9 марта в 14 часов в многоквартирной пятиэтажке по адресу Боровая, 4, в читинском поселке Антипиха прогремел взрыв. Над первым подъездом обрушилась крыша, проломив перекрытие между 4 и 5-м этажами. Пострадали 11 человек, в том числе четверо детей. Корреспондент Сибирь.Реалии побывала на месте аварии и поговорила с очевидцами.
Три жилых дома по улице Боровая в Чите построили в 1981 году сразу с газопроводом. В 2021 году подача газа в квартиры была прекращена из-за конфликта управляющей компании и "Читаоблгаза" о том, кто из них должен проверять и контролировать оборудование. Несколько дней назад, после многочисленных жалоб жильцов, представители "Читаоблгаз" возобновили подачу газа. И через час после этого в доме №5 произошёл взрыв.
– Я до сих пор не могу прийти в себя. Я просто подошла к окну и увидела нечто красное и дым. Первая мысль: как там мои родные? Они живут в этом доме.
63-летняя Галина – жительница дома 6 на улице Боровая. Во время взрыва пенсионерка занималась домашними делами, но, увидев в окно обрушение последнего этажа соседней пятиэтажки, собралась и вышла на улицу.
– Мне очень тяжело сейчас это всё вспоминать. Всё было как в тумане: я позвонила родным, слава Богу, их не было дома. Сейчас стала приходить в себя и поняла, что даже одеться толком не успела. Мне так холодно, отведите меня домой.
Два многоэтажных дома оцепила полиция: из-за опасности обрушения жителей попросили покинуть квартиры. К сотруднику МВД подходят две женщины:
– Впустите нас домой. Мы из 4 и 5-го подъезда, наши квартиры даже не пострадали.
– Простите, но запрещено.
– Вы понимаете, у нас там родные остались. Мой муж спал во время взрыва, а в соседней квартире бабушка лежачая, её нужно вынести.
"Если жильё признают аварийным, нам некуда будет пойти"
В пострадавшем доме живёт много стариков. В одной из разрушенных квартир проживала бабушка-инвалид.
– Конечно, люди сейчас очень переживают, – рассказывает сотрудник МЧС России по Забайкальскому краю Роман Макаров, – много ругаются, не знают, что с ними будет дальше. Хорошо, что нет погибших. Среди пострадавших два ребёнка и бабушка. Когда мы её вытащили из-под обломков, вся синяя была. На улице не лето, промёрзла вся.
Виктор Харитонов вместе с супругой и ребёнком живёт во втором подъезде на третьем этаже. Во время взрыва он был дома. Услышав страшный грохот, вместе с дочкой выбежал на улицу.
– Показалось, что началось землетрясение. Мы выбежали во двор и первое, что увидели, – смятая машина, на которую упала огромная бетонная плита. Я посмотрел наверх, а там несколько квартир буквально уничтожены. Тогда я и понял, что газ взорвался. Этим и должно было рано или поздно закончиться.
– Что именно должно было закончиться?
– Спор между управляющей компанией "Уют" и газовщиками. Они на протяжении двух лет не могли решить, кто должен заниматься обслуживанием газопровода. Потом управляющая компания обанкротилась, нами занялась УК "Успех". Вот они нашли общий язык с "Читаоблгазом", и на прошлой неделе к нам наведались специалисты, проверяли состояние оборудования, чтобы газ пустить.
– Неполадки обнаружили?
– Нет, сказали, что всё хорошо. Но, как видите, ничего хорошего. Сейчас ещё специалисты говорят, что дом могут признать аварийным. Если такое случится, то нам некуда будет пойти. Сами знаете, что ничего хорошего в нашем государстве на замену не дадут. А у нас хоть дом и с советских времён стоит, но простоял бы ещё много лет, если бы не этот взрыв.
"Это должно было случиться" – а глава администрации просто пожал плечами"
– А мы сначала так обрадовались, когда узнали, что газ будет, – рассказывает Елена Козел, жительница квартиры, расположенной на первом этаже подъезда, в котором произошёл взрыв. – Наш дом не предназначен для установки электрических плиток, всё от газа. Но последние два года нам приходилось пользоваться маленькими конфорками. Но вы сами понимаете: это невозможно, у нас проводка буквально искрилась. И это с тем учётом, что мощных плит ни у кого не было.
Во время взрыва Елена находилась на работе. Об аварии узнала от соседей и вместе с коллегой побежала в сторону дома.
– Я живу в соседнем доме, в шестом, – говорит коллега Елены Ольга, – мы тоже газифицированы, но, как и соседи, вынуждены пользоваться электричеством. Обещают, что газ дадут после подачи в пятый дом. Но мы больше и не хотим, лучше так, потихонечку на одной конфорке, чем "подлететь" в своей же квартире.
Елена Козел вместе с соседкой Валентиной с августа 2021 года пыталась добиться подачи газа в пятиэтажки. Женщины обращались за помощью напрямую к главе администрации Ингодинского района Читы Михаилу Шибаеву.
– Мы и судились с представителями управляющей компании, которые вопросом газификации даже не занимались, зато ежемесячно брали с нас деньги за содержание газопровода, и в "Читаоблгаз" обращались, и писали в Жилищную инспекцию.
– А в городскую администрацию за помощью не обращались?
– Там, конечно, всё знали. Когда к Шибаеву пришли, он сказал, что нам необязательно тревожить Сапожникова (бывший сити-менеджер Читы, сейчас принимающий участие в войне в Украине. – С.Р.), он сам займётся этим вопросом. Даже отписку прислал, что наш вопрос поставлен на рассмотрение, что в нашей проблеме разбираются.
