Ссылки для упрощенного доступа

Долгая дорога к "Киото-2"


56% общемировых выбросов в атомосферу "парниковых" газов приходится на трех крупнейших эмитентов - Китай, США и страны Европейского союза
56% общемировых выбросов в атомосферу "парниковых" газов приходится на трех крупнейших эмитентов - Китай, США и страны Европейского союза
Договор "Киото-1" действовал восемь лет. На подготовку нового требуется еще столько же

Сегодня в Варшаве открылась очередная, 19-я по счету, ежегодная климатическая конференция ООН. Она станет первым "посткиотским" форумом: изначально намеченный срок действия "Киотского протокола" истек 31 декабря 2012 года.

Попытка сходу создать ему преемника, предпринятая в посткризисном 2009 году в Копенгагене, завершилась громким провалом. После чего первые лица примерно 190 государств мира, участвующих в климатических конференциях ООН, и предпочитают на них пока не появляться - переговоры ведут уполномоченные делегации.

На их встрече в южноафриканском Дурбане в конце 2011 года стало окончательно ясно, что даже некое промежуточное международное соглашение, которое хотя бы временно сменило "Киотский протокол", к моменту завершения его действия заключить не удастся ни при каких обстоятельствах.

И тогда, в ходе затяжных переговоров по окончании конференции, когда часть делегаций ее уже покинула, была согласована схема, которая теперь солидно именуется "Дурбанской платформой".

Период действия "Киотского протокола" (2005-2012 годы) решено было впредь именовать "первым этапом" его реализации. Что подразумевает наличие и второго, и третьего...

"Вторым" определили период с 2013 по 2017 год. Главной его задачей и становится подготовка нового, обязательного для участников, международного соглашения на смену "Киотскому протоколу", которое, как предполагается, должно быть подписано на 21-ой климатической конференции ООН в 2015 году в Париже, а вступить в силу - с 2020 года.

Три очередных встречи - прошлогодняя в Дохе (Катар), нынешняя - в Варшаве, а также конференция 2014 года в Лиме (Перу) - заранее отводились на согласование проекта итогового документа. В Дохе делегации почти 195 стран мира несильно в этом преуспели.

Фактически они лишь чуть переоформили основное положение "Дурбанской платформы": "вторым этапом" реализации "Киотского протокола" решено было считать теперь весь период с 2013 по 2020 год. От планов соглашения в 2015 году участники пока не отказались.

С одной стороны, учитывая глубину разногласий на прежних переговорах, это уже само по себе можно было бы считать неким прогрессом. С другой, его теперь фактически предопределяют новые обстоятельства, проявившиеся в экономиках стран - крупнейших участниц климатических переговоров в последние несколько лет.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЛИДЕРСТВО

К началу "второго этапа" реализации "Киотского протокола" ряды его участников сильно поредели. В течение 2012 года от дальнейшего в нем участия отказались такие страны как Канада, Россия и Япония. Два крупнейших в мире эмитента "парниковых" газов - Китай (27% общемировых выбросов) и США (18%) - участниками никогда и не были. Как и Индия (6%) или Бразилия (1,5%).

Ведущими участниками "киотского процесса" являются ныне Европейский союз и Австралия. Кроме них, в его рамках остаются, например, Швейцария, Украина и Норвегия. Однако совокупная доля всех этих стран в общемировых выбросах не превышает 15% (собственно ЕС – 11%), что почти вдвое меньше доли одного Китая.

“А ведь когда-то "киотский процесс" охватывал страны, на долю которых в целом приходилось 55% объема общемировых выбросов в атомосферу "парниковых" газов”,- вспоминал в интервью Радио Свобода немецкий независимый эксперт по проблемам экологии Удо Зимонис.

Тем не менее, сам Европейский союз собственные обязательства по сокращению выбросов выполняет, как выясняется, с большим опережением "графика". Последний сводился к тому, чтобы к 2020 году сократить эти выбросы на 20% к уровню 1990 года.

