В Якутии больше 200 сел, где введен "сухой закон". Это часть мер антиалкогольной кампании, которую регион ведет на протяжении 10 лет. Жители "трезвых сел" по-разному оценивают влияние радикального решения по борьбе с пьянством. Официальная статистика такая же неоднозначная. С одной стороны, снизились число преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, и уровень заболевания алкоголизмом, с другой – Якутия по-прежнему находится в антирейтинге по количеству "пьяной" преступности, в республике наблюдается рост пивного алкоголизма. Как Якутия борется с пьянством и что из этого вышло – в материале "НеМосквы".
Текст: "НеМосква"
Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш Youtube, инстаграм и телеграм.
Власти Якутии: трезвость – норма жизни
6 апреля в селе Бысыттах, находящемся в 800 км от Якутска, открылся алкомаркет. К счастью, ажиотажа не было, на открытие пришли единицы, и то из соседних деревень, описал событие глава местной администрации Александр Степанов.
Бысыттах – отдаленная деревня Нюрбинского улуса (так называют в Якутии районы), находится в 70 км от райцентра, но дальше от нее есть еще два села: Хаты и Малыкай. Здесь проживает около 400 человек. В новостные сводки деревня попадает нечасто. В поисковике хранится информация о том, что в 2018 году здесь установили стелу и благоустроили площадку при въезде в село. Летом прошлого года республиканские СМИ сообщили, что местные подростки устроили гонки на мотоциклах и двое из них погибли в ДТП. Новое упоминание о селе в глобальном интернете связано с открытием алкомаркета.
Сначала специализированный магазин по продаже алкоголя планировали разместить в Малыкае. Но, по словам владельца магазина Александра Мельгуя, малыкайцы "быстро подсуетились" – наслежный совет депутатов принял постановление об увеличении расстояния от алкомаркета до соцучреждений. Поскольку в деревне не так много административных зданий, годных под размещение торговой точки, каждое подпадало под действие нормативного акта, и от затеи пришлось отказаться.
Тогда предприниматель оформил лицензию на реализацию алкоголя в селе Бысыттах, чтобы можно было охватить продажами и соседние села. Местная администрация, как и в случае с Малыкаем, оказала сопротивление планам бизнесмена. На сельском сходе было принято решение отказаться от употребления алкоголя и ввести в наслеге "сухой закон".
Однако жители Бысыттаха, которое также называют Мальжагарским наслегом, не успели вовремя подать законопроект в республиканский парламент, его приняли в марте, в законную силу он вступит с 1 сентября.
Установление зон трезвости – часть антиалкогольной кампании, проводимой региональными властями с 2013 года. В том году республиканский парламент Ил Тумэн принял закон, которым ограничил продажу алкоголя по времени. (В Якутии спиртное легально можно купить с 14:00 до 20:00). Затем власти запретили торговать алкоголем в магазинах, расположенных в многоквартирных домах, ввели требования к торговым точкам, что привело к распространению алкогольных маркетов.
Водка стоит 1000 рублей, доставка столько же
Событие в Мальжагаре осталось бы незамеченным, не придай его огласке депутат Ил Тумэна от партии "Новые люди" Александр Иванов.
– В разъездах я общался с жителями Малыкайского куста – это села Малыкай, Хаты и Мальжагар. У всех была одна позиция: не допустить открытия алкомаркета. Мне даже звонили мужчины, которые бросили пить, говорили, что если продажа алкоголя возобновится, то не смогут устоять перед соблазном, – не скрывал своего возмущения парламентарий.
У владельца алкомаркета Александра Мельгуя другое видение ситуации. Он утверждает, что в указанных селах торговля алкоголем шла постоянно. Просто была нелегальной.
– В каждом селе по две-три алкоточки. Лучше бы депутат Иванов озаботился этой проблемой, а не устраивал хайп на пустом месте. Или кому-то выгодно, чтобы алкоголь продавали нелегально, в обход закона, без уплаты налогов? – задается риторическим вопросом совладелец компании "АМ Основа".
