Ссылки для упрощенного доступа

"Вспоминать противно и страшно". Жертвами взрыва в Новосибирске стали 13 человек


Новосибирск, взрыв газа 9 февраля
Новосибирск, взрыв газа 9 февраля

Утром 10 февраля стало известно, что в результате обрушения пятиэтажного дома по адресу Линейная, 39 в Новосибирске погибло 13 человек. 9 февраля около 8 утра, когда многие еще собирались на работу, здесь произошел взрыв и обрушились два подъезда. Губернатор Андрей Травников в своем телеграме назвал происшествие "хлопком" и, побывав на месте трагедии, отправился открывать новый терминал аэропорта Толмачево. В этой торжественной церемонии через видеосвязь участвовал президент Владимир Путин.

Чтобы не пропускать главные материалы Сибирь.Реалии, подпишитесь на наш YouТube, инстаграм и телеграм.

По факту взрыва Следственный комитет возбудил уголовное дело. Задержаны двое жителей Омской области, которые занимались техническим обслуживанием газовых плит в доме. Им вменяют оказание услуг, не соответствующих безопасности.

"Нашлись бы они…"

Взрыв прогремел в 7.43 по местному времени, разрушив 30 квартир. Один подъезд рухнул сразу, второй был разрушен частично. Тут же начался пожар – огонь быстро распространился на большую площадь, около 300 квадратных метров. Корреспондент Сибирь.Реалии оказался на месте ЧП вскоре после его начала.

Утро 9 февраля в Новосибирске было холодным – около минус 20. Место взрыва можно было определить издалека – в небо поднимались огромные столбы пара, пыли и дыма. У полуразрушенного дома уже стояла толпа людей, машины пожарных пытались втиснуться в заставленный легковыми автомобилями узкий дворик.

Пожарные по лестнице тянули шланг вверх, чтобы пролить крышу. Пламя в итоге удалось сбить ближе к 11. Удивительным образом в обвалившемся подъезде сохранилась одна квартира на последнем этаже. Ее стены и пол были повреждены, но сразу не упали.

– Бабушка наша чудом осталась жива, – рассказал Сергей. – Она осталась у нас в гостях. Ее квартира как раз в этом обвалившемся подъезде. И тут еще квартира моего товарища, у нас дети ровесники – им по два года. Как раз в этой повисшей квартире на пятом этаже они жили. Он сам жив, а что с семьей – неизвестно. Нашлись бы они…

Через несколько часов выяснилось, что семья друга, о котором говорил Сергей, погибла. Спасатели обнаружили тела Надежды Белик – ей в тот день исполнился 31 год, – а затем и ее двухлетней дочери. Мужу Надежды, который в этот момент находился рядом с домом и опознавал их тела, стало плохо, ему понадобилась помощь медиков.

После взрыва из дома эвакуировали 50 жителей. Не все сумели покинуть свои квартиры самостоятельно, им помогали спасатели. Тела погибших извлекали из-под завалов на протяжении всего дня. Сначала экстренные службы сообщили об одной жертве и четырех пострадавших. Чуть позже СМИ рассказали о втором погибшем. Оказалось, что при взрыве погиб случайный прохожий.

Во дворе дома довольно быстро установили красную палатку – штаб по ликвидации аварии. Около 9.30 на место приехал губернатор Андрей Травников. И тут же полицейские стали отгонять всех, на их взгляд, посторонних далеко за зону, обозначенную красной лентой.

Вскоре из дома вынесли тело первого погибшего.

Во двор пригнали трактор для уборки снега. За ним на площадку перед домом въехал кран – позже с его помощью обрушили сохранившуюся между частями дома перемычку – часть кровли и ту самую повисшую квартиру.

Через некоторое время руководитель областного МЧС генерал Виктор Орлов прямо во дворе подошел к журналистам. Он рассказал, что погибший только один, второго пострадавшего в 34-й больнице удалось откачать. По его словам, основное затруднение для пожарных – это двор, заваленный снегом, который мешает лучше расставить технику.

После брифинга к ограждению, выставленному по периметру вокруг горящего здания, подошла пожилая женщина.

– Я приехала, чтобы узнать о судьбе знакомой семьи из 39-й квартиры, – рассказала пенсионерка Нина Валетова. – Я уже в школу сбегала – там сидят участковые, но они ничего не знают, я там еще меньше, чем здесь, узнала.

"Думала, что война"

Вот как рассказывает о произошедшем на сайте NGS жительница соседнего дома.

"Думала, что война! Проснулась от того, что подбросило в кровати. В мыслях: "Наш дом следующий". Подбежали к окну, рушится дом. Муж говорит: "Это газ". Я начала собираться на улицу. В отряде "ЛизаАлерт" много лет, проходила курсы первой помощи. Прошу у мужа его вещи. Они ведь большого размера и подойдут почти всем. Он дает две куртки и одевается тоже.

