Ссылки для упрощенного доступа

Школьное пособие для удовольствия взрослых


«Мозаика культур», учебное пособие для школьников, издательство «Локус пресс» 2005
«Мозаика культур», учебное пособие для школьников, издательство «Локус пресс» 2005

Экономия затрудняет общение даже с хорошей книгой. Ну, какая может быть военная история без карты — не кое-как где-то переснятой, а специально подготовленной? В данном же случае от издательской культуры «Локус-пресса» получаешь не только интеллектуальное, но и эстетическое удовольствие. Например, таблица, в которой синхронизировано движение русских первопроходцев на Восток и освоение Северной Америки тамошними пионерами. Или красочная, на разворот, карта-схема: как и где сформировались основные расы. Школьник посмотрит — и запомнит.


Но, перевернув последнюю страницу, понимаешь, что «Мозаика культур» вряд ли способна выполнять заявленные функции. При этом — третий уровень обсуждения — неудача проекта тоже обладает познавательной ценностью. Как эксперимент, в котором гипотеза не подтвердилась.


Подзаголовок «Мозаики» — «учебное пособие по истории и обществоведению», по двум предметам сразу, сквозная тема — взаимодействие культур, а структура книги и впрямь мозаичная. Выделены восемь проблем, они же главы. Например: границы. Или: урбанизация. Каждая разбирается в режиме диалога со школьником на базе материалов отечественной (и не только) истории, от преданий старины глубокой до статьи китаиста Владимира Вячеславовича Малявина, опубликованной в 2003 году. Хронологическая последовательность не предусмотрена: за английской карикатурой 1898 г. следует Иван Пересветов. Авторский коллектив — 20 человек. Редакторы Т. Н.Эйдельман и А.П.Шевырев. Ещё что отличается от привычного учебника: львиная доля текста приходится на фрагменты источников. Вроде бы, прогрессивно, стимулирует самостоятельное мышление.


Теперь о главном из того, что вызывает бесспорные симпатии к «Мозаике». С вопросом «зачем» — зачем создавалась книга? — всё в порядке. Глава за главой, привлекая материалы лингвистические, этнографические, литературные, в серьёзных дискуссиях и игровых заданиях авторы стараются сформировать у юного читателя научное, оно же нравственное представление о единстве и равенстве людей. Это благородная задача. Наверное, более важной сегодня просто нет. Вот, например, подборки материалов об общественной деятельности Владимира Галактионовича Короленко — как писатель при разных правительствах упорно и самоотверженно вступался за людей преследуемых, несправедливо осуждённых. Или: словарик бытовой терминологии, что едим, что надеваем, с указанием происхождения этих слов. Или: как формулируется «золотое правило» нравственности (не делай другому того, чего не желаешь себе) в канонических текстах разных религий.


К сожалению, структура книги — «проблемная» или, как сказал бы Даниил Хармс, «клочная» — мешает авторам добиваться ими же поставленной цели. Потому что очень трудно вот так с места в карьер на считанных страницах как следует раскрыть сложную проблему. А потом так же неожиданно переключиться на другую. С чисто историческими сюжетами это ещё как-то получается, а теоретические временами вызывают трудности понимания. «В науке и обществе понятие национальность… может определяться по-разному. Одни исходят из того, что эта характеристика человека обладает "первозданностью", целиком определяется национальными корнями. Другие же считают, что вопрос о национальной принадлежности человека — это результат самоидентификации, то есть личного выбора». Что поймёт несчастный школьник? Крайняя усложнённость, перегруженность специальной терминологией, зачастую путаной и не очень точно переведённой с английского, соседствует с крайностями детского упрощения, особенно в главе «Конфликты и их разрешение», которая претендует на разрешение конфликтов вообще. Рецепты? Например, сказка Лилиан Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Замечательная, но адресованная всё-таки дошкольникам.


Если «Мозаика культур» — эксперимент, поставленный отборными научно-педагогическими силами, вывод из него такой: историю в школе лучше изучать так, как её всегда изучали, в хронологической последовательности с 5 по 11 класс (можно и по 10, как в наши школьные годы). Всякие нарушения естественного порядка: «модули», «концентры», «проблемный подход» этому предмету противопоказаны. Далее: можно ли учить историю по источникам? Изучать — разумеется, только так, как же ещё? А вот учить в школе — сомневаюсь. В нашем случае разноголосица источников (особенно терминологическая) только усугубляет путаницу. А последовательный и грамотный курс истории ненавязчиво воспитывает интернационалиста: от единства происхождения человечества — к Древней Руси как изначально полиэтничному государству — далее, например, к Петру Первому — и к великой Победе интернационалистов над нацистами 9 мая 1945 г. По ходу дела учителю пригодятся фрагменты красочной «Мозаики культур». В целом можно утверждать, что это интересная книга, написанная историками не столько для пользы школьников, сколько для удовольствия взрослых.



XS
SM
MD
LG