Подтвердить его слова не удалось. По словам депутата Иванова, из магазина Мельгуя жители соседнего села покупают водку за одну тысячу рублей. Плюс покупатель оплачивает доставку товара до дома. Чтобы сэкономить на курьерской услуге, которая не меньше одной тысячи рублей, люди за один раз берут по 10 бутылок, утверждает Иванов.
– Ничего хорошего в этом нет. Часть пенсии, мизерной зарплаты идет на покупку дорогой водки и оплату ее доставки, – рассказал депутат.
Доставят даже за 100 км
Такая же доставка алкоголя работает в селах, где введен "сухой закон". Об этом рассказывают сами жители "трезвых" сел. Преградой не станут огромные расстояния и бездорожье. Село Жилинда – одно из трех населенных пунктов Оленекского улуса, находящееся в почти 100 км от райцентра. Туда можно добраться только на вертолете, летом на катере и зимой по временной дороге. Ее прокладывают по замерзшей реке в качестве благотворительной акции "Алмазы Анабара" – дочерняя компания "АЛРОСА".
С 2016 года Жилинда имеет статус "трезвого" села.
– Не могу сказать, что не пьют совсем. Местные сами привозят по автозимнику водку и торгуют, – рассказала жительница села.
Аналогичная ситуация с селом Бестях, объявленным трезвой зоной в 2016 году. Чтобы купить алкоголь, жители этой небольшой деревни (всего в Жиганском улусе проживает 4600 человек) добираются до Жиганска, райцентра, по бездорожью.
Однако, если судить по результатам референдума о запрете продажи алкоголя в Жиганске, проведенного в сентябре 2018 года, большинство жителей выступает за трезвый образ жизни. Из 1366 человек, участвовавших в голосовании, за "сухой закон" проголосовали 854, против – 486.
По итогам референдума районный совет депутатов издал решение о введении с 1 декабря 2018 года запрета на продажу алкоголя в райцентре. Постановление оспорила компания "Арктик", указывая на превышение полномочий местными депутатами. Верховный суд Якутии принял сторону истца. Сейчас в Жиганске продолжают торговать алкоголем.
На улице не видно пьяных людей
"Трезвых" сел в Якутии больше 200. Одно из них находится в 40 км от Якутска. Доехать до села Техтюр Хангаласского района не составит труда. Деревня расположена у федеральной трассы, ведущей в соседние улусы Олекминский и Ленский. Как и у большинства якутских сел на въезде в Техтюр находится деревенский погост. Проложенная по высоким сугробам дорога говорит о недавнем посещении кладбища. Недалеко от него по снежным полям гуляет табун лошадей.
Деревня стоит поодаль от трассы, и до нее сложно добраться пешком наперерез. Местные жители пользуются собственным авто или заказывают такси. Здесь проживает около 600 человек. Летом село разрастается за счет дачников, выбирающих живописные виды и протоку с несильным течением, чтобы насладиться тихим отдыхом.
В Техтюре ровно семь лет назад перестали продавать алкоголь.
– Трезвое село? Не знаю, – удивляется 59-летняя Наталья Семеновна, которую мы встретили на центральной улице. Она родилась в Техтюре и всю жизнь проработала в садике, а сейчас в выходные и во время отпуска выбирается в Якутск в гости к единственному сыну.
Похожая ситуация здесь у многих семей: родители остаются дома, а дети уезжают жить и работать в столицу республики. Трое детей 63-летнего Василия, водителя на пенсии, давно обосновались в Якутске. Они помогают родителям содержать табун лошадей.
– Мы давно коров не держим. Это накладно и трудоемко. Да и супруге некому было помочь, когда я ездил в дальние рейсы, – рассказывает мужчина и говорит, что в селе семей с подсобным хозяйством можно по пальцам пересчитать.
В этом плане Техтюр ничем не отличается от многих других сел Якутии. Экономика в них строится вокруг бюджетных учреждений: школа, детсад, фельдшерско-акушерский пункт. Есть пара фермерских хозяйств и предприниматели, владеющие продуктовыми магазинами.
