Ссылки для упрощенного доступа

"Анжи" создает футбольную атмосферу


Андрей Аршавин – спортсмен года в России. Договорные матчи в российском футболе. "Анжи" стал самой популярной в России "второй командой". Эти темы интересуют российских блогеров, пишущих о спорте.

Блогер "Пять-три два" на сайте Sports.Ru напоминает, что согласно результату опроса ВЦИОМ, спортсменом года россияне считают футболиста Андрея Аршавина. Причём считают они его таковым четвёртый год подряд.

Правда, надо заметить, что Аршавин в этом году сильно потерял – всего 5 процентов голосов вместо 11 прошлогодних. Однако это всё равно больше, чем у остальных. А следом за Аршавиным в рейтинге следуют боец Фёдор Емельяненко, боксёр Николай Валуев и биатлонистка Ольга Зайцева.

Из всей этой замечательной плеяды на титул лучшего спортсмена-2011 всерьёз может претендовать только Зайцева, в то время как остальные персонажи в прошедшем году, мягко говоря, не слишком блистали. В особенности Валуев и лидер рейтинга Аршавин.

Тут, конечно, можно обрушится на ВЦИОМ с критикой: вот, мол, какие-то у вас странные данные. Однако это как раз тот самый случай, когда смысла пенять на зеркало нечего.

Ведь по итогам того же опроса в рейтинге политиков человеком года стал Владимир Путин. И это, по правде говоря, объективная реальность.

Я не скажу, что Владимир Владимирович запомнился в ушедшем году какими-то глобальными деяниями, за исключением хождения на третий президентский срок. С часами и названиями правоохранительных органов баловался не он.

Однако ответ на простой вопрос "А кто ещё?" могут дать только те люди, кто политикой интересуется в ежедневном режиме. И то их мнение будет неоднозначным.

А для большинства российских обывателей, имеющих о политике весьма смутное представление, Путин однозначно политик года. Просто потому, что они его видят и слышат куда больше, чем кого-либо другого. И уже неважно, что он при этом в реальности совершил.

С российским спортом ситуация совершенно аналогичная. Как бы не хотелось любителям спорта думать иначе, в нашей стране они остаются в подавляющем меньшинстве. А большая часть обывателей любому спортивному мероприятию предпочитают программу "Пусть говорят", сериал "Сваты" и очередной скандал с Киркоровым.

Посему спортивная персона становится известна массам обывателей только тогда, когда некое спортивное мероприятие и разряда чисто спортивного переходит в разряд тех, которые не прочь осветить Андрей Малахов.

Выход сборной России на Евро-2012, конечно, в 2011 году был важным событием, однако Аршавин в данном свершении был не на первых ролях. Но обыватель в массе своей понятия не имеет, кто там что и куда забивал.

Зато он с 2008 года помнит, что есть такой Андрей Аршавин, про которого поёт "Комеди Клаб", про которого рассказывают разные ток-шоу, и которого пародируют программы вроде "Большой разницы" и "Мультличностей".

И он, российский обыватель, поставленный перед вопросом, кто человек года в спорте, отвечает: "Аршавин! А кто ещё?"

Когда-то давно, году так в 1996-м, перед чемпионатом Европы по футболу, в юмористической передаче "Назло рекордам!" папа нынешнего ведущего шоу "Удар головой" выступал в образе работника базы сборной России по футболу, который заявлял: "Мне ваш футбол в… в… не упирался, я "Тропиканку" смотрю!"

Та старая шутка вполне отражает современные реалии: большинство населения России не интересуется ни политикой, ни спортом, глубоко уйдя в сериалы, скандалы, интриги, расследования и "Дом-2". А уж если припирают вопросами, то вылавливают из лабиринтов сознания нечто, давно там засевшее: "Политик и спортсмен года? Конечно, Путин и Аршавин. А кто же ещё?"

* * *

Дмитрий Симонов в колонке газеты "Спорт-Экспресс" утверждает, что договорные матчи в России есть – и призывает с ними бороться.

"В футболе обитают дьяволы. Маленькие и большие, они существуют, их очень много - и они опасны. Мы будем бороться с ними. С договорными матчами. С дельцами, которые пытаются манипулировать исходами встреч и зарабатывать на этом. С теми, кто пытается погубить сам дух игры".

