Миф о Сталине-полководце, выигравшем Вторую мировую войну, об отце народов, который принял страну с сохой, а оставил с атомной бомбой, – это, пожалуй, главное наследие СССР, его стратегический продукт, с каждым годом растущий в цене. По данным "Левада-центра", количество россиян, считающих Сталина "великим вождем", в 2021 году выросло до 56%. Через полгода после публикации этих результатов, в первые дни российской агрессии против Украины, в России был окончательно ликвидирован "Международный Мемориал", чья деятельность, по мнению Генпрокуратуры, создавала "лживый образ СССР как террористического государства". Таким образом, российские власти сделали окончательный выбор в историческом споре, который уже 70 лет раскалывает общество – выбор в пользу ностальгии по утраченному имперскому величию и фантазий о возрождении СССР.
"Альтернативная советская цивилизация, реализованная Сталиным и зафиксированная им в Большой Советской Энциклопедии, все больше стала походить на Атлантиду. И сейчас мы уже в полной мере вернулись на тривиальный путь развития человечества. Человечество отказало себе в том, чтобы развиваться по божественному пути, по пути ино-истории. Мы влипли в мерзкую тривиальность", – говорил в 2003-м писатель-сталинист Александр Проханов.
Таким видится ему и его единомышленникам демократическое общество – "мерзкая тривиальность" без репрессий и войн, "бездуховное" прозябание страны, которую никто не боится. Именно эта идеология и легла в основу нынешнего путинского режима и стала оправданием его агрессии в Украину. Но дата – 5 марта – дает надежду, о которой Сибирь.Реалии поговорили с председателем совета Научно-исторического и просветительского центра "Мемориал" Ириной Щербаковой.
"А за столом Россию пропивает Пахан Советов Иоська Гуталин"
70 лет назад, 5 марта 1953 года, далеко не вся страна проливала слезы об усопшем тиране, как это представляла официальная пропаганда того времени.
Писатель Лев Разгон, один из основателей общества "Мемориал", а в то время простой советский заключенный, вспоминал в своих мемуарах, как как в начале марта 53-го он вдруг увидел бегущую по тундре фигурку. Человек что-то страшно кричал. Сначала Разгон решил, что за бегуном кто-то гонится, но потом услышал: "Сдох! Гуталинщик загнулся!" (одно из самых распространенных в те годы прозвищ Сталина – сына сапожника. В одной из воровских песен тех лет упоминалось это прозвище: "В кремлевском зале музыка играет, Благоухают ландыш и жасмин, А за столом Россию пропивает Пахан Советов Иоська Гуталин!").
Писатель Юз Алешковский, отбывавший тогда срок в сибирском лагере, вспоминал, как тоже испытывал ликование в тот день, когда радио голосом Левитана подтвердило уже ходившие среди заключенных слухи о том, что "хозяин дошел". Молодой Юз бежал по лагерю среди бараков и тоже кричал: "Гуталин сдох!"
Долгожданную для миллионов репрессированных развязку много лет спустя Елена Боннер назовет "Чейн-Стоксово дыхание весны" – по имени синдрома Чейна-Стокса, часто упоминавшегося в те дни в бюллетене о состоянии здоровья Сталина.
Александр Солженицын посвятил этому дню одно из лучших своих стихотворений "5 марта 1953 года":
Пересчитал грехи? Задохся в Божий час?
Упрямый бес! Что чувствуешь, изыдя
Из рёбер, где держался уцепясь?
Косятся на меня, что, де, я шапки не́ снял,
Но, лагерями мятое, черно́ моё лицо.
Легко мне, радостно и – жаль:
ушёл от русской мести,
Перехитрил ты нас, кацо!
Писатель Даниил Андреев, в то время сидевший во Владимирской тюрьме и работавший над своим грандиозным трактатом "Роза мира", объяснял миф о гениальности бездарного Сталина воздействием мистических сил – демонических стихиалий, – управляющих ходом истории. Естественно, что демоны, в обмен на свои услуги, требуют человеческих жертв. Похороны Сталина были, по мнению Андреева, последней жертвой, которую диктатор принес своим покровителям:
"Ваш Сталин накрылся!"
