Ссылки для упрощенного доступа

Полицейские меры "второго эшелона"


Александр Гольц
Александр Гольц
В Сочи усиливаются меры безопасности на время проведения Олимпийских игр. Курорт превратился в прифронтовую зону – со всем соответствующим антуражем. В Олимпийском парке и в районе Красной поляны развернуты средства ПВО, по периметру Имеретинской низменности установлены металлические ограждения. Каждый человеческий шаг фиксируется видеокамерами. В самом Сочи и его окрестностях несут службу 40 тысяч полицейских и сотрудников спецслужб. Численность армейской группировки держится в тайне.

Не избыточны ли подобные меры безопасности на сугубо мирном спортивном мероприятии? Свое мнение высказывает военный эксперт, заместитель главного редактора интернет-издания "Ежедневный журнал" Александр Гольц.

Безопасность Сочи или административный восторг
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:57 0:00

– Насколько целесообразно использование такого большого количества военных и полицейских сил для охраны олимпийского Сочи?

– Подобные меры – назовем их полицейскими – могут иметь определенный эффект. В конце концов, в полицейском государстве Советский Союз довольно эффективно предотвращали террористическую деятельность. Однако такие меры имеют смысл только в качестве "второго эшелона".

Если исходить из наихудшего сценария, если кто-то хочет всерьез организовать теракт в Сочи, он приехал туда не сегодня. Он попытался инфильтровать свои ячейки за год-полтора до Олимпиады. И тогда же он привез все необходимое для теракта.

Единственным средством противодействия терроризму является то, что на жаргоне российских спецслужб называется "оперативной деятельностью". Необходимо иметь свих агентов в террористических организациях, отслеживать их деятельность, быть готовыми в нужный момент обеспечить перехват этих организаций. Это страшно опасная и тяжелая работа. Похоже, что российские спецслужбы с ней не справляются. Например, если бы они знали о готовящихся терактах в Волгограде, их не должны были допустить.

Как всегда, отсутствие эффективности российские бюрократы от спецслужб заменяют административным восторгом, количеством тех, кого нагнали в Сочи. Сколько из сорока тысяч работников МВД действительно знают свой маневр в случае возникновения критических ситуаций? Насколько хорошо они знают город?

Это все вопросы, которые намеренно отодвигаются на задний план, потому что нужно отрапортовать: мы направили такое-то количество людей – это можно посчитать. В случае возникновения чрезвычайной ситуации они бодро скажут: "Мы сделали все, что могли, смотрите, на каждом метре стояло по полицейскому". Конечно, к реальной борьбе с террором это отношения не имеет.

– Между тем США заявили об оказании помощи российским спецслужбам. Более того, американский флот готов принять участие в охране Олимпиады…

Бывает так, что подготовка к отражению носит еще более катастрофический характер, чем сама угроза
– Американцы тактично сказали, что их корабли будут "в районе Черного моря". Это означает, что они будут находиться где-то возле Дарданелл. Дай бог, чтобы никаких критических ситуаций не возникло. Без них американский флот в Черное море не войдет. Но странным представляется, что предложение о сотрудничестве возникло только сегодня. Так, выяснилось, что США готовы предоставить россиянам находившиеся ранее в секретной разработке электронные устройства по разминированию боеприпасов. О них давно ходили разговоры. Но то, что американцы готовы ими поделиться, – эта история возникла только сейчас. Странно, что сорок тысяч человек пригнали, а вот побеседовать с людьми, у которых есть опыт антитеррористической деятельности (скажем прямо, более успешный, чем у нас), не удосужились.

Можно провести зачистку Сочи, но перехватить террористов невозможно. Все давно поняли, что любой большой город – это беззащитная мишень, если не знать, что хотят предпринять террористы. Поэтому я не думаю, что военно-полицейскими мерами можно достичь результата.

– Российские власти, предпринимая беспрецедентные меры по обеспечению безопасности Сочи, часто апеллируют к опыту Лондона. Уместно ли проецировать английский опыт на российские реалии?

– Сочи превратился в символ, уже никого не волнует, что произойдет в каком-то другом городе России. Есть государственная задача по обеспечению безопасности Олимпиады. Но, как показывает печальный опыт, самолет, захваченный террористами, становится крылатой ракетой. Мы знаем, что и в Лондоне не исключали такой возможности. Поэтому разумно и рационально использовать в Сочи средства противовоздушной обороны, но опять-таки все зависит от масштаба. Каждый раз надо соизмерять масштаб, риск, угрозу и степень отражения. Бывает так, что подготовка к отражению носит еще более катастрофический характер, чем сама угроза.
XS
SM
MD
LG