Церемония вручения "Золотого мяча" начиналась два раза – так по крайней мере все выглядело из зрительного зала. Первые минут двадцать в телетрансляцию, судя по всему, не вошли, так что ведущим в какой-то момент пришлось исполнить "дубль два", как ни в чем не бывало поприветствовав публику и объявив, что шоу начинается. Истинное же вступление состояло из короткого музыкального номера, видеоролика о том, что мир футбола повидал в 2011 году, и долгой речи Йозефа Блаттера.

Про дьяволов заговорил именно он.

А потом президент ФИФА на пару фраз перешел на итальянский, позвав на сцену Симоне Фарину. "Молодого, а может, уже и не совсем молодого – ему 28 лет, – парня, который выступает в маленьком клубе серии В "Губбио", из местечка неподалеку от Новары. Букмекеры вышли на него в ноябре и предложили много денег (200 000 евро. - Прим. Д.С.), чтобы "сдать" кубковую игру против "Чезены". Но Фарина не захотел. Более того, набрался отваги, чтобы в полиции рассказать всю правду и если не окончательно прервать, то хотя бы раскрыть всем глаза, возвестив о появлении нового спрута, состоящего из людей, которые организуют договорняки.

Фарина, своими пепельными локонами и открытой улыбкой напоминавший доброго принца из стародавней детской сказки, поднялся под гром аплодисментов, после чего Блаттер предложил ему стать послом fair play ФИФА. Перед началом церемонии итальянец держался очень скромно, а сопровождала его девушка – видимо, жена – с такими же искренними, честными глазами.

Несколько месяцев назад Фарина получил другую награду. Чезаре Пранделли пригласил его на товарищеский матч сборной Италии. "Это великое дело, – сказал наставник "Скуадры адзурры". – И мы обязаны поддержать Симоне, потому что совершить такой поступок под силу не каждому".

В своей речи Блаттер использовал слово courage. В моем переводе слов главы ФИФА оно интерпретировано как "отвага", но и собственно "кураж" здесь вполне уместен. Фарина, безусловно, понимал, насколько сильно рискует. Телефонные звонки с угрозами ему и близким. Постоянные контакты с полицией. Повышенное внимание прессы. Ненависть и обиды некоторых нечистых на руку коллег и околофутбольных личностей. Все это, скорее всего, было, и буря вряд ли уже утихла, хотя не думаю, что Фарина нам о чем-то расскажет.

Но он решился. Он поймал кураж.

Договорные матчи будут всегда, равно как и другие преступления – изнасилования, убийства, грабежи, кражи. Зло не остановить и не уничтожить – но с ним можно и нужно бороться. Изгнать дьяволов, в том числе футбольных, нельзя – но их можно отгонять и наказывать. "Кальчополли" в Италии давно отгремел, но попытки фальсифицировать исходы встреч продолжаются. И вот в минувшем году состоялось несколько громких арестов, а "Аталанта" начала турнир с шестиочковым минусом с пометкой "за договорняки". Преступления совершаются, но остаются преступлениями, а не нормой, в которой живешь.

Федерация может создать хоть десять советов по борьбе с договорняками. Полиция – годами делать вид, будто что-то расследует. Журналисты – сколько угодно рубить правду-матку и кого-то в чем-то обвинять. Так будет длиться до тех пор, пока не придет один-единственный человек и не скажет: "Да, я участвовал в договорной игре". Назовет имена, раскроет явки и пароли. РФС уже внес в официальные документы положение, что давший честные показания непременно будет прощен.

Страшно? Да. Рискованно? А как же. Однако я никогда не поверю, что в нашей стране и, в частности, в российском футболе не существует отважных людей. Да, есть много сомневающихся, много боязливых и дующих на воду. Но порой наступает момент, когда надо гнать прочь сомнения и страхи – и совершить Поступок.

России требуется герой. Нам нужен собственный Фарина.

Отважные люди, думайте. Решайтесь. Звоните. Мы все встанем за вас горой. В России есть договорные матчи. Найдите в себе смелость об этом рассказать.

* * *

Игорь Зеленицын в блоге на сайте телеканала "Евроспорт" пишет о том, что венгерский футболист Балаж Джуджак вот-вот покинет Анжи", и этот трансфер является синонимом каких-то новых процессов, происходящих в махачкалинском клубе – процессов, явно отличающихся от того, что происходило в "Анжи" раньше. Сулейман Керимов и его команда создали самый интересный футбольный прожект 2011 года – ему свистели, улюлюкали и совали бананы, но "Анжи" стал самой популярной в России "второй командой" – то есть командой, за которой люди следили помимо своей любимой. В этом болельщицком мониторинге не всегда было позитивное начало, но, во-первых, в нем был заложен интерес, а во-вторых, мониторинг этот уже существовал, что в принципе хорошо.

