В феврале – год, как тело 46-летнего мобилизованного из бурятского села Кырен Дмитрия Инихеева остается в сгоревшем танке под Угледаром. К лету 2023 года город был полностью разрушен, сейчас он находится под контролем Украины, но по-прежнему под безостановочным обстрелом российской и украинской армии.
По словам родных, тело Дмитрия Инихеева его сослуживцы не смогли вытащить из горящего танка при спешном отступлении. Друзья погибшего говорят: "семье повезло", что сослуживцы хотя бы засвидетельствовали гибель.
"Прошел год"
На войну против Украины Дмитрий Инихеев отправился в первые дни мобилизации.
– 22 сентября 2022 года он получил повестку и сразу попал в зону СВО от 5-й танковой дивизионной бригады Улан-Удэ, – говорит его сестра Анна. – Он был в должности старший механик-водитель.
Родные Дмитрия не говорят, хотел он сам отправляться на войну или нет, но отмечают, что "с мая сидел без работы".
– В апреле 2010 года Дима устроился на работу в Тункинский национальный парк, точнее, был инспектором в Туранском лесничестве. Отпахал там 12 лет. В мае внезапно уволился, вроде бы по своему желанию, а вродеи нет. Перед этим у него было пьяное ДТП, даже суд, может быть, это повлияло [на увольнение], – говорит знакомый погибшего Сергей.
Согласно релизу суда, Инихеев в феврале 2022 года был признан виновным в пьяном ДТП (ст. 264.1 УК РФ). В суде отметили, что Дмитрий "характеризуется положительно по месту жительства и органами полиции, на учете у нарколога и психиатра не состоит, холост, имеет малолетнего ребенка"). В итоге наличие ребенка смягчило приговор и Инихееву назначили обязательные работы. Судья отметил, что штраф не назначил из-за "трудного материального положения" подсудимого. Но лишил Инихеева права на управление транспортными средствами на 2 года.
Каким образом лишенный прав Инихеев стал механиком-водителем танка, никто из собеседников объяснить не смог.
Администраторы аккаунта во "ВКонтакте", рекламирующие службу в 5-й танковой дивизионной бригады Улан-Удэ, на вопрос также не ответили, а по указанному в объявлении телефона заявили "вы не туда попали".
Бывшая начальница Дмитрия Светлана Синкевич сообщила только, что "коллеги знали Дмитрия как ответственного, грамотного специалиста, готового в любую минуту прийти на помощь своим товарищам". Принудительное увольнение Инихеева коллеги отрицают.
– В мае 2022 года уволен по собственному желанию. Его качественная работа неоднократно отмечалась. В его активе – почетные грамоты Тункинского национального парка, профсоюзного комитета, управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, – сообщила Синкевич.
Его родные о пьяном ДТП и лишении прав говорить также отказались.
– Дима родился 19 июня 1977 года в селе Туран. Это Тункинский район. Отца звали Мэлс Лопсонович, маму – Буда-Ханда Хорлаевна. Сейчас обоих уже нет в живых, к сожалению, – рассказывает его соседка Анна С. – Дмитрий был третьим ребенком из 6 детей в семье.
Он закончил Туранскую восьмилетнюю школу, а после ушел в армию.
– С 1994 года служил в Томской области в Асино, а затем угодил в первую Чеченскую кампанию, – говорят его друзья. – В 1997 году после армии поступил в Тункинское СПТУ-32 на курсы водителя и тракториста машиниста широкого профиля. После учебы пошел служить патрульным, уже в селе Кырен. Около года отслужил и ушел работать в районный Дом культуры диджеем.
Его друг Сергей добавляет, что Дмитрий успел еще и три года отслужить по военному контракту в танковых войсках в Забайкалье.
– Служил в Чите танкистом, поэтому, видимо, и зачислили мехводом. 6 февраля 2023 года у них был замес под Угледаром. Штурмовать пытались. Он не смог вылезти. Насколько там его пытались вытащить – я не знаю. Прошел уже год – и не узнаем, думаю, – говорит Сергей. – Но хотя бы сказали, что он погиб, чтобы родным не бегать по судам.
Бывший коллега Инихеева рассказал, что знаком со всем экипажем сгоревшего танка – командир и наводчик обгорели и выжили, а Дмитрий застрял в горящем танке.
– В том экипаже были трое моих знакомых. Командира экипажа Сергея я знал с детства, а Алексей [наводчик] и Дмитрий [мехвод] – мои соседи, – рассказывает Роман Таряшинов. – Все ребята как на подбор – не нытики. Знаю, что Сергей сильно обгорел. Но самое страшное, что не смогли вытащить Дмитрия из уже горящего танка. Я в нацпарке работал замдиректором по развитию, а Дмитрий – инспектором. Часто встречались, обсуждали рабочие моменты. Он был немногословным, есть такие люди дела. Но всегда приветливым. Он очень любил свой край. Я узнал о трагедии не сразу, так как в нацпарке не работаю с 2020 года. Но когда узнал, долго не мог поверить. Почему именно его? Но у Бога свои планы на каждого.
По словам друзей Инихеева, у Дмитрия был внебрачный ребенок, но "они не общались". Его сестры ребенка не упоминают, а сообщают, что "у Дмитрия остались братья, сестры, племянники".
"Дмитрий Мэлсович был жизнерадостным, добрым, отзывчивым, надёжным человеком, братом, дядей, другом для своих близких, родных, коллег, друзей, одноклассников.
Состоял в БРО ВООВ "Боевое братство", награжден многими медалями. Принимал активное участие в жизни села, помогал строить с братьями детские площадки, Аллею Славы и Сквер. Проявлял уважительное отношение к людям, был легким на подъем", – написала его сестра Анна для некролога на сайте нацпарка.
О подробностях своих контактов с чиновниками на предмет выплат за погибшего, а также транспортировки тела Дмитрия в родное село спустя год после гибели его родственники предпочитают не говорить. Как и о своем отношении к войне – каково оно и изменилось ли.
"Расстреляли как в тире"
Бои за Угледар в Донецкой области велись между армией Украины и армией РФ во время битвы за Донбасс в 2022–2023 годах. К лету 2023 года город был разрушен. Электро- и водоснабжения на сегодняшний день в Угледаре нет, инфраструктура не работает. Из довоенного населения в 15 тысяч человек к февралю 2023 года в Угледаре остались меньше 500 человек, а к июлю 2023 – меньше 100. Город остается под контролем Украины и находится под беспорядочными обстрелами.
В начале февраля 2023 года пророссийские источники признали тяжелые потери российской армии при неудачной попытке наступления под Угледаром в Донецкой области. Сообщается о десятках потерянных танков и бронетранспортёров, число убитых и раненых военных, по всей видимости, может исчисляться десятками или даже сотнями. "Расстреляли как в тире," – написал о погибших бывший командующий войсками пророссийских сепаратистов в Донецке Игорь Стрелков.
Неудавшаяся атака, видео которой опубликовал вслед за украинскими источниками ряд российских провоенных телеграм-каналов, состоялась 6 февраля и закончилась разгромом российского подразделения. Потеряны больше 30 единиц техники, в том числе около 15 танков, следует из распространённых видеозаписей.
Долгие поиски погибших военных – частое явление. Родные 20-летнего жителя Усолья-Сибирского Иркутской области Алексея Кисличенко искали его больше полутора лет. Весной 2022 года Алексея призвали в армию, на срочную службу. Он попал в танковые войска и служил в Челябинской области. При неизвестных его семье обстоятельствах Алексей подписал контракт с Минобороны, после чего его отправили на войну в Украину. Через несколько недель он перестал выходить на связь и больше полутора лет числился пропавшим без вести. Похоронить его удалось совсем недавно. Своим родным Алексей врал, что "сидит в тылу и вывозит подбитые русские танки с поля боя, когда уже все заканчивается", чтобы не волновать родителей.
Российская сторона скрывает свои потери в этой войне. Согласно подсчетам, которые по открытым источникам ведут BBC и "Медиазона", к 29 декабря 2023 г. погибли как минимум 40 599 российских военнослужащих. Авторы исследования признают, что реальное число погибших значительно выше.
Украина также не публикует данные о потерях ВСУ. В апреле 2023 года министр обороны Украины Алексей Резников заявил в интервью испанской газете La Razon, что общие потери бойцов ВСУ "меньше, чем число погибших от землетрясения в Турции" (по данным на 19 марта 2023 года, число погибших от землетрясения в Турции приблизилось к 48 тысячам человек).
Издание New York Times, ссылаясь на неназванные источники в администрации США, пишет в середине августа 2023 года, что российские ВС потеряли до 120 000 погибшими и от 170 000 до 180 000 ранеными, потери ВСУ оцениваются примерно в 70 000 убитыми и от 100 000 до 120 000 ранеными.