Простые и часто совсем необразованные советские граждане тоже далеко не всегда выражали скорбь об усопшем. Весной 1953 года по всей стране, а в Сибири особенно, были заведены тысячи уголовных дел на тех, кто непочтительно высказывался о великом вожде и обстоятельствах его кончины.
Подборка надзорных производств прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде была издана фондом "Демократия" А. Н. Яковлева, 1999.
7 марта 1953 г.
Попов Н. В. (1910 года рождения, русский, неграмотный, без определенных занятий и места жительства, Приморский край), находясь в билетном зале на железнодорожной станции Манзовка, пел песни. Из показаний свидетеля: "Я подошел к нему и попросил его прекратить пение, я ему сказал: "Отец, прекрати петь, сейчас тяжелое время переживает вся страна, умер товарищ Сталин". В ответ на это гражданин Попов обозвал меня врагом, сопляком и молокососом и заявил, что "товарищу Сталину я говорил, что он проживет столько лет, сколько он прожил, так оно и вышло". После этого он нецензурно выразился по адресу коммунистической партии Советского Союза и Ленинского комсомола".
8 марта 1953 г.
Соснин М. Я. (1931 года рождения, еврей, проводник, г. Иркутск) завязал ссору с продавцами магазина, требуя вынести для продажи спрятанные продукты, продавцы оскорбляли его в связи с его национальностью, а затем позвали милиционера и составили акт о его высказываниях о русском народе и траурных днях.
21 марта 1953
Пейт Я. И. (1923 года рождения, немец, судим в 1942 г., колхозник, Северо-Казахстанская область) в ночь с 9 на 10 марта 1953 г. после траурного митинга сорвал портрет Сталина, бросил в снег и растоптал. В судебном заседании признался, что был совершенно трезвый и растоптав портрет сказал: "Чтобы мои глаза тебя больше не видели", а также показал: "Я недоволен советской властью за то, что мне как немцу спецпоселенцу приходилось часто являться комендатуру расписываться и за то, что меня посадили на 10 лет в тюрьму".
24 марта 1953
Бурмакин В. Н. (1907 года рождения, русский, образование 7 классов, рабочий вокзала, станция Тюмень) на протяжении 1952–1953 гг. систематически критиковал условия жизни рабочих и техническое развитие Америки и Советского Союза, в марте 1953 г. во время передачи по радио сообщения о смерти Сталина сказал рабочей вокзала: "Не плачь, дорогая, хватит, попил он нашей крови".
30 марта 1953
Рощупкин Н. П. (1929 года рождения, русский, подсобный рабочий на пароходе, г. Минусинск Красноярского края) 14 марта 1953 г. в нетрезвом состоянии в гостях в разговоре о похоронах Сталина сказал: "Подох и черт с ним, он прожил 73 года, а нам и этого не прожить, они там сидят, тысячи получают, да пузу наедают, а мы здесь работаем день и ночь за 100 руб.".
3 апреля 1953
Панчук Н. П. (1928 года рождения, русский, образование 4 класса, прежде судим за кражу, освободился из заключения, электросварщик, временно не работал, г. Красноярск) 6 марта 1953 г. в помещении речного вокзала в нетрезвом состоянии "стоя перед портретом товарища Сталина в траурной рамке, высказал радость и удовлетворение по поводу смерти товарища Сталина".
10 апреля 1953
Якимович М. Н. (1909 года рождения, русский, образование 2 класса, уволен с работы за пьянство и прогулы, г. Новосибирск) 7 марта 1953 г. в пивной нецензурно ругался и говорил: "Ваш Сталин накрылся".