Выходим на улицу, оббегаем дом. Там знакомая Татьяна, она в шоке. Шла на работу, ее отбросило взрывной волной в сугроб. Был еще парень. Не знаю имя. Она встала, позвонила в службы. Обнимаю Татьяну, говорю какие-то слова, иду дальше. Передо мной дом...

Подхожу к обрушенному подъезду. На 3–4-м этаже (по ощущениям) люди. Просят помощи. Мужчины кричат, что нужна помощь эвакуировать людей сверху. Начинают помогать. Не знаю их имен, но они герои для меня. Я слышу из-под завала плит голоса о помощи. Со мной мои дети. Понимаю, что это газ, всё горит, сзади меня газовая подстанция.

Я не первый год в отряде "ЛизаАлерт". Не один километр по лесу пройден. Когда ты идешь в лес, то понимаешь, что ты можешь помочь, есть шанс, надежда, крылья за спиной. А тут стоишь, слышишь людей под завалами и чувствуешь свою беспомощность.

Пожарные приехали моментально. Пока я стояла и раздумывала, лезть ли на завал, показалась пожарная машина. Они подъехали, подставили лестницу и эвакуировали людей. Потом начался поток машин МЧС, скорой и других спецслужб.

У подъезда люди с 7-летним мальчиком. Он дома был с мамой, когда начал потолок падать. Они стали выходить из подъезда. Он вышел, а мама не успела.

Забрала мальчика к себе. Нурик сперва мало разговаривал, заикался прям. Я спрашивала, как зовут папу, он говорил: "Не помню, номер квартиры – не помню, номер школы – не помню". У него такой шок был, он вообще ничего не мог вспомнить.

Психологи пришли, поговорили с ним, сказали: "С папой созвонились, сейчас идем к папе, мама в больнице". Он понял, что она жива, и начал всё рассказывать. Я вышла из комнаты, закрыла дверь. Он с психологом разговаривал, рассказывал там без остановки. Потом его увели к папе".

"С ней что-то случилось трагическое"

В школе №85, расположенной в нескольких сотнях метров от взорвавшегося дома, власти организовали пункт обогрева. Туда направляли жильцов, которым не требовалась медицинская помощь. Там же был размещен мобильный пункт прокуратуры, работали сотрудники Следственного комитета – они опрашивали очевидцев.

– Я вышла из дома первая, наверное, – рассказала жительница дома Яна. – Проснулась за пять минут до взрыва. У меня было неспокойно на душе, но я переживала по другому поводу. Я встала, и поэтому мы так быстро среагировали. Я не поняла, что произошло. Я подумала, что это землетрясение. Был толчок, что-то попадало, и свет погас. Я подняла детей, у меня еще три собаки. Выглянула с балкона и увидела, что нету полностью подъезда. Я детям сказала: "Ускоряемся!", потому что побоялась, что и наш подъезд обрушится. Мы за пять минут оделись и вышли первые. Мы ушли с места, поэтому я ничего дальше не видела. Я живу на четвертом этаже, у нас все стекла остались целы.

Яна пришла в школу, чтобы узнать, когда можно будет зайти в дом, забрать вещи. Но ответить ей никто не смог.

С жителями дома и родственниками тех, чья судьба неизвестна, работали психологи и сотрудники МЧС. Они же пытались установить местонахождение всех жильцов. Для пострадавших приготовили еду и помещение, где можно отдохнуть.

В школьном коридоре собралась толпа из сотрудников экстренных служб, журналистов, жильцов пострадавшего дома и их родственники. Из уст в уста передается слух, что накануне по квартирам ходили какие-то люди, представлявшиеся сотрудниками газовой службы, и предлагали диагностику оборудования. Якобы кому-то даже меняли шланги.

– Противно вспоминать и страшно, – говорит женщина с костылем. – Хлопок непонятный. Посмотрела в окна – там люди. Я их спросила, что случилось? Взрыв, говорят. Но я сама не вышла, меня эмчээсники выводили из дома. Вчера ходили и проверяли газовое оборудование. Я не пустила никого, хотя ко мне долго стучали и звонили. У нас в подъезде никто из жильцов их не запустил. Запаха газа не было. Говорят, что во втором подъезде все-таки они прорвались к кому-то в квартиру, не то шланг заменили у газовой плиты, не то что. Но это все домыслы и слухи, что там на самом деле было?

Мужчина за 50 с мокрыми глазами стоит в коридоре.

– Жена сына у меня там, – говорит он. – Похоже, с ней что-то случилось трагическое. Что тут можно сказать? Тот, кто разбирает завалы, – ничего не знает или не сообщает нам. Сын был в ночной смене, а она как раз собиралась на работу, судя по времени.

