Центробанк зафиксировал рекордный дефицит кадров в России. Обеспеченность предприятий сотрудниками во II квартале обновила очередной минимум за всю историю наблюдений, констатировал Центробанк в новом мониторинге предприятий. Между тем в расследовании "Новой газеты Европа" говорится, что российская экономика потеряла из-за СВО до 1,7 млн работников, или около 2,2% от численности рабочей силы в стране. "Окно" – о том, как эта ситуация сказалась на работе общественного транспорта в российских регионах, где наблюдается острый дефицит водителей.
Текст: сайт "Окно"
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм
Глава Новокузнецка Сергей Кузнецов предложил создать "женский батальон" для борьбы с дефицитом кадров в сфере общественного транспорта. Он пообещал будущим женщинам-водителям "льготы" и зарплату 100 тысяч рублей. Водителей автобусов в регионах не хватало и раньше. Но сейчас ситуацию усугубила мобилизации и то, что многие водители, по словам местных жителей, "ушли на СВО по контракту за фронтовыми миллионами". Эксперты говорят, что властям теперь придется повышать тарифы, а перевозчикам активнее нанимать мигрантов.
"Что я, передачу не переключу?"
На транспортном предприятии "Питеравто" в Новокузнецке вместо положенных 210 автобусов в день на линию выходят 153. По оценке главы города Сергея Кузнецова, на 87% такой "недовыпуск" автобусов на маршрут связан с дефицитом кадров, на 13% – с техническими неисправностями автобуса. В "Питеравто" не хватает 150 водителей. Проблемы с работниками испытывают и все другие транспортные предприятия города.
Кузнецов предложил сформировать "женский батальон", который будет "подчиняться напрямую мэру". Женщин, по замыслу чиновника, бесплатно обучат водить автобус, а также обеспечат муниципальными льготами: продлёнка и выбор детского сада для ребёнка, горячие обеды в школах, бесплатные смены в детских лагерях. Кроме того, глава города распорядился к декабрю повысить зарплату водителям до 100 тысяч рублей. Для женщин-водителей на маршрутах создадут комнаты-отдыха, душевые, санузлы. По данным местной администрации, желание устроиться водителем высказали "сотни женщин", а на первую встречу с мэром пришли порядка 30 человек. О причинах нехватки кадров в администрации города напрямую не говорят.
– Я сначала ходила в ПАТП (одно из транспортных предприятий города. – "Окно"), но там нахамили, – рассказывает жительница Новокузнецка Ирина. – Говорят, ты сначала у нас отработай кондуктором, а вечерами будешь учиться на водителя. Отучишься, а мы, дескать, посмотрим, брать тебя вообще или нет. Я пошла в службу занятости, там объяснили спокойно, более детально, куда позвонить, как учиться и так далее. Почему решила на водителя пойти? Зарплату обещают неплохую, еще и повысят до 100 тысяч. Что я, скорость, что ли, не переключу на этой коробке... Тяжелая работа? Да, нелегкая, но справимся. Сейчас всем тяжело.
– Считаю идею бредом, – говорит другая жительница города Светлана Иванова. – Ну, придут женщины туда, узнают со временем, что мужики по 18–20 часов за рулем сидят в день. И кто туда пойдет на таких условиях, пусть даже и за 100 тысяч?
Глава Новокузнецка не впервые предлагает привлекать женщин к работе водителями. В 2020 году в городе возник транспортный коллапс, несколько сотен горожан пришли на митинг к администрации города. В город зашла новая крупная компания "Питеравто", но по какой-то причине не успела вовремя принять на работу водителей и подготовить транспорт к выходу на линию. Сергей Кузнецов предложил собрать "женскую бригаду", сообщив, что "горожане стали активно трудоустраиваться". Правда, проблема с кадрами так и не решилась, а в последние два года – только усугубилась.
– С автобусами есть проблемы, да, – говорит жительница Новокузнецка Маргарита Макина. – Вот недавно я ждала 11-й автобус с 9 часов утра, а он в 9:46 приехал. Ну, это что за интервал такой? Я видела, что на многих маршрутах люди жалуются. Например, 80-й маршрут: по расписанию за час должно пройти три автобуса, и ни один не пришел. Люди нервничают, кричат на кондукторов, как будто те виноваты…
В компании "Питеравто" заявили, что повысили зарплату водителям на 20%, после чего трудоустраиваться пришли 27 человек, 10 из которых вышли на линии. В компании также накопили запас запчастей, что позволило отказаться от "автоканнибализма", когда старые машины разбирают на запчасти для ремонта тех, что поновее. Кроме того, компания объявила акцию: сотруднику предлагается премия, если он приведет на работу друга.