10 апреля 1953
Рыжов И. С. (1915 года рождения, русский, образование 6 классов, кочегар, ст. Манзовка Приморского края) в 1952 – начале 1953 г. Пересказывал рабочим содержание передач радиостанции "Голос Америки", во время болезни Сталина сказал: "Сдыхает, а людям не дает пожить свободно. Хотя бы перед смертью провел снижение цен на продукты и промышленные товары".
11 апреля 1953
Салапаева Л. В. (1909 года рождения, русская, заключенная, г. Омск) 6 марта 1953 г. сказала о болезни Сталина: "Если умрет, это к лучшему, царство ему небесное", далее стала плясать и петь песню "не скучай, не горюй", а дальше нецензурно. Показав на заднюю часть тела, сказала: "Она давно предчувствовала, что он умрет".
17 апреля 1953
Косаурихин Ф. П. (1901 года рождения, русский, образование 3 класса, прежде судим, без определенных занятий, г. Южно-Сахалинск) в 1951 г. сказал, что решающую роль в победе в войне сыграл не Сталин, а Жуков; 6 марта 1953 г. в нетрезвом состоянии у винного ларька говорил, что выпил в честь праздника – смерти Сталина, "народ я уважаю, но советскую власть нет. Советская власть мне не нужна", "подумаешь, умер вождь народа, что он незаменимый, что ли, человек, ведь раньше до него гораздо лучше жили". Читал антисоветские стихи.
23 апреля 1953
Батаков А. В. (1928 года рождения, русский, образование низшее, заключенный, РСФСР), Гнелицкий Н. А. (1932 года рождения, русский, образование низшее, заключенный), Кибаков Л. Н. (1931 года рождения, русский, образование низшее, заключенный) 6 января 1953 г. в изоляторе пели частушку: "Когда Ленин умирал, Сталину приказывал, рабочим хлеба не давать, мяса не показывать", 12 марта 1953 г.: "Когда Сталин умер, то супу не дали, а когда Маленков умрет, то хлеба не дадут".
25 апреля 1953
Цивилев А. А. (1923 года рождения, коми, образование 8 классов, исключен из кандидатов в члены КПСС за утерю кандидатской карточки и венчание в церкви, бухгалтер колхоза, г. Сыктывкар) 4 марта 1953 г., узнав о болезни Сталина, сказал, что "он, может, выпил, как и мы, холодного вина и простудился". 9 марта он рассказывал, что, когда гроб с телом Сталина был установлен в колонном зале Дома Союзов, "всем хотелось посмотреть, после этой толкучки собрали 2 машины галош и повезли продавать".
29 апреля 1953
Махотин А. Ф. (1903 года рождения, образование 3 класса, участник войны, без определенных занятий, г. Биробиджан Еврейской автономной области)
18 марта 1953 г. на вокзале станции Биробиджан сказал: "Два вождя у нас подохло, а третий на очереди", говорил о скором приходе американцев".
12 мая 1953
Сабанскис А. И. (1911 года рождения, литовец, образование высшее, кулинар, заключенный, Иркутская область) в марте 1953 г, говорил заключенным: "Ты мне хороший друг по работе, но я тебя ненавижу лишь потому, что ты русский. Как вас любить, вы нас, литовцев, убивали, дома жгли, убивали братьев и сестер и загнали всех в Сибирь, нас, литовцев, выслали, часть осудили, мы вас не трогали, жили хорошо, вы сами пришли, нахально влезли к нам". По поводу смерти Сталина сказал: "Вот умер один кровопивец, на одного теперь стало меньше".
30 мая 1953
Грицив Б. Н. (1931 года рождения, украинец, образование 5 классов, член ВЛКСМ, рабочий судоремонтного завода, г. Николаевск-на-Амуре Нижне-Амурской области) 4 марта 1954г. в общежитии играл на гармошке и мешал товарищам слушать бюллетень о болезни Сталина, нецензурно выругался в его адрес и сказал, что еще лучше было бы, если бы они все умерли, что скоро будет война с Америкой, и она разобьет СССР.