В канун нынешней, Варшавской климатической конференции ООН Европейское агентство окружающей среды (European Environment Agency - EEA) представило данные, из которых следует, что к уже концу 2012 года объем выбросов "парниковых" газов в странах ЕС оказался почти на 18% меньшим, чем 22 года назад.

Среди главных причин ускорения темпов этого сокращения в последние годы называются как недавняя рецессия в европейской экономике, так и расширение доли альтернативной энергетики. По данным ЕЕА, еще в 2011 году она составила 13% всей произведенной в ЕС электроэнергии. К 2020 году эту долю предполагается расширить до 20%.

К концу 2013 года Европейская комиссия, как ожидается, представит проект направлений экологической политики ЕС на период до 2030 года. Судя по некоторым сообщениям, в него, скорее всего, будет включено и обязательство сократить объемы выбросов в атмосферу не на 20% к уровню 1990 года, как ныне, а уже на 40%. Достигнутый ЕС уровень делает новые рубежи менее обременительными.

Впрочем, представители "климатического" ведомства Еврокомиссии не раз давали понять, что увязывают подобное развитие событий с прогрессом на международных переговорах под эгидой ООН. И прежде всего - с изменением позиций на них США и Китая.

СЛАНЦЕВОЕ УСКОРЕНИЕ

Доля Соединенных Штатов в общемировых выбросах в атмосферу “парниковых” газов, крупнейшая в течение десятилетий, в 2006 году впервые оказалась меньше доли Китая. И с тех пор этот разрыв между странами только увеличивался.

В самих США провозглашенная еще четыре года назад программа сокращения к 2020 году объемов выбросов на 17% к уровню 2005 года, когда был достигнут их многолетний максимум, теперь, как и в Европе, также может быть выполнена досрочно.

Первый из двух главных факторов такого ускорения полностью совпадает с европейским: недавняя, после кризиса 2008 года, рецессия в экономике, называемая теперь “Великой рецессией”.

Второй фактор сугубо американский: сланцевая революция в энергетике, которая привела, в частности, к резкому падению внутренних цен на газ и как результат – к сокращению доли угля в энергобалансе страны в пользу более экологически чистого газа.

Новые обстоятельства привели к заметному смягчению прежних позиций США на международных климатических переговорах. Судя по словам руководителя американской делегации на них Тодда Стерна, теперь она сводится к тому, чтобы страны – участницы процесса могли устанавливать для себя некие индивидуальные параметры и графики будущего сокращения выбросов “парниковых” газов, а не единые, как было в случае “Киото-1”.

Кроме того, сокращение выбросов на 17% к уровню 2005 года будет означать для Соединенных Штатов их сокращение к уровню 1990 года лишь на 3,5%, при том, что “Киотский протокол”, который США подписали в 1997 году, но так и не ратифицировали, предусматривал уменьшение на 5%.

Минувший год был отмечен и знаковым двусторонним соглашением. В июне, в ходе первого визита в Соединенные Штаты нового председателя КНР Си Цзиньпина, США и Китай договорились о поэтапном отказе от производства и применения гидрофлюорокарбонов (HFCs)– промышленных газов, используемых в основном в качестве хладагентов в холодильниках или кондиционерах. На долю HFCs приходится лишь 2% общемировых выбросов в атмосферу “парниковых” газов, однако их объемы возрастают примерно на 9% в год.

Сокращение масштабов производства и применения этих газов в мире предполагалось еще “Монреальским протоколом” 1987 года – об охране озонового слоя земной атмосферы. Он предусматривал, в частности, разные графики отказа от HFSc для индустриально развитых и развивающихся стран мира, а также финансовую помощь последним для разработки и организации производства альтернативных химических соединений, не разрушающих озоновый слой.

Однако в 2009 году, когда США, Канада и Мексика впервые предложили полностью отказаться в мире от применения HFCs, крупнейшие развивающиеся страны – Китай, Бразилия и Индия – выступили против, заявив, что подобные вопросы должны решаться лишь в рамках международных климатических переговоров под эгидой ООН.