Елена вспоминает: подачу газа обещали возобновить 7 марта, но в этот день представители "Читаоблгаза" впервые зашли к ней в квартиру проверить оборудование.
– Ко мне пришли, посмотрели трубу, сказали, что всё хорошо. Но газ так и не появился. Девятого утром они пришли, опять посмотрели трубу, заменили какую-то резинку. Уже оказалось, что не всё хорошо. Спустя час после их прихода, уже когда я на работу ушла, произошел взрыв. А сейчас я узнаю, что они не по всем квартирам даже прошли, посмотрели. У моей соседки так вообще газовая труба обрезана, а к ней даже не заходили. Как без проверки можно было подавать газ?! – возмущается Елена.
"У нашей властей, как всегда, виноваты жители"
– Вы посмотрите, что в наших местных новостях о взрыве рассказывают, – говорит Елена Козел. – Мой муж сейчас на даче телевизор включил, а там рассказывают, будто у кого-то из жителей дома баллон с газом взорвался. Ну это же враньё.
К ней подходят люди и представители читинской прессы.
– Ну, так пусть пресса нам сейчас и ответит, кто из них такое пишет, – говорит присутствующая здесь заместитель главы администрации Ингодинского района Елена Тачкина.
– Мы вам должны рассказывать, откуда берём информацию для новостей? – ответил ей один из журналистов. – Это берётся из пресс-релизов Следственного комитета и прокуратуры.
Пресс-секретарь Следственного комитета Забайкальского края Егор Марков, приехавший на место взрыва, комментировать ситуацию отказался и на вопросы жильцов не ответил. Лишь стоял и молча слушал Елену Козел.
– Мы уже привыкли к этому бардаку. Но когда же это прекратится? Когда вы перестанете винить народ, а начнёте исправлять свои ошибки? Когда наши органы начнут выполнять свою работу как следует, чтобы после не искать виноватых? Не обвинять невиновных? Только недавно взорвался дом в Новосибирске, до этого в других городах дома взрывались и по той же причине. Сколько ещё аварий должно произойти, сколько людей погибнуть, чтобы вы начали работать?
Позже на сайте Следственного комитета по Забайкальскому краю появилось сообщение о возбуждении уголовного дела по статьям об оказании услуг ненадлежащего качества (ч. 2 ст. 238 УК РФ) и о халатности (ч. 1 ст. 293 УК РФ) "по факту хлопка бытового газа, в результате которого в жилом многоквартирном доме в поселке Антипиха в Чите частично разрушены несколько квартир".
По официальным данным, при взрыве в жилом доме в посёлке Антипиха в Чите спасено 13 человек, 11 пострадали, среди них трое детей. Погибших нет.
"Тенденция к росту взрывов есть"
Глава Министерства ЖКХ Забайкальского края Алексей Головинкин на заседании региональной комиссии по чрезвычайным ситуациям объявил о внеплановой проверке всех газифицированных домов края. О том, когда последний раз проводилась такая проверка, министр не уточнил.
– Тенденция к росту таких ЧП есть, этого нельзя отрицать. Инциденты с газом происходят регулярно осенью и зимой, – поясняет председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. – Причина в том, что отсутствует единый орган газового надзора, который контролировал бы как потребителей, так и поставщиков. Сегодня сами поставщики газа должны контролировать потребителей, но здесь начинается конфликт интересов. В теории поставщики должны ограничивать подачу газа туда, где плиты не соответствуют нормам безопасности, но в таком случае они лишаются дохода и поэтому не слишком щепетильны.
Эксперт считает это фактически отсутствием контроля за состоянием газового оборудования на федеральном уровне.
– Этот рост ЧП мы наблюдаем уже несколько лет, но государство ничего кардинального и системного не делает. Де-юре это в том числе проблема Министерства строительства и ЖКХ, но оно на сегодня контролирует только стройку, и по сути газ у нас в стране вообще никем не регулируется и не контролируется. Конечно, в таких условиях число взрывов будет расти.
Кроме того, должна быть госпрограмма по установке систем безопасности и датчиков для плит и газовых колонок. В России есть аналогичная программа для электросчетчиков, которые бесплатно меняют на "умные". Но не по газу – у большинства плит и колонок все сроки эксплуатации превышены, нормам безопасности они не соответствуют, и государство должно бы ими заняться – осматривать, выявлять истекшие сроки, помогать в замене устаревших, – считает эксперт. – Если посмотреть на европейских соседей – там практически нет аварий с бытовым газом. Италия и Восточная Германия, например, активно используют газовые колонки, современные, со всеми датчиками безопасности, и взрывов у них нет. С периодичностью, аналогичной в нашей стране, бытовые взрывы происходят в Турции – там и низкое качество строительства, и коррумпированная система, и слабый надзор.
На месте взрыва всю ночь разбирали завалы. Будут ремонтировать дом или он не поддается восстановлению, пока неизвестно. Известно, что взрыв повредил шесть квартир общей площадью 1,8 тысячи кубических метров.
Ни сегодня, ни вчера жильцов уцелевших подъездов не пустили в квартиры – их и соседей из пострадавших подъездов направят в пункты временного размещения в 14-й школе и лагере "Березка". По словам чиновников, их дома будут охранять от мародеров полицейские.
О помощи жителям соседних домов, тоже пострадавшим от взрыва, власти города и края молчат. В домах на Боровой №4 и 8 взрывной волной выбило все окна – ночью в Чите температура опускалась до –13 градусов.