Ссылки для упрощенного доступа

Олимпийская ревизия


Олимпийский чемпион Ванкувера россиянин Никита Крюков
Олимпийский чемпион Ванкувера россиянин Никита Крюков
Позади уже более половины олимпийской программы Ванкувера. Российские спортивные издания подводят пока неутешительные итоги спрогнозировать перемены, – радикальные или не очень, которые могут произойти в российском спорте между Ванкувером-2010 и Сочи-2014.

Сайт "NEWSru.com" со ссылкой агентство "Весь спорт" сообщает о решении президента России Дмитрия Медведева провести 26 марта заседание Совета по развитию физкультуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в Сочи, летней Универсиады 2013 года в Казани. Заседание будет посвящено двум вопросам - итогам выступления сборной России на Играх-2010 в Ванкувере и подготовке к Играм-2014 в Сочи.

По данным, на заседании президентского Совета Дмитрий Медведев выступит с предложениями по модернизации системы и структуры спорта в России, которые будут иметь глобальные последствия.

25 февраля Медведев намерен прилететь в Ванкувер, на последние дни Олимпийских игр. Президент следит за успехами российской сборной на Играх-2010, которые пока демонстрируют весьма скромные результаты.

Он одним из первых поздравил Евгения Устюгова, который накануне принес нашей стране вторую золотую медаль. Через пять минут после завершения мужской гонки преследования на олимпийском турнире по биатлону в Ванкувере Медведев позвонил своему управляющему делами, первому вице-президенту Олимпийского комитета России Владимиру Кожину - с просьбой передать поздравления победителю.

"Он сказал, что смотрел гонку в прямом эфире, очень переживал за наших ребят и очень рад, как все закончилось, - рассказал Владимир Кожин. - Просил поздравить всех ребят и, конечно, Женю Устюгова. Сказал, очень рад, что Россия начинает потихоньку выходить туда, где она и должна быть. Президент с нами. Я думаю, это важно знать всем нашим спортсменам и тренерам, которые находятся сейчас в Ванкувере".

Сайт напоминает, что в прошлом году президент своим указом поменял руководство около двух десятков спортивных федераций, убрав с ключевых постов представителей государственного аппарата в пользу профессионалов от спорта.

* * *

Задача-максимум российской олимпийской сборной сильно упростилась – избежать полного провала. Таким же становится и девиз сочинской Олимпиады-2014. – сказано в редакционной статье на сайте "Газета.Ру".

После первой недели в Ванкувере удручавшие некогда результаты Солт-Лейк-Сити и Турина (6 – 8 золотых медалей и четвертое место в общекомандном зачете) выглядят уже едва ли не мечтой, а заявления спортивных чиновников о «реальной борьбе за место в первой тройке» (Леонид Тягачев) и «30–40 медалях» (Виталий Мутко) – фальшивой похвальбой.

Выступления наших спортсменов в Ванкувере неизбежно смотрятся репетицией сочинской Олимпиады, и их пропагандистское сопровождение сделалось частью трескучего пиара Сочи-2014, идущего по восходящей уже третий год.

Как и в других сферах, страсть нашей государственной машины подменять работу крикливыми самовосхвалениями сыграла с ней же дурную шутку. Теперь опять придется сочинять объективные причины для разочарованных болельщиков.

А их ожидания, подогретые казенной шумихой, оказались явно завышенными. Больше трех четвертей наших сограждан, опрошенных накануне фондом «Общественное мнение», полагали, что выступление российской олимпийской команды «будет в целом успешным». И ровно половина надеялась, что туринский результат (8 золотых медалей) будет на этот раз превзойден (при 5%, опасавшихся, что он не будет достигнут).
Как и в других сферах, страсть нашей государственной машины подменять работу крикливыми самовосхвалениями сыграла с ней же дурную шутку

В оправдание спорт-бюрократов можно сказать одно: возможно, они действительно вообразили, что владеют формулой успеха. Ведь на подготовку сборной были выписаны десятки миллионов долларов, спортсменов исправно выводили на молебны, а потенциальным получателям медалей были обещаны призы, которые и не снятся их соперникам из других стран. Смесь поддельной набожности и искренней веры в то, что все продается и покупается, терпит провал. И провал заслуженный.

Разумеется, уже вытащен наружу весь стандартный комплект оправданий: «проклятые 90-е», развал советских тренерских школ, упадок спортивных традиций и т. д. и т. п. Все это в сотый раз повторяется безо всякого стеснения, хотя позади уже десять лет массированной государственной поддержки спорта.