– Наш подъезд целый, – рассказала пенсионерка Римма Андреевна. – В семь часов с чем-то как бабахнуло, и дом подпрыгнул. Бабахнуло, как будто это не газ взорвался, а что-то большее. Я думаю: "Что делать?" Кое-как оделась и бегом на улицу. Там остались документы и всё. Я замерзла, а ребята меня позвали в пожарную машину – я там грелась. Вещи забрать меня не пустили. Я почему-то только замерзла, но не испугалась и до сих пор успокаиваю других.

– Если бы вовремя пожарные оказались на месте, как вызвали... Они приехали – у них воды нет. Они шланги тянули черт-те откуда. И с одного края дома тушили, а с другого нет, а именно там был очаг огромный, они, что, его не видели? – возмущается в коридоре одна из пострадавших и просит журналистов не называть ее имя.

В начале первого мэр Новосибирска Анатолий Локоть провел в пункте обогрева брифинг. На тот момент было по-прежнему известно лишь об одном погибшем и 11 госпитализированных, судьба еще 11 жильцов оставалась неизвестной. Оказалось, что всего в доме прописано 117 человек, часть квартир сдавалась в аренду, поэтому точное число жителей установить сложно. Тех, кому некуда идти, расселили по гостиницам и в маневренном фонде муниципалитета.

Вскоре новосибирский губернатор Андрей Травников в телеграме сообщил, что разрушенный дом восстанавливать не будут, а жителей расселят.

"Временное решение жилищного вопроса – это предоставление нуждающимся маневренного муниципального жилого фонда, но принципиальное решение уже принято – жители дома на Линейной, 39 в оперативном порядке будут расселены с использованием инструмента региональной адресной программы Новосибирской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда", – написал он.

В тот день, 9 февраля, в Новосибирске было запланировано открытие нового терминала аэропорта Толмачево – его, как и участие в нем Владимира Путина, неоднократно заранее проанонсировали. Строили терминал пять лет. За это время его стоимость выросла с 13,7 миллиарда рублей до 18,1 миллиарда.

Несмотря на взрыв, церемонию власти отменять не стали. И только потом, проведя торжественное открытие и отчитавшись о нем в СМИ, губернатор объявил 10 февраля в области траур по погибшим.

Утром 10 февраля МЧС отчиталось об окончании разборов завалов и подтвердило, что число погибших, которое медленно менялось в течение предыдущего дня, достигло 13. В больницах находятся семь пострадавших во время взрыва. Двое пациентов, мать и сын, остаются в реанимации, их состояние стабильно тяжелое.

Кто ответит?

Следственный комитет по факту взрыва возбудил уголовное дело по статье об оказании услуг, не соответствующих правилам безопасности. Задержаны двое жителей Омской области, 45-летняя женщина и 25-летний мужчина.

По данным следствия, они занимались техническим обслуживанием газовых плит в доме, представляясь сотрудниками "Межрегионгаз Сервиса". Из-за утечки газа произошел взрыв, уточнили в ведомстве.

Гендиректор компании "Новосибирскоблгаз" Татьяна Пьянова рассказала "НГС" о людях, которые 9 февраля ходили по квартирам дома под видом официальных газовиков и навязывали услуги. В компанию по этому поводу поступали звонки жителей с улицы Линейной.

В разрушенный дом газ поставляет "Новосибирскоблгаз", а обслуживанием газовых сетей занимается компания "Газпром Газораспределение Томск". Пьянова уверяет, что сервисное обслуживание дома проводилось в 2022 году и все было нормально.

По ее словам, наиболее активно мошенники, представляющиеся официальными газовыми службами, действовали в 2020 и 2021 годах. Они настойчиво предлагали установку и замену счетчиков, плит, различный ремонт, диагностику и так далее. Стоимость их услуг превышала средние цены в несколько раз.

В прокуратуре сообщили, что каждому жильцу пострадавшего от взрыва газа дома в Новосибирске выплатят по 32 тысячи рублей. В мэрии заявили, что пострадавшие получат по 100 тысяч рублей. Губернатор Андрей Травников заявил, что семьям погибших выплатят по миллиону. В школу №85, что рядом с рухнувшим домом горожане мешками приносят гуманитарную помощь.

10 февраля прошел суд по мере пресечения для задержанных в рамках расследования дела о взрыве в доме на Линейной. 45-летнюю Ирину Урбах арестовали на ближайшие два месяца. Вину свою она не признает, требует экспертизы.

– Мы были в доме шестого числа. Я контролер, напарник – монтажник. Меняли газовые трубки в двух квартирах, – цитирует Урбах НГС.

Второй задержанный Евгений Кавун тоже не согласен с обвинением:

– Я проводил в доме работы, но с тех пор очень большое количество времени прошло. Трое суток. За трое суток, если бы была утечка, люди бы почувствовали запах газ.

XS
SM
MD
LG