуразной. Они столкнулись с довольно упрямой корпорацией гражданских журналистов, – отмечает Кэтрин Фицпатрик.
Министр обороны России Сергей Шойгу, давая комментарии агентству "Интерфакс" 5 марта, сказал, что фотографии транспортных военных средств с российскими номерными знаками в Крыму были полной подделкой и провокацией. Он повторил официальную российскую позицию, что Москва не знает, откуда взялись вооруженные силы в Крыму даже тогда, когда украинские журналисты опубликовали видеоинтервью с солдатом, который подтвердил, что он российский военный, и процитировал сообщения СМИ о причине его присутствия на Украине:
Некоторые украинцы ответили на пропаганду юмором. Например, они распространили видео и фотографии женщины, которая появилась в по меньшей мере пяти разных сообщениях российских СМИ, каждый раз представая в разных ролях, а также смешное видео, в котором активисты безуспешно пытаются обнаружить ультранационалистов на улицах Одессы.
А англоязычная газета The Kyiv Post 5 марта опубликовала список десяти мифов и лживых представлений Кремля, которые были использованы, чтобы оправдать российское вторжение в Крым.