"Условия работы отвратительные"
В последние два года о проблемах с кадрами в транспортных компаниях заявили как минимум в 30 регионах России. Например, в Абакане не хватает 100 водителей, но из более 500 безработных никто не захотел пройти обучение для работы на автобусе. В декабре 2023 года в регионе обсуждали трудоустройство женщин, однако предприниматели опасались, что не все женщины-водители смогут справиться с управлением такого транспортного средства.
– С начала спецоперации в Абакане стало заметно меньше общественного транспорта, – говорит пенсионер Анатолий Бородин. – Автобусы приходится подолгу ждать на остановках, иногда 20 минут, иногда полчаса и час, а вечерами можно не дождаться автобуса и лучше сразу вызывать такси. Сами водители на наши вопросы отвечают, что некому работать: все, кто умели водить, ушли на СВО по контракту за фронтовыми миллионами. Это что касается города. Дачные автобусы на Самохвале (один из дачных поселков за городом. – "Окно") мы давно перестали ждать по расписанию. Смотрим, если автобус едет из города, значит, через 15 минут вернется обратно. На дачной остановке порой можно просидеть и час, но к этому все привыкли.
Летом 2024 года нанимать женщин-водителей предложил также первый заместитель премьер-министра Татарстана Рустам Нигматуллин. По его словам, такие меры обсуждались еще 8–9 лет назад, но тогда у многих компаний не было отдельных рембаз (автобусы ремонтировали сами водители), поэтому женщины не справлялись. В июле власти Омской области также заявили о намерении принимать на работу женщин: в городе не хватает 850 водителей.
Мэрия Красноярска оценила дефицит водителей в 20–25%. Мэр Томска назвал дефицит "глобальным", уточнив, что по некоторым маршрутам он достигает 50%. В Новосибирске в июне 2024 года не хватало 183 водителя категории D, что на 35 человек больше, чем годом ранее. Также в городе не хватает 278 водителей категории C. Власти организовали бесплатные курсы, но большинство курсантов не сдали экзамен с первого раза, а на повторный – не приходили, жалуются местные чиновники.
– Причина нехватки – в общей демографической ситуации, плюс – наложилась СВО, – говорит один из депутатов Новосибирского городского совета. – Зарплаты в этой сфере неплохие: примерно 75 тысяч в коммерческом секторе, 100 тысяч – в муниципальном. Но многие мужчины предпочитают ехать на СВО, чтобы получать 200 тысяч с лишним. Кроме того, сказываются отвратительные условия труда в общественном транспорте, конкретно на муниципальных маршрутах: на конечных остановках хорошо, если есть биотуалет, и то не везде. Где-то деревянные туалеты стоят. Туалеты не убирают очень часто, выглядят они прямо нехорошо. Водителям негде отдохнуть: бывает пересменок, водитель может час-два стоять. Раньше были комнаты отдыха, сейчас ничего этого нет. Им поесть даже негде. И это касается 95% остановок. Что касается привлечения женщин, то как минимум на муниципальных маршрутах это неплохая идея. Потому что исторически женщины водили трамваи, троллейбусы, смогут работать и на автобусах муниципальных, поскольку там есть отдельные ремонтные цеха. На многих коммерческих маршрутах водители по-прежнему сами ремонтируют. Но в целом зарплата для женщины 75 тысяч – это интересно. Будет ли смущать женщину, например, отсутствие туалета? Конечно, будет. Над инфраструктурой властям еще нужно работать.
В апреле власти Новосибирской области запретили мигрантам работать в такси по патентам и в сфере розничной торговли, однако управлять маршрутными автобусами они по-прежнему могут. Впрочем, проблему с нехваткой кадров это не решает.
– У них на территории одного из депо есть общежитие, – говорит депутат. – У меня есть подозрение, что они могут доплачивать диспетчеру за переработки. Потому что пытаются побольше заработать и, по моим подсчетам, работают по 18 часов в день с небольшим перерывом. Но в целом ситуация с автобусами пока не очень благополучная. Мои избиратели жалуются, что не приходит открывающий или закрывающий автобус, то есть первый за день или последний. Их горожане всегда ждут больше всего. Но что могут сделать власти? Зарплаты в отрасли неплохие, но люди не приходят.
"Задача власти – не потерять таджиков"
Сложно подсчитать в цифрах, насколько боевые действия в Украине повлияли на отрасль. Местные власти и СМИ регулярно публикуют некрологи: к примеру, в январе 2024 года в Украине погиб обладатель звания "Лучший водитель автобуса" Алексей Зарубин из Улан-Удэ. Проблема дефицита кадров обострилась в 2023 году, потому что многие мужчины работоспособного возраста ушли на фронт по мобилизации, заявил председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков Михаил Омышев. Кадровый вопрос в муниципальном транспорте Иркутска стоит крайне остро, в том числе вследствие мобилизации, заявила в ноябре 2022 года заместитель мэра Иркутска Татьяна Макарычева.
