Александр Генис: Абсурдная асимметрическая война 21-м веке оказалась совсем не такой, какой была тотальная война 20-го столетия. Однако, как бы ни изменились условия, победу по-прежнему приносит характер. Об этом рассказывает очень своевременная книга Дага Стэнтона с длинным и увлекательным названием: “Кавалеристы. Необычайная история группы американских солдат, доскакавших верхом до победы в Афганистане”.
У микрофона – ведущая “Книжного обозрения” “Американского часа” Марина Ефимова.
Doug Stanton. “Horse Soldiers. The Extraordinary Story of a Band of U.S. Soldiers Who Rode to Victory in Afganistan”.
Даг Стэнтон. “Кавалеристы. Необычайная история группы американских солдат, доскакавших верхом до победы в Афганистане”
Марина Ефимова: Эта книга, я думаю, написана для тех американцев, кого нужно подбодрить, кому нужно напомнить, что в последних войнах, которые трудно назвать победоносными, были моменты и победы, и воинской доблести. Описанное в книге произошло в ноябре 2001 года, через 2 месяца после взрыва нью-йоркских башен Всемирного Торгового Центра. Герои истории – подразделение солдат из войск особого назначения, из Пятой группы, базирующейся в глухом штате Кентукки. Их специализация – партизанская война на вражеской территории и установление дипломатических отношений с местным гражданским населением.
Задание провести операцию в Афганистане кентуккская группа получила через три недели после 11-го сентября. Собирались в таком темпе, за которым не поспевало армейское снабжение, поэтому палатки и фланелевые куртки заказали по интернету со срочной доставкой, и скупили все “джи-пи-эс навигаторы”, какие сумели найти. Что касается разведывательных данных об Алькаиде, о пригревших Алькаиду талибах и об анти-талибской коалиции Северного Альянса, то эти данные были еще так скудны, что нашим командос пришлось знакомиться с общей обстановкой в Афганистане по телепередачам канала “National Geographic”.
Диктор: “Пока солдаты собирали свои рюкзаки, агенты ЦРУ пробрались в Северный Афганистан, встретились с несколькими командирами Северного Альянса и договорились о совместных действиях для подготовки внезапной атаки на главные силы талибов. Операция заключалась в следующем: американские командос пойдут вместе с отрядами Северного Альянса, пробьются как можно ближе к позициям талибов и сообщат точные координаты этих позиций в командный пункт американской авиации. Остальное сделают бомбардировщики с их “умными бомбами” точного наведения. Все было чётко спланировано, но когда командос прибыли на место, они поняли, что никто не предупредил их о лошадях”.
Марина Ефимова: Отряды Северного альянса передвигались верхом и воевали верхом - не лучший способ ведения войны даже в Афганистане: войска талибов успешно использовали против их отрядов зенитки, наведенные на наземную цель.
Диктор: “Единственным из американцев, кто умел ездить верхом, был капитан Митчел Нельсон. Он взобрался на лошадь и прокричал: “Внимание! Вот что вы должны сделать, чтобы заставить это двигаться!”, и он ударил лошадь пятками под ребра. Лошадь прошла несколько шагов. “А вот что надо сделать для поворота!” - он поддернул одну вожжу, и лошадь повернула узкую морду направо. “А вот это – полный стоп!”: Нельсон потянул поводья на себя и распрямился в седле, оглядывая солдат. “Усвоили?!”. На этом обучение кончилось”.
Марина Ефимова: В начале ноября силы Северного альянса пробились к стратегически важному городу Мазар-и-Шариф. “Кто владел Мазаром, - пишет Стэнтон, - тот владел Севером. Кто владел Севером, тот мог захватить Кабул и оттуда атаковать южные районы от Кандахара до границы с Пакистаном. Словом, кто владел Мазаром, тот правил Афганистаном”.
Диктор: “Американцы наступали вместе с отрядами генерала Абдула Рашида Дустума, узбека - отважного и сравнительно либерального лидера. Когда Дустум не воевал, он непрерывно говорил по сателитному телефону: то с другими офицерами, то с американским конгрессменом, то с журналистами. Однажды Нельсон потребовал у Дустума доказательства того, что бункер, который должен был стать мишенью бомбардировки, действительно является военным объектом талибов. Дустум взял воки-токи: “Прием, прием, - закричал он. – Генерал Дустум на проводе!”. Маленький спикер ожил, и Нельсон понял, что на том конце провода - офицеры армии талибов. Проинформировав их о том, что американцы пришли с ними покончить, шутник Дустум добавил: “А где вы находитесь? Дайте-ка ваши координаты”.
Марина Ефимова: Координаты талибских батарей американцы вскоре определили сами – благодаря бесценным навигаторам “Джи-пи-эс”. Последовавшая бомбардировка уничтожила самые крупные орудия, но далеко не все. “Когда талибские зенитки открыли огонь по отряду Дустума, - пишет Стэнтон, - генерал спешился, вытащил из седельного мешка автомат АК-47 и побежал вниз по холму к вражеским позициям. Его люди - за ним. Они опрокинули сопротивление талибов и взяли Мазар-и-Шариф”. Но один просчет генерал Дустум допустил. И это был большой просчет:
Диктор: “600 солдат и офицеров талибов сдались в Мазаре (включая “американского талиба” Джона Уокера Линда). Дустум приказал держать их в старой крепости, служившей арсеналом. Этот приказ очень обеспокоил американцев, потому что никто не обыскал ни арсенал, ни пленных на предмет спрятанного оружия. Когда Нельсон выразил свое беспокойство, один офицер из отряда Дустума сказал: “Они же сдались!”. Американцы не решились вмешаться. Но на следующий день пленные обезоружили часовых, убили американского офицера-разведчика Майка Спэнна и развязали бой, который поставил Америку и Северный Альянс на грань поражения”.
Марина Ефимова: В книге Стэнтона “Кавалеристы” приведено множество интереснейшей информации и даны мастерские описания сцен войны в Афганистане, включая решающие бои, который вели с 50-тысячной армией талибов 15 000 солдат Северного Альянса, 350 американских командос и 100 офицеров ЦРУ. А в эпилоге Стэнтон напоминает читателям о событиях, последовавших непосредственно вслед за первой победой над Талибами:
Диктор: “Тогда в борьбе двух военных теорий (министра обороны Доналда Рамсфелда и генерала Колина Пауэлла) победила доктрина Рамсфелда. Она сводила к минимуму наземные войска в современных войнах и не предусматривала содержание большой армии на территориях, отвоеванных у враждебных и воинственных режимов. Следуя этой теории, правительство Буша-младшего оставило Афганистан в состоянии относительного спокойствия и сосредоточилось на плохо продуманном и неумело организованном вторжении в Ирак. Но спокойствие было кажущимся, гражданская война затихла лишь на короткое время, и сейчас, в 2009 году, талибы снова контролирует большие территории в Афганистане”.
Марина Ефимова: Я думаю, со стороны автора было довольно нелепо включить в название книги слово победа в отношении страны, где правительство контролирует практически два города, страны, которая мало что производит, если не считать 75 % мирового героина. Я также думаю, что история будет долго разбираться в оценке американских военных действий в Афганистане – и с точки зрения их правомочности и с точки зрения их действенности. Но что бы ни решила история, мужество американских “кавалеристов поневоле”, их военное мастерство, их готовность умереть, защищая мир от бессмысленной жестокости терроризма и фанатизма, навсегда останутся примером воинской доблести.