Ссылки для упрощенного доступа

Встретились, поговорили


Приднестровские политики убеждают себя и других в том, что выбор Тирасполя - это выбор Москвы
Приднестровские политики убеждают себя и других в том, что выбор Тирасполя - это выбор Москвы
На этой неделе состоялась давно планируемая трехсторонняя встреча лидеров России, Молдовы и Приднестровья. Итогом переговоров Дмитрия Медведева, Владимира Воронина и Игоря Смирнова стало подписание трехсторонней декларации. В ней Кишинев и Тирасполь благодарят Москву "за усилия, направленные на содействие к поискам всеобъемлющего варианта приднестровского урегулирования" и выражают удовлетворение тем, что "в течение многих лет удается поддерживать мир на Днестре".

Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) обещают продолжить прямые контакты по политическому урегулированию конфликта, повышать взаимное доверие и развивать сотрудничество в социально-экономической и культурной сферах. В декларации упоминается важное значение "постоянного совещания по приднестровскому урегулированию" в формате "5+2" с участием - наряду с Россией, Молдовой и Приднестровьем - Украины, США, ОБСЕ и Евросоюза. Эти стороны в данном случае были исключены из переговоров самим форматом состоявшейся встречи. И некоторые из них - в частности Украина - уже успели выразить свою обеспокоенность «сепаратным характером параллельных переговоров» в Москве.

Наиболее значимым пунктом трехсторонней декларации стало заявление по российским миротворцам. "Миротворческая операция" в Приднестровье может быть трансформирована в "мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ", но лишь "по итогам приднестровского урегулирования". Вчера специальный представитель ОБСЕ пообещал: если предложение о смене статуса миссии поступит официально, то оно будет вынесено на обсуждение 56 послов постоянного совета ОБСЕ в Вене.

Пресса уже охарактеризовала трехстороннюю декларацию как "декларативную и ни к чему не обязывающую". Молдавская оппозиция назвала встречу в Москве, которая прошла на фоне приближающихся парламентских выборов в Молдове, "чисто предвыборным мероприятием" в пользу правящей партии коммунистов.

Взгляд из Тирасполя

"Россия пытается выступить в роли арбитра и показать, что она переводит дискуссию об урегулировании в формат "2+1", - уверен независимый аналитик из Приднестровья Андрей Сафонов. - Задача Кишинева - добиться от тираспольских собеседников, чтобы те признали возможность урегулирования в границах бывшей Молдавской ССР. Задача Тирасполя, естественно, противоположная: от этого всеми силами увернуться. Россия считает, что в ее силах сблизить эти две позиции, а затем предложить какую-то свою формулу. На мой взгляд, компромиссная формула в нынешних условиях будет болтаться где-то в районе федеративной модели. Потому что общее соотношение сил между сторонами примерно равное. Я имею в виду экономический, военный потенциал, наличие внешнеполитической поддержки. Москва рассчитывает, что федеративный вариант - который периодически обсуждался, но так и не был реализован - снова всплывет. И стороны - возможно, отказавшись от каких-то максималистских требований: Приднестровье от полной независимости, а Молдова от унитарного принципа построения государства, - смогут состыковаться где-то посередине".

Взгляд из Кишинева

Независимый молдавский аналитик Игорь Боцан полагает, что у президента Воронина есть интерес показать избирателям: отношения с Россией развиваются нормально, процессу приднестровского урегулирования придана дополнительная динамика. "Еще год назад Воронин говорил, что в умах гарантов и посредников проблема решена, осталось только убедить Смирнова, - говорит политолог. - И этот визит кишиневские власти пытались представить как последний аккорд, когда Москва пошлет достаточно ясный сигнал Смирнову, что пора договариваться с Кишиневом. Но это иллюзии, так как мы знаем с чем приехал в Москву Смирнов - с Договором о дружбе, который он представил Воронину в апреле прошлого года. Он уже четко сказал, что предложения, которые ему сделал Воронин в декабре, неприемлемы".

Тем не менее, отмечает Игорь Боцан, Россия последовательно отстаивает равность субъектов: "Москва очень хорошо представляет, чего она хочет от Кишинева. Если Молдова согласится на условия Кремля, то жизнеспособность объединенной Молдовы будет полностью зависеть от России. Альтернатива для Кишинева одна: признать независимость Приднестровья. Президент Воронин очень старался, он хотел убедить Москву, что у него есть приемлемый выход, но уступать вряд ли Москва будет".

Однако и федерация – далеко не бесспорный вариант решения приднестровской проблемы, считает кишиневский эксперт. "На мой взгляд, существует только одна приемлемая формула: испанский вариант, - говорит Игорь Боцан. - Де-факто существует федерация, но де-юре - широкая автономия. Почему не признать республику Молдова федеративным государством? Чтобы не поддерживать после объединения страны сепаратистские тенденции. Ни Абхазия, ни Косово не являются прецедентом для Молдовы. Название "Приднестровская Молдавская Республика" означает, что там самоопределился молдавский народ. На правом берегу тоже – Республика Молдова, там тоже самоопределился молдавский народ. Не может быть двух молдавских народов. Приднестровье по отношению к республике Молдова – это не Осетия по отношению к Грузии, не косовары по отношению к сербам. Там молдаване, и там молдаване. Само название, которое они придали своему региону говорит о том, что искать решение через самоопределение и независимость – это просто тупиковый путь".

Игорь Смирнов по итогам трехсторонних переговоров в Москве заявил журналистам, что встреча не сблизила позиции ПМР и Молдовы. Владимир Воронин назвал московскую трехстороннюю встречу «откровенной и конструктивной» и сообщил, что намерен еще раз встретиться с Игорем Смирновым уже на следующей неделе.
XS
SM
MD
LG