Ссылки для упрощенного доступа

Спецпроект РС: как я перестала быть офисным планктоном. Часть 2


Евгения Чирикова
Евгения Чирикова
Радио Свобода продолжает спецпроект "Кто против революции в России". Достижения перестройки потеряны? Для кого как. Спецпроект РС посвящен новым лидерам гражданского общества. Кто они и какие они? Читайте, слушайте и смотрите. С 5 июля и в течение недели - новые репортажи и видео каждый день на сайте РС. С 6 июля - сюжеты в программах "Время Свободы".

Часть 1: Привет от перестройки


Часть 3: Кто любит Троицу?

Часть 4: Точечная перестройка


Часть 5: Здесь не прошел ОМОН

Часть 6: Наезд справа

Часть 7: Калининградская аномалия


Предприниматель и инженер Евгения Чирикова
в середине 2000-х создала движение в защиту Химкинского леса. Федеральные власти приняли решение проложить через лес платную скоростную автодорогу Москва –Санкт-Петербург, а для этого вырубить несколько квадратных километров лесного массива. Евгения Чирикова провела десятки акций протеста и направила не одну жалобу в суды разных инстанций. В итоге дорога через лес не строится, а потенциальный европейский инвестор не торопится вкладывать в проект деньги и ждет результатов экологической экспертизы.

Свой дом Евгения Чирикова в шутку называет штабом – здесь на планерки собираются защитники Химкинского леса. Уютная квартира в хрущевке подмосковного города Химки. Большой аквариум, фотографии из заграничных поездок. Игрушки школьницы Лизы и ее младшей сестры Саши – дочерей Чириковых. Книги: на видных местах и в большом количестве – Александр Солженицын и Варлам Шаламов.

– Солженицын, совершенно истощенный и бесправный, пусть и не победил систему, но дал ей такого пенделя, что мало не показалось. Вот такой герой мне очень интересен, – объясняет Евгения Чирикова. – Всякий, кто спрашивает, где же наше гражданское общество, должен открыть "Архипелаг ГУЛАГ" и поискать там. Если миллионы активных граждан вырезать, естественно, у нас долго гражданского общества не будет. Но сейчас оно восстанавливается в самых неожиданных местах – в Химках, например. И таких, как я – тех, которые раньше были аполитичными, – становится все больше.

Евгения Чирикова признается, что суть советского прошлого – того, в котором ГУЛАГ, репрессии и расстрелы, – осознала именно во время борьбы за Химкинский лес. Тогда же поняла ценность перестройки, которая, как выяснилось, и подарила возможность за Химкинский лес бороться.

– Перестройка меня застала в школе, когда я совершенно не понимала, какое прошлое было у нашей страны, сколько народу здесь погибло, – вспоминает Чирикова. – Как я воспринимала перестройку? Как перемену к худшему: вот резко кончились в магазинах продукты, и мне приходилось покупать сахар и сосиски школьной учительнице. Потом наступили девяностые. Это время для меня – годы интенсивной учебы: два высших образования – некогда было думать о том, что происходит с моей страной. Уже сейчас я задумываюсь, почему в моем МАИ (Московский авиационный институт) было так мало молодых профессоров… Двухтысячные – время моей работы в "белых офисах": я - тот самый офисный планктон, дослужилась до заместителя финансового директора крупного российского холдинга. Мое поколение – я родилась в 1976 году – выросло с убеждением, что главное – это выживание, личное благополучие, а политика – для кого-то другого. Неважно, что будет со страной, главное – чтобы мы выплыли. И вот мы проспали все. Когда я начала бороться за Химкинский лес, я поняла, насколько была неправа все эти годы и как прав был Черчилль, который говорил: если ты не занимаешься политикой, политика займется тобой.



Как говорит Евгения Чирикова, "политика вторглась" в ее жизнь в начале двухтысячных, во время прогулки по Химкинскому лесу: многие дубы были помечены красной краской. То есть их ждала вырубка. Ради прогулок по лесу с дочками Евгения Чирикова с мужем когда-то и переехала в Химки из Москвы. А теперь по распоряжению губернатора Московской области Бориса Громова на месте леса должен был ("был", а не "должен" – благодаря Чириковой) пройти участок дороги Москва – Санкт-Петербург.