Людям интересно смотреть, как другие люди тратят свои деньги; те люди, которые не имеют возможности купить себе в дворовую команду Роберто Карлоса, примеряют бюджеты "Анжи" на себя и думают, как бы они тратили эти суммы. Правильно ли сделали, что вернули Юру Жиркова, правильно ли сделал Жирков, что вернулся. Правильно ли положили такие деньги Самюэлю Это’О. Правильно ли решили перевести Роберто Карлоса в тренерский штаб. За всеми этими вещами сам футбол, понятно, отошел на второй план, но так или иначе людское внимание зацепляло и его, отмечая, что – да, команду-то один лишь Это’О и тянет в атаке.

Приглашенные в Махачкалу звезды работали как отличный способ поднять популярность клуба. Эта популярность была слегка попсового толка, но – она ведь в принципе была, и вдобавок, откровенно плохих вещей с "Анжи" случалось меньше, чем в прошлые годы. "Анжи" превращался во что-то глобальное – покупки игроков крепкого европейского уровня, а потом и вовсе суперзвезды, тщательно отслеженный пиар и целая система развития клуба: на словах все получалось очень красиво, даже неожиданно красиво – неожиданно не только для республики Дагестан, в которой "Анжи" выглядел цветком, пробившимся сквозь асфальт, а и для всего российского футбола.

Главного тренера в клуб искали и вовсе, кажется, всем миром. Фабио Капелло приехал в Москву? Ну все, точно в "Анжи". Гус Хиддинк расстается со сборной Турции? В "Анжи" поедет, ясное дело, куда же еще. А вот еще Карло Анчелотти есть, тоже давненько что-то сидит без дела. Фигуры подобного масштаба в России прикладывали лишь к "Зениту", что подтверждает схожесть почерков формирования этих клубов: яркие игроки, яркие тренеры, яркая внефутбольная жизнь.

Но "Анжи" возглавил Юрий Красножан – добротный российский тренер, а не звезда европейского уровня. Следующий шаг – "Анжи" продает Балажа Джуджака в "Динамо": что это? Как это понимать? Первые полгода у венгра в "Анжи" не сложились, но он все-таки много пропустил из-за травмы, а потом, его, по словам махачкалинцев, долгое время вели – а значит, были в нем уверены. Однако одного из самых именитых в клубе игроков, имеющего определенный статус в Европе, решили продавать. Финансовая выгода для "Анжи" вряд ли играет сколько-нибудь серьезный вес, стало быть – причина другая: либо футбольная, либо бытовая.

Вероятно, Джуджак в видении Красножана совпадает по позиции с Жирковым, а держать на подхвате такого квалифицированного легионера или менять ему позицию, дабы вписать в состав – значит, нерационально его использовать. Куда вернее приобрести на то амплуа, которое может занять переброшенный Джуджак, кого-то, этому амплуа подходящего точнее и в этом амплуа играющего лучше и дольше. Но здесь неожиданно возникает парадокс – по последним слухам (а слухи о трансферах "Анжи" в 2011 году были особым удовольствием), клуб планирует основательно поработать с красножановской второй сборной России.

Вторая сборная России – это Андрей Буйволов и Иван Таранов, Семен Фомин и Олег Самсонов, Александр Павленко и Евгений Шипицин: хорошие игроки, но, опять же, не звезды – и не звезды они даже в России. Если "Анжи" купит вместо Джуджака столь же громкого футболиста, который команду действительно усилит – это одно, а если под видом усиления будет подан кто-то из второй сборной России – это другое: с этими ребятами вряд ли можно говорить о победе в чемпионате страны.

И за этими ребятами, в общем, не так интересно наблюдать. Яркие игроки привлекают внимание – а простые, добротные ребята мало кому интересны; яркость привлекает больше чем серость, мотыльки летят на свет, а не в темные углы. Может быть, в "Анжи" решили сделать второй "Краснодар" – скромную, тихую команду без звезд, но играющую в строгий футбол и обладающую благожелательным реноме? Эдакий вариант "Краснодара", но с Роберто Карлосом и Это’О? Даже если так, второй "Краснодар" даже с Роберто Карлосом и Это’О не так интересен, как первый, просто потому, что он второй, не говоря уже о том, что благожелательность не является синонимом популярности – и ведро поп-корна, с которым в прошлом году так увлекательно было следить за пертурбациями в "Анжи", придется убирать до лучших времен. Которые еще не факт, что наступят.
XS
SM
MD
LG