– Я, приезжая, вышла замуж и переехала восемь лет назад, – рассказывает 25-летняя Светлана Александрова, учительница русского языка и литературы. Она запрет на продажу алкоголя в Техтюре одобряет.
– Это, конечно, очень хорошо, хотя бы дети не видят шатающихся пьяными людей. Но надо признать, что бытовое пьянство никуда не делось. Думаю, что люди выпивают все равно, – рассуждает Светлана.
О плюсах "сухого" закона говорят и работники Дома культуры. Местные жители каждый день занимаются в спортзале, рассказывают они. Дом культуры и спортзал размещаются в одном помещении – в арочном здании в центре села, построенном в 2020 году.
По словам худрука Дарьи Захаровой, каждую неделю проводятся различные мероприятия, соревнования, в которых активно участвуют в основном среднее и старшее поколение жителей села. Работники Дома культуры говорят, что пенсионеры занимаются скандинавской ходьбой, состоят в различных клубах по увлечениям, занимаются общественной работой.
– Молодые тоже могут присоединиться к активностям, особенно если это будут конкурсы между трудовыми коллективами или микрорайонами. Но они просят не планировать мероприятия в субботу и воскресенье. Эти дни они проводят в Якутске: ходят в кино, кафе, отдыхают, – рассказывает Дарья Захарова.
Выгоду от "сухого" закона не оценивали
Глава Техтюра Кэскил Багдарыын уверен, что вынужденная трезвость селу на пользу. Уже то, что дети пьяных на улицах не видят – хорошо. Он отмечает, что стремление быть "трезвым" селом никак не поощряется финансово – субвенций из республиканского бюджета на поддержку статуса нет.
При этом, как выяснилось, подтвердить какими-то цифрами результаты антиалкогольной политики затруднительно. Анализ материального и социального благосостояния жителей за годы трезвости Техтюра не проведен. Нет исследования о том, как влияет запрет алкоголя на социально-экономическое развитие сел, преступность, сокращение смертности и здоровье местного населения, и на уровне республики.
Но некоторые цифры, собственно по заболеваемости алкоголизмом, все-таки есть.
Как сообщает Якутский республиканский наркологический диспансер, за 10 лет общая заболеваемость от употребления алкоголя снизилась на 14% и в 2023 году составила 1224,5 больных на 100 тыс. населения.
Также стало меньше людей с первичной заболеваемостью алкоголизмом. Их число сократилось в два раза. В 2023 году было выявлено 1186 новых алкоголиков против 2050 в 2013 году. Показатель заболеваемости алкоголизмом снизился на 35% и составил 118,9 на 100 тысяч населения.
Сейчас под наблюдением врачей-наркологов находятся 9594 больных алкоголизмом и 1498 якутян, употребляющих алкоголь с последствиями. Десять лет назад их было соответственно 14 976 и 3221.
Наши уточняющие вопросы, о том, как выявляется первичная заболеваемость алкоголизмом, какие именно факторы повлияли на снижение числа алкоголиков, наркослужба оставила без ответа.
От алкоголя по-прежнему умирают много
Другая статистика говорит о том, что уровень смертности от употребления алкоголя выше на 29%, чем в среднем по стране. Об этом написал на своей странице во "ВКонтакте" вице-премьер правительства республики Георгий Степанов после участия в мероприятии, где обсудили факторы риска здоровью населения.
В то же время о снижении количества преступлений, совершенных якутянами в нетрезвом состоянии, сообщает социолог Юрий Жегусов, поборник антиалкогольной политики. По его подсчетам, в 2016 году было зарегистрировано 4825 "пьяных" преступлений, а в 2023 году их число равно 2835.
Эти данные подтверждаются в отчете МВД по Якутии. По итогам прошлого года отмечается снижение "пьяной" преступности на 19,9%. Однако республика по этому показателю находится в антирейтинге российских регионов.
Но самым большим провалом республиканской антиалкогольной политики за 10 лет стала массовая гибель людей от отравления антисептиком. Восемь жителей села Томтор Таттинского улуса скончались в ноябре 2020 года. К этому времени деревня три года была зоной трезвости.