– Тогда я еще плохо разбиралась в российском законодательстве, но понимала: здоровый лес с дубовыми деревьями трогать нельзя, тем более если он последний кусочек зелени рядом с безумной точечной застройкой, дорогами, заводами, свалкой. Решение чиновников строить дорогу через лес меня отрезвило: я поняла, что властью надо заниматься. Если сопротивление граждан произволу продуманно, организованно и люди не только пишут письма в прокуратуру "ах, нас обидели", то можно чего-то добиться, – говорит Чирикова и потом, уже после того, как я выключаю диктофон, добавляет: "А еще я - магистр делового администрирования".

Если бы Евгения Чирикова не была профессиональным менеджером, вероятно, она бы все равно стала лидером общественного движения. Может быть, дело в формуле ее борьбы – "Делать власть лучше, а не бороться с ней". А еще у нее есть жизнеутверждающий девиз: "У приличного народа и власть приличная". Эти два тезиса и составляют программу Чириковой: убеждать соседей (по дому, Химкам, стране) в том, что есть масса законных возможностей влиять на власть.

Так, активисты в защиту Химкинского леса уже испробовали: сбор подписей, рок-концерт, палаточный лагерь, велопробег, круглый стол, миниспектакль, митинг, пикет. И уже - участие в выборах. Евгения Чирикова в начале 2009 года зарегистрировалась кандидатом на пост мэра Химок. Ее предвыборная кампания длилась одну неделю, в любительском предвыборном штабе (квартире Чириковой) собирались, как она рассказывает, "тридцать-сорок человек, которые ничего не умели", а местный избирком не хотел ее регистрировать. В конце концов Евгению Чирикову зарегистрировали, и на выборах она набрала 16% голосов, а подписанный мэром Химок Владимиром Стрельченко документ, который разрешал строительство трассы через лес, был отменен.

Правда, остались другие разрешительные документы, подписанные губернатором Московской области Борисом Громовым. А в конце 2009 года распоряжение о переводе земель Химкинского леса из лесного фонда в так называемые "земли транспортного назначения" подписал премьер-министр России Владимир Путин. Такие нормативные акты, как выражается Чирикова, только "подхлестывают", тем более что в своей правоте активисты уверены: перевод леса в категорию транспортных земель возможен только в том случае, если нет альтернативных способов строительства. Они, по данным активистов, есть.

– То, что мы имеем такую власть, конечно, наше горе, но это не повод опускать руки и жаловаться на жизнь, – считает Евгения Чирикова. – Мы можем очень многое. Кто считает, что плохо живет, пусть опять же откроет "Архипелаг ГУЛАГ" или "Колымские рассказы" Шаламова. Да, с гражданскими активистами в России борются и грязными способами – вспомним Михаила Бекетова (главный редактор газеты "Химкинская правда", активный защитник Химкинского леса, в ноябре 2008 года был жестоко избит; его состояние по-прежнему тяжелое, а злоумышленники не до сих пор не найдены. – РС). Но ответ на такие действия аналогичными действиями ни к чему хорошему не приведет. Терроризм дореволюционный вылился в кровавый террор сталинских времен. Это связанные процессы: все дети террористов сидели затем в сталинских лагерях. Я понимаю, что эволюционное движение – долгое. Но только оно может привести к правильным последствиям. Один митинг не поможет, а двести – да.

Доказать свою точку зрения в Верховном суде Евгении Чириковой и ее соратникам не удалось. Теперь они надеются на Европейский суд по правам человека.

Евгения Чирикова останавливаться не собирается, считает, что притязания чиновников на Химкинский лес – только начало.

– Чиновники отрабатывают в Химках схему. Вскоре нас ждет страшный проект – центральная кольцевая автодорога. Тронут Химкинский лес, а потом – лесозащитный пояс Москвы. А потом ради вырубки лесозащитного пояса любого города, ради сиюминутной прибыли будут менять законодательство.

У Евгении Чириковой есть и другой сценарий – идиллический. В нем мир – зеленый, а управляют им ученые люди.

– Когда я с палочкой, трясущаяся, подойду к своему окошку в 95 лет, наверное, я увижу такой мир. Может быть, я не доживу, но это не значит, что надо остановиться, – сказала Евгения Чирикова.

В этом новом зеленом мире буде много всего, но "планктона" там точно не будет.

Видео: Никита Татарский
XS
SM
MD
LG