Ссылки для упрощенного доступа

Вышла третья книга журналиста и блогера Веры Васильевой о судах по "делам ЮКОСа"


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие журналистка Вера Васильева.
Андрей Шарый: В издательстве "Human Rights Publishers" вышла новая книга журналиста и блогера Веры Васильевой "Без свидетелей? Записки очевидца заочного процесса". Это третья книга Васильевой о судах по "делам ЮКОСа" - первые две были посвящены процессам по делу бывшего начальника отдела службы безопасности нефтяной компании Алексея Пичугина. Московский городской суд летом минувшего года приговорил бывшего вице-президента компании ЮКОС Леонида Невзлина к высшей мере наказания - пожизненному лишению свободы. Процесс проходил в отсутствие обвиняемого, живущего в Израиле. Суд счел, что Невзлин отдавал приказы Алексею Пичугину об организации убийств - якобы в интересах нефтяной компании.
Я начал беседу с Верой Васильевой с вопроса о том, чем обусловлен выбор темы для ее творчества.

Вера Васильева: Изначально я пошла на процесс Пичугина, чтобы понять, виновен он или нет, потому что я ничего об этом не знала и не имела своего мнения. СМИ об этом деле, к сожалению, не писали, журналисты на процесс не ходили, хотя процесс был открытый. Сходив два или три раза на суд, я пришла к выводу, что Пичугин не виновен. Меня убедило отсутствие доказательств со стороны обвинения. Меня убедила нелогичность и зачастую абсурдность того, что говорят обвинители. Но я уже не смогла бросить это дело, потому что меня возмущало и крайне огорчало то, что никто не знает о такой вопиющей несправедливости, которая происходит в отношении Пичугина. Таким образом, я стала ходить практически на каждое судебное заседание и записывать происходящее. Но мне хотелось охватить не только посетителей "Живого журнала" в Интернете, где я вела свои записки, но и других читателей. Так появилась моя первая книга. Затем был еще один процесс по делу Алексея Пичугина - и вышла вторая книга. Ну, и конечно же, меня особо интересовал Леонид Невзлин и судебный процесс в отношении него, потому что Пичугин осужден как исполнитель преступных заказов Леонида Невзлина. И поэтому я ходила и на процесс Невзлина.

Андрей Шарый: Невзлин был приговорен к пожизненному лишению свободы, это было летом минувшего года, судили его в его отсутствие, поскольку он скрывается от российского правосудия, живет, как известно, в Израиле, получил гражданство этой страны. Вы остановитесь на книге о Невзлине или ждать следующих работ ваших?

Вера Васильева: Мне сложно сейчас ответить на этот вопрос. Конечно, мне бы хотелось верить в то, что вынесенные приговоры в отношении сотрудников ЮКОСа, в том числе Леонида Невзлина, Алексея Пичугина, - это не финал, и что обязательно будет пересмотр приговоров, и что будет объективное судебное разбирательство и оправдательное решение судов.

Андрей Шарый: А вы верите, что в нынешних политических условиях возможен пересмотр этих дел?

Вера Васильева: Думаю, что политические условия могут меняться, и ситуация двоевластия мне кажется, вряд ли продлится долго. Мне кажется, рано еще выносить окончательное мнение о Дмитрии Медведеве. Система басманного правосудия все-таки не будет существовать вечно, и суды станут независимыми.

Андрей Шарый: Ваша книга о Невзлине называет "Без свидетелей?". Почему?

Вера Васильева: На судебный процесс по делу Леонида Невзлина практически не приходили свидетели обвинения. Хотя каждый день вызывалось по 20 человек. И поэтому я хотела в названии своей книги обратить на это внимание. То есть Невзлин был осужден даже без свидетелей. То, что свидетели обвинения не являлись, опять-таки, как мне кажется, показывает, насколько беспочвенные обвинения. Поскольку если бы действительно были потерпевшие от действий Невзлина, действительно ЮКОС совершал преступления, то должны были находиться люди, желающие заявить об этом в суде. Но практически никто этого не делал. Те же, кто все-таки выступал со свидетельскими показаниями, делали это со слов третьих лиц. А некоторые свидетели, в частности, уголовник Геннадий Цигельник, который раньше свидетельствовал против Алексея Пичугина, на процессе Невзлина заявил, что его заставил так делать следователь, и что, на самом деле, ему ничего не известно о преступлениях ЮКОСа.

Андрей Шарый: Ваша книга - по жанру это судебные записки, фактически отстраненные от точки зрения автора этой книги. Поэтому я и задаю следующий свой вопрос. Вы думаете, что и Пичугин, и Невзлин невиновны?

Вера Васильева: Да, я пришла к такому выводу, наблюдая за происходящим в суде.

Андрей Шарый: Почему против них организовали судебный процесс?

Вера Васильева: Мне кажется, что Пичугина пытались склонить к лжесвидетельству, и здесь главный интерес, конечно, вызывал у наших властей Леонид Невзлин, который находится на свободе, который действует в зарубежных судах, пытаясь добиться привлечения к ответственности виновных в деле ЮКОСа, который делает публичные заявления об этом, а также обладает большим капиталом. И я думаю, что вопрос денег - это был тоже один из важных вопросов в деле ЮКОСа.

Андрей Шарый: Как вы думаете, почему такого рода процессы и конкретные процессы над Пичугиным и Невзлиным, и процессы над другими руководителями компании ЮКОС, которые идут сейчас, не вызывают большого общественного интереса в сегодняшней России? У вас есть ответ?

Вера Васильева: Мне кажется, что это следствие общей апатии. Люди очень погружены в свои проблемы, их волнует только то, что касается непосредственно их, а то, что связано с другими людьми, совершенно не привлекает внимание. Мне кажется, что это одна из главных наших бед и одна из немаловажных причин того, что подобные политические и судебные процессы и вообще необъективные суды, нарушение прав граждан стало возможным. Мы не умеем оказывать влияние на власть. Мы привыкли к тому, что от наших действий ничего не зависит.

Андрей Шарый: Вера, насколько я понимаю, никто не мешал вам писать эти книги, вы свободно попадали в зал заседаний, когда эти заседания были открытыми, то есть, с точки зрения работы журналиста, это было возможным. Почему же тогда у других журналистов это не вызывает интереса, как вы думаете?

Вера Васильева: Я думаю, что все-таки свободно писать об этом деле было возможно не везде. Я писала об этом судебном процессе в интернете, в своем "Живом журнале" и на правозащитном портале "Права человека в России". И я не уверена, что публикация в крупных СМИ и уж тем более репортажи на телевидении стали бы возможными.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG