Ссылки для упрощенного доступа

"Уголь уходил составами, а денег мы не видим!" Шахтеры Кузбасса без работы и без зарплаты


Шахта "Инская"
Шахта "Инская"

Уведомление о начале забастовки в конце ноября подписали 40 шахтеров шахты "Инская", которым с июня 2024 года компания не выплачивает зарплату. Общий долг – 65 млн. Бастовать у входа в шахту 2 декабря приехала примерно треть от подписавших уведомление. "Боятся", – говорит один из работников. По словам шахтеров, у всех, кто публично, называя имя, говорил с журналистами о невыплатах зарплаты, начались проблемы с устройством на работу в любую другую компанию.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouTube, инстаграм и телеграм

"Инская" находится в Беловском районе Кемеровской области. Жители окрестных городов и сел говорят, что шахты здесь – основное место работы. И с их закрытием они "не знают, куда идти".

Первую акцию шахтеры провели 21 октября – в этот день 12 шахтеров поставили две палатки возле административного здания шахты "Инской" и объявили голодовку. Позже они прекратили ее, так как работодатель пообещал выплатить деньги до 28 октября. Когда деньги шахтерам так и не выплатили, 25 ноября они уведомили о следующей забастовке – 2 декабря.

"Невыплаты были еще год назад"

Накануне забастовки все работники – 421 человек – подписали уведомление о предстоящем сокращении на шахте "Инская".

– Сперва держали людей до последнего, не позволяя спокойно уволиться, а после нашего уведомления о забастовке стали намекать на то, что нужно искать новую работу. Теперь уже даже не намекают – открыто говорят! – возмущается Алексей (имя изменено по просьбе собеседника).

По словам работников шахты, подписать уведомление об увольнении с 18 января 2025 года пришлось всем.

– Это как бы обязательная процедура. Выбора – подписывать или нет – у нас не было, – говорит один из инициаторов акции протеста Игорь (имя изменено по его просьбе). – При подписании сказали, что если "ситуация выправится", то есть, например, найдут инвестора, то обратно позовут на работу.

Несмотря на многомесячные задержки зарплаты и арест директора ООО "Шахта "Инская" Дениса Немыкина, которого 23 ноября отправили в СИЗО на 2 месяца, часть шахтеров до сих пор надеется, что шахту не закроют. Работать жителям окрестных городов и поселков просто негде.

– С Белово (70 тысяч жителей) многие работают здесь, с Полысаево (около 30 тыс.), с Ленинска-Кузнецкого. Новый городок (15 тыс.), Инской и все попутные к шахте населенные пункты. Даже с Новокузнецка (100 километров от шахты) есть работяги, – говорит Игорь.

Перебои с выплатой зарплат начались в "Инской" еще в прошлом году.

– Небольшие задержки были. Потом вошло в норму. В целом, если сравнивать с другими шахтами, тут платили больше – 100–130 тысяч рублей в месяц выходило. Я поэтому перешел сюда с "Грамотеинской" (в городе Белово), где 8 лет оттрубил. Там было 80 тысяч зарплаты – максимум. Уходил – начальство говорило: "Если передумаешь, ждем тебя обратно", – рассказывает Алексей из Белово. – Несколько месяцев было нормально, потом начались задержки. Я было сунулся обратно, а мне уже от ворот поворот: "Служба безопасности не пропускает". У меня старая судимость, драка по молодости, даже срока не было, условка, а все равно обратно не взяли. Образования нет, я со школы в шахте – куда мне теперь идти-то?

Белово, Кемеровская область
Белово, Кемеровская область

Собеседники говорят, что старые судимости есть у половины шахтеров – особенности провинциального городка, где из развлечений пьяные посиделки с коллегами, а участковый – один на 30 тысяч жителей.

– Мне 35 лет, по местным меркам я уже старый, чтобы менять профессию. Хотя я быстро схватываю, но куда я поеду в новый город, где никого родного нет? Пусть даже работа там есть, нужны деньги на первое время. А у меня жена и дети – деньги нужны большие. А у кого-то еще и ипотека, и долги по ЖКХ, и кредиты, – перечисляет Артем из Белово.

Оповещая о принудительных увольнения, губернатор Кузбасса Илья Середюк объявил, что часть долгов работникам шахт заплатят "из средств благотворительного фонда".

На сегодня долги перед 382 сотрудниками "Инской" превышают 65 миллионов рублей.

– Какую часть из этой суммы сможет благотворительный фонд погасить? Дай бог, наскребут 5 миллионов. Просто дурят, чтобы мы потише себя вели, чтобы не сильно "возбухали" на забастовке, – считает Артем.

Не верить обещаниям властей и руководства шахты основания у шахтеров есть. Ранее руководство шахты уверяло, что выплатит зарплаты до 28 октября 2024 года. Не выплатили.

– Скажу примерно, потому что месяц, с которого начались задолженности, зависит от участка. Есть те, кто за июнь еще деньги не получили. А есть, кому за август выплатили, – говорит Игорь. – Но в целом четыре месяца неплатежей есть у всех шахтеров, у кого-то еще дольше долги тянутся. Нам, к примеру, за июнь зарплату отдали в конце августа. А другим за июнь выплатили только в ноябре. А третьим вообще только перед днем шахтера (в конце августа) кинули "аванс" в 5 тыщ рублей!

В октябре губернатор Илья Середюк заявлял о том, что "для социальной поддержки шахтеров" областной штаб выплатит увольняемым работникам зарплату за три месяца, а также предоставят отсрочку их семьям по платежам за детские сады в Беловском округе и за коммунальные услуги.

– Это было сказано 26 ноября на собрании, куда мы вынудили прийти чиновников. Они нам говорили, что всех, кто из-за неплатежей зарплаты столкнется с проблемой погашения кредитов, ипотеки, ЖКХ или угля в дом не сможет купить – ждут у директора (гендиректора шахты "Инская" Дениса Немыкина). Якобы в его компетенции устроить кредитные каникулы, привезти уголь в дома. И даже обещали помочь с трудоустройством на другие предприятия! – вспоминает Артем. – Х**ня полная!

Другие шахтеры подтверждают: на запрос привезти уголь – прислали машины с угольной пылью, "кредитные каникулы" тоже оказались фикцией.

– Привезли всем по нашей улице штыбу! Вы знаете, что это такое? Это пыль буквально, вдувается в топки паровых котлов. Топить дома невозможно, – говорит Игорь. – По кредитам обещали отсрочки на 2–3 месяца без каких-либо процентов. Прихожу к следующему платежу. А мои 20% выросли до 40 с лишним! Я просто забил. Я не потяну это платить.

С трудоустройством шахтерам помогли "примерно так же", говорят собеседники Сибирь.Реалии. Найти работу, по их словам, удалось только тем, кто уволился при первых задержках зарплаты и при поиске не пользовался "помощью" чиновников.

– 18 сотрудников из 400 уже уволились еще до "предложения о сокращении". Те, которых я лично знаю, ушли из-за того, что нашли другое место работы, – говорит Игорь. – Но так повезло единицам. С работой у нас в Белово плохо. Кроме всяких магазинов, аптек и т. п., идти просто некуда. Зарабатывать мужику 100 тысяч рублей больше негде. А цены выросли так, что за меньшую зп ты семью с детьми не потянешь.

Все шахтеры "Инской" уверяют, что особенно трудно найти новую работу тем, кто успел открыто возмутиться задержкой зарплаты.

– Мы поэтому просим об анонимности – те из нас, кто уже засветился в СМИ или соцсетях от своего имени, у них сейчас большие проблемы с трудоустройством начались, – говорит один из участников забастовки. – Конечно, не хочется попасть в этот "черный список". Ведь понятно, что работу придется менять.

"Идут на войну – с самого дна"

Собеседники Сибирь.Реалии признаются, что, несмотря на большие проблемы с деньгами, вариант заключать контракт с Минобороны и идти на войну даже не рассматривают.

– Я что, дебил совсем, что ли? Нет у меня университетского образования, но я же понимаю, что не стоит жизнью жертвовать ради денег. Уж как-нибудь выкручусь. А что дети? Им что, лучше без отца вообще остаться? [Выплаченные за гибель на войне] миллионы быстро закончатся (их и не всегда платят, как я посмотрю), а дети без отца, – говорит Алексей.