Растет уровень пивного алкоголизма
– Если объем продажи крепких алкогольных напитков в последние 6 лет держится практически на одном уровне, то продажа пива и пивных напитков увеличилась в 1,6 раза, – написал зампред Георгий Степанов.
Повышение уровня пивного алкоголизма может быть связано в том числе с запретительными мерами, принятыми властями. Ограничение продажи алкоголя по времени позволило распространиться бутлегерству. Запрет на торговлю алкоголем в продуктовых магазинах, расположенных в многоквартирных домах, ввод дополнительных требований привели к тому, что рынок поделили несколько крупных представителей алкобизнеса.
– Выросли за три года с нуля. Почему мы так выросли? Ограничения возникли, конкуренция прекратилась. Нам пришлось самим торговать, – заявил совладелец дискаунтера "Больше-меньше" Виктор Дзивицкий.
Торговой маркой "Больше-меньше" владеет предприятие "Дамиане", которое получило разрешение торговать алкоголем в 2018 году. "Дамиане" в 2016 году заработало 253,8 млн рублей, а первую миллиардную выручку сделало в 2019 году, следует из его картотеки на базе данных "Руспрофиль". По итогам 2023 года, продажи компании выросли до 2,1 млрд, чистая прибыль равна 52 млн рублей.
Кроме активного роста алкобизнеса, ограничение продажи алкоголя по времени привели к распространению "наливаек". Это обычные небольшие торговые точки, замаскированные под бары и расположенные в спальных районах. Наличие пары столов и стульев позволяет им торговать пивом после 8 вечера. К 2021 году в Якутске таких заведений насчитывалось больше 140.
В том же году мэр города Евгений Григорьев объявил войну "наливайкам". Чтобы ограничить их деятельность, мэрия инициировала две поправки в республиканский антиалкогольный закон. Они касаются увеличения расстояния от соцучреждений до алкоточек и площади помещения, в котором они расположены.
Нововведение, заработавшее с сентября прошлого года, должно было привести к закрытию не менее 70 лжекафе. Десяток заведений действительно перестал работать. Однако по аналогии с запретом, позволившим вырасти крупным алкомаркетам, рынок поделили между собой три сети алкоточек. Одна из них, "ПивоRoob", имеет 11 филиалов по городу.
Для кого эти "трезвые села"
За годы борьбы с пьянством в республике появился лишь один масштабный спортивный проект для массового вовлечения якутян в занятие физкультурой и спортом. Это Якутский полумарафон, который ежегодно с 2016 года проводится по инициативе спортклуба Fitness life. Титульными спонсорами этого мероприятия были компании inDrive и MYTONA. Но в 2022 году они релоцировались за границу, и теперь их владельцев на родине некоторые называют предателями.
На вопрос, в чем все-таки плюс "сухого закона" и выпивают ли жители "трезвого" села, Василий из Техтюра отвечает: "Так долго ли ехать до магазина в Якутске".
До сел, которые за тысячи километров от Якутска, власти сами довезут спиртное. Госкомпания "Якутопторг", занимающаяся завозом продовольственных товаров в 30 улусов, в том числе труднодоступных, имеет лицензию на продажу алкоголя. На возмущение депутатов Ил Тумэна, почему правительство занимается спаиванием жителей Севера, в компании ответили, что продажа алкоголя – вынужденная антикризисная мера по устранению недополученных доходов. Мы реализуем только алкоголь местного производства, подчеркнули в "Якутопторге", переименованном недавно в "Арктическую торгово-логистическую компанию".
Житель Техтюра Василий говорит, что современная молодежь, в отличие от предыдущих поколений, осознанно отказывается от безрассудных пьянок.
– Но она не хочет жить в селе, заниматься разведением скота и лошадей, – рассуждает мужчина.
Как сказали в Доме культуры, в Техтюре постоянно проживают около 30 молодых людей. Захотят ли остаться в деревне нынешние школьники, вопрос открытый. Встретившиеся нам на деревенской улице представители поколения Альфа говорили между собой исключительно по-русски.