При нормальной организации дела такого срока и таких денег с лихвой хватило бы, чтобы поднять наш большой спорт с нуля, даже если допустить, что он и в самом деле пал так низко.

И было бы весьма поучительно провести аудит расходования этих средств. А заодно протестировать квалификацию и чувство ответственности чиновно-спортивных боссов. И уж конечно всех, а не одного только Леонида Тягачева, чья профнепригодность и без того очевидна всей стране, кроме премьер-министра.

Ну а пока ванкуверская олимпийская история плавно переходит в сочинскую олимпийскую историю – примерно такую же по сути, но гораздо большую по масштабам.

Обычные олимпийские радости – праздник страны-устроительницы, привлечение к спорту детей и молодежи, а попутно и коммерческая выгода – все это не для нас.

Сочинская Олимпиада – это наказание для жителей Сочи. Это административный экстаз со всеми его признаками – специально назначенным «олимпийским» вице-премьером, специально учрежденной «олимпийской» госкорпорацией и перманентным личным кураторством первых лиц государства. Это возведение массы помпезных, но некачественно сделанных и недолговечных построек. Это сокрушительный удар по заповедным местам и уникальным природным комплексам.

И уж конечно это невероятные расходы, в несколько раз большие, чем на любую из зарубежных зимних Олимпиад, – по меньшей мере $12 млрд, выделяемые госказной и спонсорами. Главные из которых – Сбербанк, РЖД, «Роснефть» – это принадлежащие государству предприятия, чьи олимпийские взносы будут просто изъяты из карманов граждан. Из флагманов государственного бизнеса только «Газпром» продолжает бороться за право не вносить в олимпийскую кассу предписанные ему $2 млрд. Что и понятно: на нем и без того висит строительство петербургской башни, да и профильные работы по добыче газа складываются не лучшим образом.

Подлинным, ничем не замутненным праздником сочинская Олимпиада станет (а точнее, уже стала) только для тех, кто разруливает и распиливает денежные потоки. Зная, что олимпийские расходы Солт-Лейк-Сити, Турина и Ванкувера колебались между $1,3 млрд и $3,5 млрд, легко догадаться, сколько денег уйдет «налево» в Сочи.

И в этой скандальной атмосфере российская олимпийская сборная-2014 будет защищать престиж страны. Престиж, о котором с таким пафосом говорят рядовым людям и которым с такой легкостью жертвуют ради индивидуальной и групповой наживы.

* * *

Вадим Дубнов на сайте "Грани Ру" открыл для себя идеальную формулу российского болельщика.

"Я ничего не имею против нашего саночника Демченко. И никаких претензий у меня нет к очаровательной японке Юко Кавагути и ее так не вовремя упавшему партнеру. И я даже очень рад за лыжников Никиту Крюкова и особенно за Александра Панжинского - за готовность безоглядно бежать по дистанции первым, не думая о несокрушимых викингах за спиной.

Просто я уже на второй день Олимпиады поймал себя - болельщика, между прочим, с немалым стажем - на том, что их поражения меня нисколько не огорчают. Нет ни злобы, ни досады, ни ощущения свершившейся на моих глазах трагедии. А если нет досады от поражения, нет и настоящей радости от победы. Я сижу и радуюсь за незнакомую мне словенку Майдич, которая финиширует третьей с четырьмя сломанными ребрами. За белоруса Новикова, который взял да догнал самого Бьорндалена.

При том что должен болеть за своих. Так мне объясняют из телевизора, так мне говорит министр Мутко с присущей ему разящей прямотой: надо относиться к нашим олимпийцам как к частичке своей страны, а не как к горстке неудачников. Для человека, который вот-вот положит партбилет на стол, министр удивительно проницателен. Он, может быть, даже не подозревает, какую сермяжную суть ухватил.
Мутко недооценен, никакой Черномырдин бы так не сказал: "Сборная страны – это достояние государства". И, стало быть, оно и должно назначать тренеров


Против обладателя нашей первой бронзы Ивана Скобрева я тоже ничего не имею. Хотя ничуть не меньше симпатий вызывал мальчишка из Южной Кореи, которого комментаторы почему-то все время называли выскочкой. Если бы не он, наш Скобрев стал бы вторым. Тут бы еще заметить, что если бы не голландец, ставший первым, Скобрев и вовсе стал бы чемпионом, но об этом комментаторы не говорили – может быть, потому что голландец по разряду выскочек как-то уж совсем не проходил. Еще было очень отрадно, что обыграл Скобрев своего однокашника, который почему-то оказался итальянцем! Медаль эта, так долго остававшаяся единственной, была добыта безо всякого участия сотни наших спортивных функционеров, оккупировавших Ванкувер, но на этом внимание решили не заострять.