Денисов И. М. (1927 года рождения, русский, образование 4 класса, дважды судим, заключенный, РСФСР) 6 марта 1953 г. в лагерной парикмахерской, услышав о смерти Сталина, сказал: "Скорей бы все правительство похоронили".
Оказался смертным
Председатель совета Научно-исторического и просветительского центра "Мемориал", германист Ирина Щербакова в интервью Сибирь.Реалии рассказала о том, почему именно сейчас важно отмечать 5 марта как оптимистическую дату российской истории.
– "Мемориал" отмечает день смерти Сталина уже 30 лет. С началом войны в Украине контекст этого мероприятия изменился?
– Эта дата очень важна сейчас потому, что она говорит нам о том, что тираны не вечны. И с уходом тирана общество не погружается в хаос, как совершенно искренне думали очень многие в 1953 году. Многим тогда было ясно, что Сталин умирает. Особенно тем, кто внимательно читал медицинские сводки о состоянии здоровья "вождя". Это ставшее знаменитым "дыхание Чейн-Стокса". Люди находились в паническом состоянии. Все спрашивали: а что будет дальше? Последние месяцы перед смертью Сталина все ощущали начало нового витка репрессий – дело врачей, страшное в своей средневековой мрачности, слухи о депортации евреев на Дальний Восток – казалось, что ситуация так сгущается, что, если он умрет, то всё пойдет вразнос, и страна погрузится в ещё больший кошмар. Стихотворение "На смерть Сталина", которое в 1953 году написал молодой Наум Коржавин, находившийся тогда в ссылке, отражает тревожную атмосферу тех дней:
В его поступках
лжи так много было,
А свет знамен
их так скрывал в дыму,
Что сопоставить это все
не в силах –
Мы просто
слепо верили ему.
Моя страна!
Неужто бестолково
Ушла, пропала вся твоя борьба?
В тяжелом, мутном взгляде Маленкова
Неужто нынче
вся твоя судьба?
Наум Коржавин. На смерть Сталина
– Многие так вспоминают день похорон. Вопрос: а что же теперь будет? Как мы теперь будем жить – осиротевшая страна без сильной руки? И похороны Сталина, сопровождавшиеся страшной давкой, тоже произвели гнетущее впечатление надвигающегося хаоса. Но, с другой стороны, люди, которые прорвались на похороны, испытывали такое светское чувство, что им удалось попасть в число избранных, которые вживую увидели Сталина в гробу. Многие испытывали удивление: надо же, мы думали, что он бог, а он все-таки оказался смертным. Одна девушка-студентка прорвалась к гробу и была поражена тем, какой низкий у Сталина лоб.
Начинается постепенное снятие божественности с образа. Да, конечно, остается ещё три года до ХХ съезда, и памятники вождю по-прежнему стоят, но уже чувствуется снижение градус всенародной любви. Начинается оттепель – как это определил Эренбург. Конечно, потом не раз вернутся "заморозки", но эта дата – 5 марта – она дает нам всем надежду, являясь напоминанием о неизбежной смертности тиранов и диктаторов. И печальной участи тех, кто им прислуживает: сразу после кончины своего патрона они начинают суетиться, доказывать, что они ничего не знали или что они всегда были против, но обстоятельства вынуждали их скрывать свои взгляды, и так далее и тому подобное. На самом деле драматург Евгений Шварц задолго до смерти Сталина всю эту картину описал и показал души людей, изуродованные диктатурой. Потому что люди привыкли быть покорными, не сопротивляться и ничего не менять в своей жизни. Вот с этими душами надо работать, потому что иначе всегда останется шанс на возврат дракона. И я считаю, что в этом смысле 5 марта чрезвычайно оптимистическая дата, – говорит Ирина Щербакова.
Не зря писатель Лев Разгон до конца своей жизни отмечал 5 марта – день смерти Сталина – как праздник. "В этот день я пью водку, – признавался он, – Это было такое счастье, что он умер. Это было счастье для страны и счастье для меня. Я выиграл соревнование со Сталиным. Он – умер, а я – выжил. И живу".