Владимир Путин после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в Баку сделал заявление о ходе переговоров по иранской ядерной программе. На азербайджано-российском саммите обсуждалась также проблема мирного урегулирования конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Касаясь иранской темы, российский президент сказал: «Для нас это имеет практическое значение. Это наш регион. Поэтому все, что происходит вокруг Ирана, для нас крайне важно. Что касается переговоров в Москве по иранской ядерной проблеме, могу сказать, что они идут непросто. Но мы рассчитываем на то, что сможем достичь положительного результата. Сейчас в переговорном процессе взята пауза для того, чтобы иранские переговорщики могли проконсультироваться со своим политическим руководством. Мы полагаем, что предложенный Россией вариант выхода из кризиса, связанный с созданием совместного предприятия по обогащению урана на российской территории, вполне приемлем для наших иранских партнеров и может быть использован как инструмент решения этой проблемы».
Владимир Путин расценил итоги переговоров в Баку как весьма результативные: «Российская делегация отмечает, что российско-азербайджанские отношения находятся сегодня на очень высоком уровне, и набрали серьезную позитивную динамику развития. Это относится и к политической сфере нашего взаимодействия, и к экономике, и к сфере гуманитарных связей. Конечно, не могу обойти вниманием и очень сложный, важный для двухсторонних отношений и для всего региона вопрос, связанный с Нагорным Карабахом. Я согласен с президентом Азербайджана в том, что, несмотря на всю сложность этого вопроса, обе договаривающиеся стороны (и Азербайджан, и Армения) могут найти взаимоприемлемые решения. Россия сделает все от нас зависящее, чтобы результаты переговоров были положительными. В ближайшее время намерен связаться с президентом Армении, пригласить его в Москву для проведения дальнейших консультаций по этой проблеме».
В конце прошлого и начале нынешнего года переговорный процесс по карабахскому урегулированию активизировался. Однако состоявшаяся во французском замке Рамбуйе 10-11 февраля встреча президентов Азербайджана и Армении завершилась безрезультатно.
Основные разногласия по поводу мирного урегулирования в Нагорном Карабахе сейчас касаются формата переговорного процесса. Официальный Баку категорически отказывается от прямых переговоров с фактическим руководством Нагорного Карабаха. Карабахский лидер Аркадий Гукасян считает такую позицию главным препятствием в урегулировании. В интервью Радио Свобода господин Гукасян заявил: «Переговорный процесс, который шел в рамках Минской группы, сейчас прекратился. Я думаю, что это главное препятствие. Мы можем найти выход из этой ситуации только в реальном переговорном процессе, включающем в себя Нагорный Карабах. У меня есть формула. Когда Азербайджан пытается вести переговоры только с Арменией без Нагорного Карабаха, он просто занимается пропагандой. Как только Азербайджан начнет переговоры с Карабахом, для меня это будет сигнал, что Азербайджан действительно хочет найти выход из сложившейся ситуации».
Аркадий Гукасян считает, что присоединиться к переговорам Карабах может только одним способом - если переговоры с Азербайджаном откажется вести официальный Ереван. «Я понимаю, - говорит карабахский лидер, - что если Армения откажется от переговоров с Азербайджаном, некоторое время ничего не будет происходить. Это будет опасно для процесса урегулирования, потому что Азербайджан должен быть готовым к тому, чтобы вести переговоры в формате, с которого мы начинали. Я считаю, что выбор сейчас в руках Армении. Они должны решить - продолжать ли переговоры в надежде найти формулу, удовлетворяющую все стороны, или отказываться от них до тех пор, пока в Азербайджане не поймут, что урегулировать конфликт без Карабаха невозможно». По словам Аркадия Гукасяна, если Азербайджан будет не готов идти на уступки, в Степанакерте поднимут вопрос о признании Карабаха.
Минская группа, о которой говорит лидер мятежной автономии, была создана в 1992 году для посредничества в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. Делегация из Степанакерта регулярно участвовала в мирных переговорах под эгидой Минской группы до 1996 года. Однако сразу после назначения де-факто президента Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна премьер-министром Армении в начале 1997 года представители Карабаха были исключены из переговорного процесса. В декабре прошлого года и в январе нынешнего сопредседатели Минской группы отметили некоторый прогресс в ходе встреч министров иностранных дел Армении и Азербайджана и выразили надежду на развитие этого успеха.
Стивен Манн, специальный посланник США по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, назвал 2006 год годом важных решений: «В Рамбуйе не удалось достигнуть прогресса, однако время идет. За последние два года было проделано немало работы. Если стороны не воспользуются нынешними возможностями, это станет настоящей трагедией. Из разговоров с большим количеством азербайджанских и армянских граждан мне стало совершенно ясно, что никто не хочет новой войны. Это очень хорошо. Однако должна быть воля к тому, чтобы сблизить позиции. Эта воля должна исходить от каждой из сторон».
Азербайджан в последние годы значительно увеличил свои военные расходы. Президент страны Ильхам Алиев не раз давал понять, что если конфликт не будет урегулирован на условиях Баку, азербайджанская сторона будет иметь право на применение силы. Армения, в свою очередь, неоднократно призывала к возвращению карабахских представителей в переговорный процесс, однако и сама не готова отказываться от своей роли в нем. Руководство Нагорного Карабаха настаивает, что независимость региона была провозглашена после проведения в 1991 году референдума в полном соответствии с имевшими в то время юридическую силу советскими законами.
Конфликт вокруг Нагорного Карабаха вспыхнул после того, как 20 февраля 1988 года областной совет автономии обратился к Верховному Совету СССР с призывом признать регион частью Армянской советской социалистической республики. Последовавшие события привели к вооруженному конфликту, жертвами которого стали тысячи людей.