Переключаю на другой канал. Узнаю: немцы-то, оказывается, как коварны – не пускают наших саночников потренироваться на своих трассах, в связи с чем им приходится мучиться в Сигулде. Которая, напомню, уже тоже много лет как Евросоюз.

Ладно, с этими, которые протирают штаны за штанами в федерациях, все ясно. Но при чем тут ребята, которые бьются, мечтают, рискуют жизнью в убийственных желобах и волочатся в мерзкую дождливую метель по буеракам на лыжах, да еще и с винтовкой? Они-то не виноваты?

Не виноваты, это правда. Отнюдь не все они, как наша провалившаяся надежда Евгений Плющенко, агитировали своего болельщика за "Справедливую Россию". И, может быть, не все из них повторят, выйдя на покой, путь Антона Сихарулидзе в "Единую". Не все мечтают, вернувшись из НХЛ, стать смотрящим за спорт по великой стране в целом. Их провожали на Олимпиаду как на войну, через храм и памятники павшим, и все – организованными колонами. Конечно, свободные люди свободной страны так на Олимпиаду не ездят, но и это к лыжне и к моему болению вроде бы прямого отношения иметь не должно. Но почему-то имеет.

И я, кажется, знаю, почему за словенку Майдич я радуюсь ничуть не меньше, чем за своего Скобрева. Потому что формула моего боления на этой Олимпиаде, наконец, после многолетних мучений обрела стройность и законченность. Победы – спортсменам. Провалы – Тягачеву, Мутко и далее по длинному-предлинному списку. Я теперь не болею, я играю сам с собой в беспроигрышную лотерею. Выиграли – отлично! Проиграли – поделом!

У любого поражения может быть тысяча причин. Никакого отношения не имеющих ни к Мутко, ни даже к модернизации. Может быть, смена поколений, может быть, не то съели вечером – пусть разбираются эксперты, и я, кстати, их с удовольствием послушаю. Но главным экспертом остается Виталий Мутко с его подлинным маршем энтузиастов накануне Олимпиады. Как он, напутствуя руководителей спортивных федераций, объяснял им, что речь идет не о каких-то глупостях, а о престиже страны. И как закончил: если вы нанесете урон стране, мы нанесем урон вам!

Он все время мне говорит о стране. И я бы со всей душой, только ведь меня–то агитируют за государство, за партбилет самого Мутко, который как-то все расставил по своим местам, заявив: "РФС – это я". И это правда, он ведь для того государем на это дело и поставлен, чтобы государеву вертикаль пролонгировать туда, где, как предупредил, провожая олимпийцев, разбирающийся в этих делах патриарх, даже бог не фокусник.

В общем, не о лыжниках речь, не о саночниках, а о государевых людях, в связи с чем особенно обидно за Юко Кавагути – ее-то за что?

Олимпиада проходит для нас уже окончательно как Пикалево и спасение АвтоВАЗа. Мутко недооценен, никакой Черномырдин бы так не сказал: "Сборная страны – это достояние государства". И, стало быть, оно и должно назначать тренеров. И в самом деле, назначает же оно директоров стратегических предприятий. Не говоря уж о губернаторах.

А капитанов? Или, скажем, разыгрывающих? Если уж государство, как сказано, тратит такие большие деньги на развитие спорта. Добавим: такие большие, что масштабы достигнутых разрушений отпугивают любого, кто задумал бы вложиться в это развитие сам, без напоминаний о социальной ответственности бизнеса.

А почему мнение болельщика кому-то должно быть интересней, чем мнение избирателя? Вы нам сказали: государство все решит. Вот и славно, тогда и команда эта не наша, а ваша, государственная. Надо только научиться выделять в ней отдельные человеческие лица. И тогда больше не будет у нас, у настоящих болельщиков, на этой Олимпиаде никаких провалов. Выиграл Крюков – прекрасно! Проиграл Демченко – как там себя чувствует Тягачев? Патриарх ему, говорят, позвонил? Ну, слава богу, стало быть, еще посоревнуемся. Поболеем. Против государства и, насколько получится, за Устюгова. Это очень трудно, но это последнее, что нам остается на марше несогласного болельщика.

* * *

Газета "Коммераснтъ" проводит "Ревизию" – так называется обзор первой пловины Олимпиады в Ванкувере.