В ходе войны в Украине все сегменты транспортной отрасли столкнулись с нехваткой кадров: например, дефицит водителей туристических автобусов достиг 60%. Однако общественный городской транспорт оказался наиболее уязвимым на фоне "гонки зарплат", говорит независимый транспортный аналитик Владислав Булгаков.
– Надо понимать, что в СВО на самом деле задействованы около 1 млн человек, – говорит эксперт. – Речь не только о военных. Есть те, кто работают на стройках в условном Мариуполе, различные поставщики Минобороны и так далее. Соответственно, появился большой спрос на водителей грузовиков, в первую очередь. Транспортные компании стали думать, делать и поднимать зарплаты. В итоге на фуры пошли те водители, которые раньше об этом даже не думали. Тут еще проблема в чем: транспортные компании, в отличие от общественного транспорта, работают в чисто рыночных условиях. У них есть возможность, например, повысить тариф, убрать какие-то издержки и в итоге – повысить зарплату.
У общественного транспорта в городах ничего этого нет: даже если мы говорим о субсидируемых маршрутах, в регулируемый тариф заложены минимальные зарплаты, минимальная рентабельность. Единственный путь у них повысить зарплаты – это переработки. Вот благодаря переработкам сейчас зарплата в отрасли около 100 тысяч. Но если мы говорим о 8-часовом рабочем дне и соблюдении всей методики, прописанной в контракте, то зарплата составит примерно 60 тысяч. Отрасль такси сейчас живет за счет того, что у водителей нет жесткого графика, зато есть возможность выбрать более выгодную поездку. На городских автобусах такого тоже нет.
По словам эксперта, частные компании оказались даже в более сложной ситуации, чем государственные, которые могут рассчитывать на поддержку из бюджета. Усугубил ситуацию отказ некоторых регионов от работы мигрантов: приезжим запретили управлять автобусами, например, в Томской и Челябинской областях.
– Узбеки сейчас предпочитают ездить на работу в Турцию и Южную Корею, – говорит Булгаков. – На Россию ориентированы частично киргизы, но в первую очередь – таджики. Но после событий в "Крокусе" даже они стали искать другие варианты, поскольку столкнулись с проблемами, в том числе со стороны правоохранительных органов.
Нехватка кадров – общий тренд в российской экономике времен войны с Украиной. Сразу после начала мобилизации российские предприятия пожаловались на рекордный за 30 лет дефицит рабочей силы. Официальный уровень безработицы в России в 2023 году опустился до исторического минимума – 2,9%.
– Проблема с кадрами сейчас же не только в общественном транспорте, а со всеми рабочими специальностями. Люди идут в армию, на предприятия ВПК, которые предлагают огромные зарплаты, в крупный бизнес, который более мобилен и может предложить больше. Например, маркетплейсы те же самые. Поможет ли привлечь людей в общественный транспорт инфраструктура – туалеты, комнаты отдыха и так далее? Инфраструктура – вещь относительная, я бы так сказал. Пойдет ли человек работать на городской автобус за 100 тысяч рублей, если есть фура, где платят 200, пусть и с некоторыми "но"? Поэтому проблема общественного транспорта в том, что нет людей. Как решить эту проблему? Пока непонятно. Прекращение СВО же нет смысла пока обсуждать, поэтому, кроме мигрантов, я других путей не вижу. Сейчас задача властей не потерять таджиков, которые все еще верят в Россию, но после "Крокуса" это доверие пошатнулось.
Вторая задача власти – избавить водителей от катастрофических переработок и сбалансировать условия труда, полагает Владислав Булгаков. Плохие условия труда привели к аварии в Санкт-Петербурге, где автобус упал с моста в Мойку: по словам жены водителя, утром его заставили сесть за руль после 20-часовой смены.
– Если у тебя, с одной стороны, нет людей, а с другой – надо обеспечить какое-то разумное соотношение труда и отдыха, то фактически единственный вариант – это мигранты, – полагает Булгаков. – Нанимать женщин – неплохой вариант, но при этом надо понимать, что российские женщины если и отличаются от мужчин, то не сильно. Они видят рынок, видят, какие зарплаты, и могут просто уйти в другое место. Например, сейчас один из агрегаторов такси предлагает женщинам бонусы за количество поездок, бонус в рамках акции "Приведи подругу". Кто при таких условиях пойдет водить автобус? Поэтому ставка на женщин довольно рискованна, я бы сказал. Мигранты получают патент на определенную деятельность и уйти, например, в такси не могут. Другой вопрос, что такие ограничения для мигрантов, возможно, скоро придется снимать, хотя политических решений в эту сторону мы пока не видим. Вынужденный рост зарплаты в отрасли уже ведет к повышению цен за проезд: повышают там, где либо нет госфинансирования, либо оно минимальное. Это не все. В некоторых регионах предпочитают просто резать расходы, не выпуская рейсы. Например, в Ленобласти тарифы конские, но на некоторых маршрутах людей так мало, что автобус проще не выпускать.