Ссылки для упрощенного доступа

Следственный комитет услышал правозащитников?


Акция памяти Натальи Эстемировой в годовщину ее убийства
Акция памяти Натальи Эстемировой в годовщину ее убийства
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин 21 июля поручил проверить все версии убийства правозащитницы Натальи Эстемировой – в том числе и те, на которых настаивают ее коллеги из центра "Мемориал". Заявление прозвучало через две недели после того, как президент Дмитрий Медведев получил из рук правозащитников доклад с критикой расследования убийства Эстемировой.

Версия убийства Натальи Эстемировой, на которой настаивают правозащитники, рассматривалась следствием на раннем этапе. Однако СК не стал на ней останавливаться и сосредоточил внимание на другом. Эстемирова, полагали следователи, была убита боевиком Алхазуром Башаевым в отместку за публикацию информации о том, что он вербовал членов незаконных вооруженных формирований. Правозащитники с этим сценарием не соглашались. Они разыскали брата Алхазура Башаева и провели генетическую экспертизу, сопоставив его ДНК с веществом, извлеченным из-под ногтей Эстемировой, и потожировыми пятнами на ее одежде. По итогам экспертизы никакой связи между Башаевым и убийцами Эстемировой правозащитники не обнаружили.

Они настаивали на другой версии. По мнению правозащитного центра "Мемориал", Наталья Эстемирова могла быть убита сотрудниками милиции. Мотивом преступления правозащитники называют месть за публикацию Эстемировой сообщения о причастности сотрудников местного РОВД к публичной казни в селении Акинчу-Борзой в Курчалойском районе. Именно на этой версии следствие решило не останавливаться в самом начале расследования. Правозащитники уверены: если бы СК пошел по этому следу, ему неизбежно пришлось бы произнести имя главы Чечни Рамзана Кадырова.

Решение Александра Бастрыкина рассмотреть все версии убийства корреспонденту Радио Свобода прокомментировала председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. 5 июля она лично представила президенту России Дмитрию Медведеву доклад, в котором правозащитники подвергли резкой критике работу следствия.

– Контактировали ли вы со следователями раньше по делу об убийстве Натальи Эстемировой?

– Безусловно. Мы все были допрошены в качестве свидетелей по делу об убийстве Наташи. По моему впечатлению, следователи, которые с нами разговаривали, высококвалифицированные профессионалы. Мы обсуждали с ними версии, которые надо проверять. Одной из них была причастность сотрудников Курчалойского РОВД к убийству Наташи, а также связь между ее убийством и публичной казнью, которая была проведена в селении Акинчу-Борзой за неделю до гибели Наташи.

– Какие действия Следственного комитета смогли бы убедить вас в серьезности намерения проверить версии правозащитников?

– Нужно пригласить сотрудников Курчалойского РОВД на генетическую экспертизу и сравнить ее результаты с тем генетическим материалом, который есть у следствия. Если среди них есть убийца, то он однозначно будет определен. Как же можно было этого не сделать раньше?!

– Означает ли заявление Следственного комитета, что на допросы будут вызывать Рамзана Кадырова?

– Сначала нужно проверить причастность Курчалойского РОВД, а уже потом разговаривать о том, какие действия предпринимал Рамзан Кадыров после публикации информации о публичной казни. Мы знаем, что он вызывал уполномоченного по правам человека Нурди Нухажиева и ругал его за то, что подведомственные ему правозащитники позволили себе такую публикацию. А вызывал ли он тех, кто совершил эту публичную казнь, и говорил ли он им, что он не хочет повторения таких фактов, – это большой вопрос.
XS
SM
MD
LG