Поэтому двустороннее соглашение США и Китая по поводу HFCs оценивалось уже как заметный прогресс для подготовки “Киото-2”. “Если этот процесс продолжится, он облегчит двум крупнейшим экономикам мира, а значит – и всем остальным, достижение нового международного соглашения в 2015 году в Париже”, - заявил главный экономист Международного энергетического агентства Фатих Бирол.

100 МЛРД В ГОД

Китай, уже восемь лет являющийся крупнейшим в мире эмитентом “парниковых” газов, еще в 2009 году заявил, что намерен следовать собственной схеме их сокращения: не в абсолютных величинах, а в относительных – через снижение уровня выбросов в расчете на единицу производимого ВВП.

За счет как дальнейшего повышения энергоэффективности китайской экономики, так и расширения доли в ней альтернативной энергетики. По данным правительства Китая, только в течение 2012 года такое “относительное” снижение превысило 5%.

Провозглашенные китайскими властями планы исходят из снижения показателя “выбросы/ВВП” к 2020 году на 40-45% к уровню 2005 года. В контексте “Киотского протокола”, это будет означать существенное замедление нынешних темпов прироста выбросов Китаем в абсолютных величинах, но еще не сокращение их объемов.

Намерение следовать собственным путем отчасти сближает позиции Китая и США, настаивающих на “индивидуальных” планах. Однако эти же позиции по-прежнему отдаляют друг от друга финансовые разногласия.

Еще в 2009 на климатической конференции в Копенгагене было решено, что наиболее индустриально развитые страны мира предоставят странам развивающимся финансовую помощь – для преодоления ими последствий изменения климата, а также сокращения “парниковых” выбросов.

Объем этой помощи предполагалось довести до 30 млрд долларов ежегодно к 2012 году и до 100 млрд долларов – к 2020 году. На прошлогодней климатической конференции в Дохе делегации западных стран настаивали, что первое обязательство ими уже выполнено, в чем делегации стран развивающихся, мягко говоря, выразили большие сомнения.

Проблема осложняется и тем, отмечали участники еще Копенгагенской конференции, что объемы выбросов крупнейших и наиболее населенных развивающихся стран мира – например, Китая, Индии или Бразилии, с их динамично растущими экономиками – в ближайшем будущем будут только нарастать. И политикам в любой стране Запада будет очень непросто объяснить своим налогоплательщикам, почему они должны этим странам еще и что-то доплачивать.

“Чтобы предоставить такую помощь, Соединенным Штатам фактически придётся занять деньги у того же Китая, продав ему дополнительно свои гособлигации, и тут же их Китаю вернуть - чтобы страна смогла модернизировать свою промышленность”, - отмечал тогда в интервью Радио Свобода руководитель отдела энергетики и проблем глобального потепления исследовательского центра Competitive Enterprise Institute в Вашингтоне Майрон Ибелл.

В Европейском союзе, инициаторе планов оказания такой финансовой помощи развивающимся странам, ее по-прежнему считают одним из ключевых элементов продолжения “киотского процесса”.

Китай, со своей стороны, как и большая группа других развивающихся стран, считает такое финансирование решающим фактором для каких-либо обязательств по сокращению выбросов в атмосферу в ближайшем будущем.

“Хотя развитые страны и не выполняют взятых на себя финансовых обязательств, страны развивающиеся, тем не менее, принимают меры, направленные на предотвращение изменения климата, особенно Китай”, - заявил на прошлой неделе многолетний руководитель китайской делегации на международных “климатических” переговорах Се Чжэньхуа.

Среди этих мер, в частности, создание в Китае серии региональных биржевых площадок для торговли квотами на выброс “парниковых” газов. Еще летом прошлого года Китай подписал соглашение об оказании ему содействия в разработке национальных схем такой торговли с Европейским союзом, на долю которого сегодня приходится более 80% общемировой торговли СО2-квотами.

Ежегодная климатическая конференция ООН, открывшаяся в Варшаве, продлится до 22 ноября.
XS
SM
MD
LG