Ссылки для упрощенного доступа

На пенсию – позже или никогда


В одном из отделений Пенсионного фонда России
В одном из отделений Пенсионного фонда России
Россия может столкнуться с масштабным кризисом, если срочно не приступит к пенсионной реформе, главный пункт которой – плавное повышение возраста выхода на пенсию. Об этом говорится в статье бывшего министра финансов Алексея Кудрина и руководитель Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, подготовленной для журнала "Вопросы экономики". По мнению авторов статьи, длительное сохранение неизменного пенсионного возраста ведет страну в "ловушку старости", то есть к доминированию в структуре электората пенсионеров – группы, интересы которой связаны с потреблением, а не с развитием.

Экономист Евсей Гурвич в интервью Радио Свобода объясняет:

– Это проблема не только нашей страны, во всем мире происходит старение населения. В результате люди живут дольше и при фиксированном пенсионном возрасте они дольше живут, находясь на пенсии. Сейчас в России ожидаемая продолжительность пребывания на пенсии мужчин, достигших 60-летнего возраста, – 14,5 лет, а женщин, достигших 55-летнего возраста, – 24,5 года. Это значит, что женщина, если она начинает работать в 20 лет, работает 35 лет и 25 лет после этого отдыхает на пенсии. А дальше, по демографическим прогнозам, продолжительность пенсионного отдыха будет увеличиваться – то есть через некоторое время женщины при сохранении нынешнего пенсионного возраста будут отдыхать сколько же, сколько работать, а потом – дольше отдыхать, чем работать…

– То есть, согласно вашему прогнозу, дисбалансы в национальной пенсионной системе в перспективе будут увеличиваться?

– Доля населения старшего возраста меняется во всем мире, и это создает проблемы для социального страхования, для пенсионных систем. В России, по прогнозам, к 2030 году соотношение между численностью населения в пенсионном и работоспособном возрасте ухудшится в полтора раза, а к середине века – почти в два с половиной раза.

Существующая сейчас пенсионная система основана на принципе "солидарности поколений", когда нынешние работники платят за нынешних пенсионеров, а потом работники следующих поколений платят за нынешних работников, ставших пенсионерами. Такая система не может работать, если у нас на одного работника будет приходиться все больше пенсионеров.

Это значит, что нужно все больше увеличивать либо ставки пенсионных взносов, либо трансферты Пенсионному фонду России из федерального бюджета. Но в этом случае придется какие-то другие налоги повышать – иначе будет усиливаться разрыв между пенсиями и зарплатами, что тоже не очень хорошо. Ведь в России этот разрыв и так уже достаточно велик.

– В российском правительстве сейчас достаточно много говорят о необходимости новой пенсионной реформы, однако ее концепция пока так и не сформирована. Насколько различаются сейчас подходы к решению этой проблемы?

– Некоторые эксперты считают, что пенсионная система в нынешнем виде больше не может существовать, поскольку исчерпала себя, и предлагают вообще отказаться от нее. В частности, в недавней статье в газете "Ведомости" Алексей Улюкаев (первый заместитель председателя Центробанка. – РС) говорил о том, что нужно оставить только пенсионную систему, страхующую от бедности пожилое население.

Мы же приходим к выводу, что это не так, что нынешняя пенсионная система может оставаться жизнеспособной. Но для этого нужно изменить отношение к пенсионному возрасту: не рассматривать его как данность, а менять по мере увеличения продолжительности жизни и, соответственно, времени пребывания на пенсии.

Иными словами, правильная стратегия состоит в поддержании постоянного соотношения между длительностью работы и заслуженного отдыха после завершения работы. Чтобы поддерживать такое соотношение, по мере роста продолжительности жизни должна расти и длительность трудовой жизни, то есть повышаться возраст выхода на пенсию.

– Это довольно больная для России тема, она обсуждается уже не первый год. Что вы предлагает конкретно – как быстро и до какого уровня поднимать возраст выхода на пенсию?

– Для начала надо понять, насколько разумен пенсионный возраст, утвержденный сейчас в России. Для этого мы сравниваем соотношение длительности пребывания на пенсии и работы в нашей стране с другими странами.

Мы приходим к выводу, что для женщин у нас рекордно большое соотношение периода отдыха и работы. Такого соотношения – 25 лет на пенсии к 35 годам работы – нет ни в одной стране. Поэтому для женщин на сегодня адекватным был бы пенсионный возраст в 59 лет, исходя из демографических соображений.

Для мужчин нынешний пенсионный возраст более-менее адекватен их демографическим характеристикам. Но в перспективе, по прогнозам, ожидаемая продолжительность жизни мужчин и, соответственно, ожидаемая продолжительность пребывания на пенсии у них также будет расти

– И все же – как быстро, на ваш взгляд, следует увеличивать возраст выхода на пенсию в России для женщин и мужчин? Насколько я понимаю, речь все-таки идет о поэтапном и весьма длительном процессе?

– Никто не проводит повышение пенсионного возраста мгновенно, за один год, это растягивается на достаточно длительное время: пенсионный возраст повышается на полгода, иногда на три месяца в год. Так что если мы даже начнем достаточно скоро, процесс завершится не раньше 2025 года.

К этому времени, по нашим расчетам, адекватный возраст выхода на пенсию для мужчин будет 62-63 года, а для женщин - 60-62 года. А дальше и для нашей страны, и для всех остальных стран мы рекомендуем повышать пенсионный возраст постепенно – по мере роста продолжительности жизни.

– Готовы ли, с вашей точки зрения, нынешние российские власти принять решение о повышении пенсионного возраста?

– Это зависит от того, будут они жить "длинным" горизонтом или "коротким". Если они будут мыслить категориями длительного периода, то они поймут, что альтернативы нет. Если же российские власти ограничатся перспективой максимум до следующих выборов… При таком горизонте они не примут необходимого решения и принимать его придется уже следующим политикам – тем, кто заступит на очередной президентский срок. Но это решение тогда будет гораздо более болезненным. Ведь лечить заболевание на ранней стадии всегда легче, чем бороться с запущенной болезнью. Так что чем раньше мы начнем работать над повышением пенсионного возраста, тем проще все пройдет.
XS
SM
MD
LG