Платон Лебедев и его адвокаты подготовили два иска о компенсации морального вреда за незаконное содержание под стражей. Тот, к рассмотрению которого Тверской районный суд приступит 29 февраля, касается периода с 17 августа по 17 ноября 2010 года.
Говорит адвокат Платона Лебедева Елена Липцер.
– Этот иск мы подали потому, что Верховный суд дважды принимал решение о незаконности содержания Платона Леонидовича под стражей. Во второй раз он даже вынес частное определение в адрес председателя Московского городского суда Ольги Егоровой в связи с многократным нарушениями закона при рассмотрении надзорных жалоб защиты Платона Лебедева. Эти нарушения носили систематический характер: сначала закон нарушал судья Данилкин, а затем судьи Московского городского суда – Судебная коллегия по уголовным делам из трех судей, потом судья, которая отвечала в порядке надзора, потом члены президиума Московского городского суда. Поэтому, конечно, основная наша цель сейчас – привлечь внимание к факту злостного нарушения закона судьями Московского городского суда.
Платон Лебедев, как и его компаньон, Михаил Ходорковский, большую часть из назначенного им первым приговором суда семилетнего срока отбывали не в колонии общего режима, а в следственных изоляторах. И позже, когда в Москве шло судебное следствие по второму делу ЮКОСа, несмотря на президентские поправки, запрещающие избирать для предпринимателей меру пресечения в виде содержания под стражей, судьи один за другим считали целесообразным выносить решения об аресте и без того заключенных подсудимых. Учитывая, в том числе, и это обстоятельство, после признания Верховным судом России незаконными всех этих решений, Платон Лебедев требует выплатить ему около 180 тысяч рублей в счет компенсации морального вреда. Говорит Елена Липцер:
– Когда мы рассчитывали сумму компенсации, мы исходили из того, что ранее Европейский суд по правам человека принимал решение о незаконном содержании Платона Леонидовича под стражей. Тогда за два месяца незаконного содержания под стражей Европейский суд присудил компенсацию морального вреда в размере 3 тысячи евро. Поскольку сейчас срок – 3 месяца, мы посчитали, что исходя из этой суммы, мы будем просить компенсацию в размере 4,5 тысячи евро, исходя из того расчета, который делал Европейский суд по правам человека.