Остальные собеседники с ним солидарны и говорят, что погибло из Белово и Полысаево немало мобилизованных.

– У нас очень много [на войну] забрали. Моих знакомых трое убило. Все были мобилизованы. Я не знаю, чтоб кто-то добровольно пошел, – говорит Юрий из Полысаево.

Алексей из Белово говорит, что из его города на войну ушло немного людей.

– Как-то по мобилизации нас обошло, погибли, но не очень много, – говорит Алексей. – А из добровольцев – ну, кто туда идет-то?! Только люди на грани. Кто-то запил, потерял семью, выгнали с работы – с горя пошел записаться. Другого знаю – поругался с женой, по пьяни тоже записался. Нормальные мужики, в общем, не идут на контракт. Мы [шахтеры с закрывающейся шахты] тоже не пойдем. Лучше продавцом и посидеть на хлебе и воде какое-то время. Потом выправится как-нибудь.

Алексей – один из немногих, кто не теряет надежды на то, что на "Инской" ему еще удастся поработать. Рассчитывает, что инвестор найдется. Откуда и как – не знает.

– Я ж не сильно образованный, чтобы про кризис в угольной сфере рассуждать. Но вот другие же шахты тянут, работают, платят. И раньше была та же проблема на моей старой [шахте] – выправились, – говорит собеседник. – Я думаю, это Немыкин виноват, как управленец высасывал последнее из шахты. Вложений не было. Если уж мы, работяги, за свой счет робу покупали! А при этом на шахте расписывались как за якобы полученную. Столовая вон есть, но она не работает. Со временем перестали возить автобусы – от места проживания до АБК (административно-бытовой комплекс). На бензин не хватало. А в это время уголь от шахты уходил составами! А денег мы уже не видели. Спрашивается, куда они делись?

В конце ноября Следственный комитет возбудил на директора ООО "Шахта "Инская" Дениса Немыкина уголовное дело о невыплате зарплаты (статья 145.1 УК РФ). По данным ведомства, общая сумма долга превышает 65 миллионов рублей. При обыске у Немыкина была изъята документация, свыше 1,9 миллиона рублей и 2 тысячи долларов.

Второе уголовное дело против Немыкина возбудили в связи с продажей угля по заниженной стоимости на сумму свыше 54 млн рублей. Следователи считают, что из-за этого на шахте стали задерживать выплату заработной платы сотрудникам. Повлиял ли на решение директора шахты о снижении цен кризис в отрасли и падение цен на уголь, в СК не уточнили.

Если бы не забастовка и не голодовка, шахтеры считают, что чиновники им вообще не ответили бы, а руководство шахты продолжало бы оставаться на свободе.

– Мое мнение – когда мы устроили голодовку, на тот момент так называемые "собственники" были на свободе, а теперь они на время следствия заключены под стражу. То есть фактически спрашивать-то как бы не с кого – по нашим законам за частную компанию государство ответственность не несет. Они [чиновники] умыли бы руки, и все, – говорит Игорь.

Сейчас к страху шахтеров остаться без денег за уже выполненную работу добавился еще один.

– Почему мы анонимно тут с вами говорим, почему все уведомления у нас массовые, без конкретных лиц и имен – мы боимся, что они (правоохранительные органы) переиграют эту забастовку в акцию протеста против власти. Выставят нас эдакими злостными оппозиционерами. И все – деньги можно не платить!

Спустя час шахтеры сообщили, что забастовка прекратилась. Им вновь обещали погасить долги, после чего они разошлись.

– Два месяца им дали на погашение. Я не знаю, что мы будем делать, если опять обманут. Я не уверен, что заплатят, но принимал решение не я, а большинство из тех, кто подписал уведомление. Новую работу искать, видимо, уже надо. И так уже по уши в долгах, – рассказал Сибирь.Реалии один из участников забастовки.

– Даже не перевели алименты, которые ранее удерживались из зарплат некоторых горняков, – сообщили родственники шахтеров. – Сейчас, думаю, можно попрощаться с надеждой на возврат долгов, раз они забастовку опять остановили. Их уже один раз обманули с этими обещаниями. Второй раз то же самое будет.

Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.

XS
SM
MD
LG