Перед всеми предыдущими Олимпиадами российской команде выставлялся некий медальный план. В Ванкувер команда отправилась без такого. Хотя и министр спорта России Виталий Мутко, и президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев не смогли удержаться и назвали все-таки цифры. Правда, оба высокопоставленных деятеля спортивного движения составляли свои фразы так, что довольно трудно было понять, что имелось в виду. Так, господин Мутко отметил, что Россия может рассчитывать на 12 медалей, не пояснив, какого, собственно, достоинства. Леонид Тягачев в конце прошлого года говорил уже о 50, а потом о 40 наградах в общей сложности. Потом, правда, выяснилось, что в это число были включены все 23 хоккеиста сборной, которые действительно пока еще на медали претендуют. "Наши спортсмены отдадут все, чтобы не разочаровать, а наоборот. Я уверен, что это будет и в лыжных гонках, и в биатлоне, и даже в сноуборде",— заключил господин Тягачев.
Даже премиальные, установленные для российских спортсменов, сумевших выиграть в Ванкувере золотую медаль, вводят в завистливый ступор представителей других стран


Реальность оказывается несколько менее радужной, чем планы. Когда стало понятно, что успешной для сборной России Олимпиада станет вряд ли, в Москве начался упреждающий поиск виноватых. Спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что после Олимпиады депутаты ждут на отчет господ Тягачева и Мутко, и дал понять: российские власти уже установили для себя планку, недостижение которой будет считаться олимпийским провалом. Сборной, чтобы Леониду Тягачеву и Виталию Мутко не было неуютно в стенах парламента, надо занять место не ниже четвертого. То есть, если отталкиваться от текущего положения дел, нужно как-то завоевать минимум еще четыре золота при условии, что ни корейцы, идущие сейчас четвертыми, ни канадцы, подпирающие их, вообще больше ничего не получат. Вероятность такого развития событий даже оценивать не хочется. Но можно привести слова главы оргкомитета сочинской Олимпиады Дмитрия Чернышенко. "Слава богу, что за результаты спортсменов отвечаю не я!" — сказал он. Но тут же предположил, что провалы в Ванкувере, возможно, являются особым российским путем подготовки к Сочи.

Разбора полетов в любом случае не избежать. Даже если наши хоккеисты возьмут и выиграют Олимпиаду. Это будет, безусловно, событие, но выправить впечатление от ванкуверской кампании России даже оно не сможет. Однако вероятность того, что по итогам поисков виновных в провале будут приняты какие-то кардинальные кадровые решение, не очень высока. Куда вероятнее другое развитие событий. Коней на переправе менять не станут (все-таки грядут Игры в Сочи, которые мы вроде бы обязаны выиграть), и, скорее всего, будет решено еще сильнее нарастить финансирование спорта.

А в России оно сейчас и без того на очень неплохом уровне. Скажем, непосредственно на подготовку к Играм, если верить Леониду Тягачеву, был потрачен 1 млрд рублей. Выходит более 5,7 млн рублей на каждого из 175 российских спортсменов, отправившихся в Канаду. Или еще: бюджет Министерства спорта в прошлом году составлял 20 млрд рублей, и как говорил Виталий Мутко, с премьер-министром РФ Владимиром Путиным у него была договоренность о его увеличении в случае надобности. А ведь есть отдельные дисциплины, в которых и без государства с финансированием вопросов не возникает. Ну вот Союз биатлонистов России возглавляет один из богатейших людей мира — Михаил Прохоров, который и сам говорил, что деньги не самая большая проблема во вверенной ему организации.

Даже премиальные, установленные для российских спортсменов, сумевших выиграть в Ванкувере золотую медаль, вводят в завистливый ступор представителей других стран. Чемпионам Игр обещано по €100 тыс., плюс традиционный автомобиль премиум-класса, плюс премии от спонсоров личных и обществ, которые спортсмены представляют. Леонид Тягачев даже подсчитал, что если вдруг в нашей команде найдется двукратный чемпион Игр, он сможет заработать до $1 млн.

Можно, конечно, предположить, что вливания государства и близких ему компаний в спортивную сферу как-то не так используются и не всегда доходят до тех, до кого должны, и вся проблема в этом. Но, вероятно, дело, как ни странно, не только в деньгах. Проблема в том, что к Ванкуверу окончательно иссяк запас прочности, заложенный советской системой подготовки. От нее у нас не осталось ничего (теперь носителями советских наработок можно считать скорее уже китайцев). А перехода к западной модели организации спорта высших достижений не случилось. Вот и получили мы поколение талантливых в принципе спортсменов, которым, может так статься, придется и в Сочи довольствоваться местами за пределами призовой тройки.
XS
SM
MD
LG